Обзор № 19/д ИНФО ОГПУ выдержек из красноармейских документов частей РККА за июнь 1930 г. 9 августа 1930 г.
9 августа 1930 г.
Серия «К»
Совершенно секретно Составлен 3 ИНФО ОГПУ
Настоящий обзор составлен на основании материалов, присланных из ПП ОГПУ Московской области, БВО, СВО, ЛВО, ЦЧО, ИПО, НВК, Западной области, УССР, Крыма, Урала, Средней Азии, Нижкрая и Татарского отдела ОГПУ.
Всего через поименованные органы за июнь месяц прошло 1626610 документов. Прочитано 525408, т.е. 32,3%. Из них с положительным содержанием — 36335 документов, т.е. 6,7%, с отрицательным содержанием — 22786 документов, т.е. 4,3%, личного характера — 466287 документов, т. е. 89%.
Подвергнуто конфискации 3038 документов, т.е. 0,5%.
1. Отношение к коллективизации и раскулачиванию
Всего 6472 сообщения. Из них положительных — 5201 сообщение, т.е. 80,4%, отрицательных— 1271 сообщение, т. е. 19,6%.
«Был у нас Ленин, было у нас все, не стало Ленина, ничего у нас не стало. Заветов его не выполняют. За правду работаем, по-ударному, соревнуемся, производительность растет, но это все зря. За наше старание только и видим и слышим, что пятилетка, но это ложь, это все зря. Крестьяне хлеб дают дешевый, берут дорогой, платят 40 рублей за сапоги, это наша кровь, это зверство, придется нам еще немало пролить крови в скором времени». «К». ОО.
«Мама, смотри, не записывайся в колхоз, а если запишешься, то тогда меня и сыном не считай». «А». ОО.
«Не знаю, как при таком положении прослужить два года. Наверное, против власти с кулаками пойдем, что будет, то и будет, а при таких условиях жить невозможно, какие-нибудь меры принимать придется. Я сказал своим командирам, что при таких установках служба мне становится первым врагом. Я, когда получил Ваше письмо, то три дня ничего не мог делать, не занимался, все думал и чуть-чуть не застрелился». «К». 70 стрелковый полк.
«Меня берет досада за то, что мы не можем сами распоряжаться как раньше. Когда работаешь в поле, то помещиков не находится, когда уродит, то сразу появляются хозяева, чтоб отобрать. Тут нас все уговаривают, что при советской власти крестьянам жить лучше, где ж оно лучше? Вы жили при старом режиме, арендовали землю и платили за нее 10 руб. и знали права хозяина, а теперь этого нет. У нас каждый день собрания и спор такой идет, что страшно смотреть, но больше молчишь или выкручиваешься, чтобы не ходить на собрания, так оно уже все в печенках сидит, что и слушать не хочется, все хвастают, что наша страна перегоняет другие страны, до того уже перегнали, что ничего не осталось». «К». 88 полк.
«Налогов не давай. У тебя не имеют права брать, если нечем давать. Если придут во двор, то бей их палкой по голове и выгоняй». «А». 51 артиллерийский полк.
«Вы мне писали, что у вас там делается, так я не могу здесь терпеть, прямо бы перестрелял всех командиров и партийцев за то, что они нам поют хорошо, а делают совсем иначе. Я им теперь молчать не буду на собраниях. Пускай меня считают подкулачником и лишают права голоса. У нас многие красноармейцы получают из дома письма, в которых пишут, что отца лишили права голоса, раскулачили, продали все хозяйство, а в конце концов получается, что неправильно проводили линию, неправильно лишали и раскулачивали. Красноармейцы волнуются». «К». Троицкий лагерь, 3 гор. стрелковый полк.
«Пусть Танька не записывается в колхоз, пусть проваливается весь колхоз, я его как возненавидел, так и вышло. Не будет дела в колхозе. Выпишитесь, мама, из колхоза и мне будет легче, а то у меня из мысли не выходит про лошадей, жалко лошадей, пропадут там. Делайте, как вам лучше, и не слушайте никого, что будет плохо. Красноармейцы получают письма из всех краев, и все говорят, что колхозы разбежались и нигде нет, чтобы хорошо работали. Колхоз ни один красноармеец не похвалит, что хорошо работает, везде плохо». «К». 8-й отд. тяж. отд. див.
