Постановление Самойловского райисполкома Нижневолжского края «О хлебозаготовках». 14 ноября 1932 г.
[1]. Президиум отмечает безусловно нетерпимые темпы в хлебозаготовках по району. Выполнено годовое задание лишь на 40 % и месячное — на 18 %. Основными причинами преступного хода хлебозаготовок, как правильно указывается в решениях президиума крайисполкома, является слабое руководство президиума райисполкома, РКС и большинства сельсоветов, не умеющих по-большевистски разгромить кулацкое сопротивление, имеющее место на селе, в вопросе хлебозаготовок и полностью сломить оппортунистическое отношение. Вопрос борьбы за хлеб на деле еще не стал боевой задачей, имеющей первостепенное государственное значение, и отдельные советы в своем большинстве не уяснили своей роли в борьбе за выполнение своей задачи. Массово-организационная работа сельсоветов и их секций и депутатских] групп развернута чрезвычайно слабо.
2. Президиум райисполкома подтверждает свое решение о безусловном и безоговорочном выполнении ноябрьского плана хлебозаготовок в установленный срок по колхозному сектору, в части единоличников устанавливает последний срок выполнения 20 ноября с.г.
3. Отметить исключительно позорные темпы в выполнении плана хлебозаготовок по сельсоветам: Галицино, Хрущевка, Ан. Успенка, Полоцкое и Красавка, в силу этого: а) полностью прекратить отпуск товаров из всех кооперативных лавок района для колхозников и единоличников этих сел, а предназначенные для них товары из райпо и сельпо передать в другие села для колхозников, честно выполняющих свои обязательства перед государством.
4. Указать сельсоветам и предупредить колхозников сельсоветов Полтавка, Воздвиженка, Благовещенка, Ново-Гривки и Тюменевки, что при непринятии решительных мер к выполнению плана хлебозаготовок в указанные сроки президиум райисполкома вынужден будет применить к ним эту меру воздействия.
5. В части единоличников, злостно не выполняющих план хлебозаготовок, применять меры воздействия по 61 ст. УК.
6. Обязать райпрокурора в трехдневный срок закончить все имеющиеся дела, связанные с хищением хлеба единоличниками, колхозниками, а также и должностными лицами, связанными со срывом плана хлебозаготовок, применив к виновным самые суровые и срочные меры наказания.
7. Возложить персональную ответственность на директоров МТС за правильное и рациональное использование автотракторного парка МТС и совхоза по вывозке хлеба, а также и успешного обмолота. Поручить уполномоченному ОГПУ т. Смолину проконтролировать выполнение этого решения, применяя меры репрессии к лицам, не выполняющим это решение.
8. Вокруг и на основе решения крайисполкома, крайкома, райисполкома и РК ВКП (б) «О хлебозаготовках» развернуть на местах широко массоворазъяснительную работу, мобилизовав весь советский и колхозный актив, секции сельсоветов, депутатские] группы на борьбу за разгром кулацкого сопротивления и оппортунистических действий отдельных членов совета, делающих ставку на срыв главнейшей политико-хозяйственной задачи — хлебозаготовки, на борьбу за хлеб, за выполнение и перевыполнение плана на основе всестороннего и правильного преломления директив партии и советской власти под углом зрения укрепления советов и колхозов, на усиление связи с широкими массами ударников-колхозников.
9. Дополнительно командировать на обслуживание Казачкинского куста т. Бугая и Красавского куста — члена президиума райисполкома т. Иванова, вместе с этим предупредить уже командированных в села членов президиума райисполкома и других товарищей, что они персонально вместе с руководством данного села несут ответственность за своевременное выполнение полностью плана хлебозаготовок.
10. Предложить персонально председателям сельсоветов в двухдневный срок решение крайкома и крайисполкома, это решение[1] проработать на пленумах сельсоветов, а также и в бригадах среди колхозников, ответственность за проработку по кустам возложить на членов президиума: по Красавскому кусту — Иванова, Казачкинскому — Бугая, Самойловскому — Коробейникова, по Благовещенскому — Додонова, и по Криушанской МТС на т. Гончарова.[2]
[2] Это постановление было реализацией на практике мер, указанных в постановлении бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) «О ходе хлебозаготовок» от 10 ноября 1932 г. В нем были определены наиболее отстающие по выполнению плана хлебозаготовок районы края, в т.ч. Самойловский район. Чтобы переломить ситуацию, бюро крайкома ВКП(б) приняло решение «полностью прекратить завоз товаров в ко¬оперативные и государственные лавки этих районов», а предназначенные для них товары направить в районы, «успешно выполнившие и выполняющие планы хлебозаготовок». Предусматривались и такие меры, как чистка органами РКИ колхозных, кооперативных и государственных аппаратов «от всякого рода чуждых и враждебных элементов», «досрочное взыскание кредитов и погашение всех финансовых обязательств перед государством». В отношении единоличников, «злостно невыполняющих план хлебозаготовок», предписывалось «применять взыскания по ст. 61», а также лишать их усадебной земли и т.д.
Крайпрокуратура и крайсуд должны были «в срочном порядке рассмотреть все дела по расхищению колхозного и государственного имущества, применив к винов¬ным меры суровых наказаний», привлекать к суду как расхитителей государственного и общественного имущества, кладовщиков, бухгалтеров, завхозов и весовщиков, «скрывающих от учета и составляющих ложные учетные данные, как облегчающие и прикрывающие воровство и расхищение колхозного имущества» и т.д. (Трагедия советской деревни. Т. 3. С. 531—533).