«Если вы не записались в колхоз, то и не записывайтесь, потому как везде, где только слышишь, все из колхоза бегут и поднимают восстания; лучше подождать, что это будет дальше».
«Дорогой папаша, дело с колхозом обстоит совсем плохо, хотя они агитируют за колхозы, но их агитацию мало поддерживают красноармейцы, так что у них ничего не получится, и я бы советовал раскуриться с этими колхозами, но только поаккуратней сделать». «К». 18 стрелковый полк.
2. Отношение к войне
Всего 1021 сообщение. Из них положительных — 606 сообщений, т.е. 59,4%, отрицательных — 415 сообщений, т.е. 40,6%.
«Сейчас мы живем в опасности. Время опасное. Командиры говорят, что война должна быть обязательно, так что войны ожидают с часа на час и стоим наготове. Возможно и не вернусь, придется идти на фронт». «К». 127 стрелковый полк.
«Во время политзанятий командиры нам говорят, что война неизбежна, а как не хочется идти воевать. Здесь и то, кажется, тут служить [трудно], а во время войны еще будет труднее». «А». 38 полк.
«Если будешь говорить на собрании за крестьян, то даже сажают на губу на 20 суток, так как считают подрывником советской власти. У нас одного посадили на 2 года. Как соберемся, некоторые ребята даже рады были бы войне, это было лучше и даже, наверное, скоро так будет». 133 полк.
«Среди нас поговаривают, что скоро будет война, и что мы к ней совсем не подготовлены, продовольствия нам не хватит и мы, очевидно, все погибнем, потому что война будет самая страшная, нас будут бить с самолетов и душить газами». 53 запасной эскадрон.
«В сели цилий провал, все разорили, як би нас пускали до дому, то вже давно щось було б. В сели не можна жить. Тильки объявили б войну, так утик би з армии, зтибрив килька винтовок, а прийшев бы в село, так кампания булла, и таких недовольных настр... богато». «К». Полтавский гарнизон лагерной обороны.
3. Экономическое положение
Всего 12377 сообщений. Из них положительных — 7969 сообщений, т.е. 64,3%, отрицательных — 4408 сообщений, т.е. 35,7%.
«Я страдал и сейчас страдаю голодный, за харчи журимся, що мало дают исти. Требуем прибавки, а вони говорят, що ми вас не на поправку брали, а на учебу. Так что плохо. Вышлите мне по[сыл]ку, бо исти хочется, аж душа болит». 90 полк.
«Не знаю, как прослужить 3 месяца, едва ли буду жить, очень голодно, хлеба дают мало, сидим, не жравши, как собаки». «А». 143 полк.
«Высушите для меня сухарей, хочу немного подкрепиться, а совсем плохо, пока были деньги, то было ничего, а сейчас просто совсем. Чувствую себя наполовину слабым». «А». 33 артполк.
«У нас здесь очень плохо, ходим голодные и холодные, вперед обещали кормить хорошо, а потом нажали кнопку, так что всегда ходишь злой от голода». «А». Селикса, лагери 14 батальона.
«Страшно голодно, прямо руки и ноги дрожат, не худо бы сейчас какую-нибудь завалящую корку хлеба, а только пообедали». 52 стрелковый полк.
«Ничего нет, так что очень плохо, голодный, плохо без своего, пришлите сухарей. Если не пришлете, то не считайте меня родным». 42-й полк.
«Все ничего, но кормят ужасно плохо: этот коновый суп и каша — прямо рвотное, есть никак не могу. Тошнит». «К». Окружной военный госпиталь.
«Харчи у нас похужели с каждым днем, прямо одна вода, только что голодать приходится, сперва были хорошие, а сейчас плохие». «А». 6 артполк.
«У нас кормят очень плохо. Если продолжится одна неделя, то мы совершенно не в состоянии будем ходить из-за недостатка в пище. С кем-нибудь пришлите хоть одну буханку хлеба». «К». Рота связи.
«Служба очень плохая, кормят очень плохо, если у вас есть хлеб, то пришлите, пожалуйста, сухарей, ходим голодные». «К».
4. Отношение к службе и дисциплине
Всего 15070 сообщений. Из них положительных — 7197 сообщений, т.е. 47,8%, отрицательных — 7873 сообщения, т.е. 52,2%.
«Попробовал я солдатскую жизнь, прослужил я только 10 дней, но ты не видал этого мучения за 7 месяцев. Гоняют так, что и поесть не дают, как следует». 102 стрелковый полк.
«Служба моя очень тяжелая. Просился домой — не пускают и не обращают на нас никакого внимания, наверно, я не снесу ту службу. Возимся около орудия, гаубица тяжелая — 150 п., тягаем на себе на занятиях, ты не хочешь, а тебя заставляют. Занятия очень тяжелые, работать заставляют очень много. В общем, жмут по всем правилам, так что не рад белому свету; работать нет сил, а командиры кричат; никакого нет сочувствия». «А». Артполк № 13.
«О, мама, как я мучаюсь. Временами меня душат слезы, когда я вспоминаю свой дом и свою семью. Мама, не знаю, мне кажется, из меня сделают не солдата, а замучают здесь. Я пишу эти строки, и глаза у меня заливаются слезами; мама, если будет продолжаться со мной, то мне кажется, я не выдержу дисциплины». «К». 96 полк.
«Положение в лагерях плохое. Не знаю, жив тут останешься или нет, потому что здесь сильно холодно и целые ночи и дни не спим. Уже неделю не спим, а как заснешь, так замерзнешь, а, во-вторых, здесь голодно, а, в-третьих, днем возим землю на тачке, а ночью посылают на границу в караул. Ох, никто не знает, как здесь страдать приходится! Осталось служить три месяца, но если бы финн убил, и то легче было бы. Война была бы, и то легче. Мою жизнь только я знаю. Всего нельзя писать, конечно, потому что проверяют письма». 2 железнодорожный полк, 1 рота.
«Я думал, что в Красной Армии хорошо служить, а когда пришлось самому испытать, то один черт, как раньше было, так и теперь, только отменены побои, а дисциплина еще хуже. Строгость большая, так и смотри, чтобы не попасть за что-либо». «А». 11 артполк.
«Служба стала труднее, прямо глаза не глядят, в уборную пойдешь, не доложишь — получаешь наряд, вообще взяли в руки». «А». 243 стрелковый полк.
«Ранее солдат не имел права с офицером говорить вольно, теперь тоже не имеешь права с командиром говорить. Руку под козырек и стой перед хозяином». «К». 81 артдивизион.
«У нас был один случай самоубийства. Командиру отделения 48 артдива присудили за самовольную отлучку 1 год штрафа. Он не мог этого перенести и застрелился». «А». 16 артполк.
«Надоело каждому подчиняться. Сейчас к нам приехал новый комбат и жмет нас на 100%, с красноармейцами очень груб». «А». 9 конный артдивизион.
«Напишу, что в нашей роте один червоноармеец був вартовый, на конюшни та трохи задремав, то йому дали 5 суток гаупвахти, то вин не мог цього перенести, бо скильки вин служив, не мав ничого, був тихий, хороший комсомолец, то вин сам себе застрелив. Даже сам командир дивизии плакав, що був хороший хлопец». 18 кадровая рота.
«Жизнь никуда не годится, замучили совсем, хуже, чем раньше было, нет покою, наверное, не выживу два года, полное издевательство — день и ночь походы километров на 20-ть. Одним соревнованием замучают. В старой армии хоть по морде били, но легче было, а сейчас прямо под суд отдают, собаке жизнь лучше, чем нам». «К». 72-й стрелковый полк.
«Я назначен кидать тяжелые гранаты. Мне лучше будет, если кину под себя бомбу, лучше умереть, чем мучаться так, как я мучаюсь. У нас часто убиваются ребята, ломают руки и ноги». «К». 286 полк.
«Тут служить то так, як буде в старой армии, тольки ризници, що по морди не бьют. Занятия дуже важки и велики походи, не знаю, на якому свити хожу — дуже погано». 299 полк.
5. Отпускное и демобилизационное настроение
По данному вопросу прошло 1961 отрицательное сообщение.
«Я душою болею, что в армии столько лет пропадет. Что только я не делал, махорку бросал в чай, в глаза насыпал табак, связывал ноги, чтобы они опухли, и ничего не помогает: все-таки служить надо, а когда отслужу — придется в могилу идти». «А». 28 артиллерийский полк.
«Как хорошо и приятно думать о свободе. Ты не представляешь себе, как все это надоело и опротивело. Ждем с нетерпением того дня, когда дадут воинский билет и скажут: "Ты свободен"». «А». 42 конвойный полк.
«У меня теперь такое настроение, как бы скорее уехать домой, но никак не вырвусь. Прошел уже 8-ю комиссию, и все признают годным. Снова обжаловал в областную комиссию, и это будет последний бой. Или отпустят, или отдадут под суд как симулянта. Бью на риск». «А». 8 терполк.
«Вся мечта о демобилизации, больно уж надоело служить, никак не дождемся того дня, когда мы уедем домой». «А». 57 К/П.
«Всякое желание отпало служить, хочется быть только дома; представь себе службу в старой армии, вот и моя такая же служба, устав изменили — только нет сейчас издевательства над красноармейцами, а дисциплина не пала: нажим, приказания, распоряжения и все». «А». Штаб узбекского отделения кавполка.
«У нас один красноармеец отрубил себе палец. Врач признал, что он пять раз стукал, пока отрубил. Потом другой красноармеец отрубил указательный палец с целью поехать домой по болезни». «А». 129 стрелковый полк.
«По поводу отпуска, Коля, если меня отпустят, то скажут: "Привези из сельсовета бумагу, что мать умерла", — это не выйдет, а лучше возьми от врача записку, что мать больна, дай телеграмму, может, это и выйдет». «А». Баз. завод «Красный плуг».
6.Расконспирирование
По этому вопросу прошло 908 отрицательных сообщений.
«Корабль наш называется "Парижская Коммуна". Корабль большой, весь бронированный, бронь есть на бортах подводных и палубных, 2 трубы, трубы такие, что свободно можно возом повернуться, уголь набирает для топки до 3-х тыс. тонн, да это еще не полно, имеется 4 башни по 3 пушки 12-тидюймовых да 120 м/м — 16 штук, да 6 штук зениток — вот сколько имеется на корабле пушек». «К». «Парижская Коммуна».
«Обучается нас здесь очень много, больше 5 тыс. человек, и завтра придет еще две тысячи, и разбиты по ротам. Есть телеграфная связь, артиллерия, ну всякие части — самые сильные войска. Вся надежда на нас, кадровиков — 520 тыс., а всего войска — 26 миллионов в нашей стране. Относительно войны пока ничего окончательного нет, а ожидаем в скором будущем». «К». 4 батальон, рота управления.
«Я нахожусь в 25 полку, 1-я батарея, и еще нахожусь в тайных агентах, что выявляют агитацию против советской власти. Переробляемо таке задания пид строгою дисциплиною». «К». Полтавский гарнизон — лаг. сбор.
«Теперь я вам могу описать про состояние всего окружного склада, а также ремонтной мастерской. Лучшим удобством это является то, что все перестроено наново, а в другом месте на складе имеются патроны всех видов, мишени, ракеты, всевозможное оружие, к нему принадлежности, оружейное сало, масло, щелочь, керосин, ветошь. Противогазы допускаем на складе не больше как 400 штук. Винтовок нет. Остальное все в Нарвском складе». «К». 190 стрелковый полк.
«Мы были в Северо-Кавказской области по борьбе с бандитами. Банда была с лозунгом таким: «Долой советскую власть, да здравствует собственность!» Был бой: их было до 1000 человек, их за 10 час. 50 человек убили, 90 человек зарубили, 40 ранили и человек 400 забрали в плен; в общем там дело было серьезное; сами они чечены и осетины. Наших тоже было много ранено и убито, человек 15-20. Нас теперь очень стали учить стрелковому делу и рубке на лошадях». «К». 66 стрелковый полк, конный завод.
«1 рота — это гарнизон «К». Военная тайна, про наш гарнизон никто ничего не знает, это секрет. Мы стоим на границе и об нас никто не должен знать, вот почему я вам ничего не пишу, что и как у нас делается. Когда приеду домой, расскажу все, сейчас — ша». «К». № 8709. Кувойз. гарнизон.
Заместитель начальника ИНФО ОГПУ
Герасимова
Начальник 3 отделения ИНФО Лобов
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3)Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Прокофьеву; 6) Бокию; 7) Благонравову; 8) Ольскому; 9) Каулю; 10) Агранову; 11) Вельскому; 12) Апетеру; 13) Шанину; 14) Воронцову; 15)Лепину; 16) Дьякову; 17) Николаеву; 18) Визелю; 19) Запорожцу; 20) Начальнику 5 ИНФО; 21) Начальнику 1 ИНФО; 22) Начальнику 2 00 ОГПУ; 23) В делах отделения.