Шифротелеграмма генерального секретаря ЦК КП(б)У С. В. Косиора И. В. Сталину и В. М. Молотову об арестах руководящих районных работников за невыполнение плана хлебозаготовок. 4 декабря 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.12.04
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С. 182
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 84. Л. 129. Заверенная копия.

 

В дополнение к записке от 2 декабря сообщаю об арестах бывших руко­водящих районных работников, снятых за прямой саботаж хлебозаготовок, организацию борьбы против выполнения плана, разложение сельской парт­организации:

1)   по делу Балаклейского р. (Харьковская обл.) — Хорешко, быв. предсе­датель РИКа, в последнее время работал секретарем Бурлукского райкома; Уса — быв. председатель районной КК, в последнее время работал секрета­рем Оноприевского райкома; Фушман, бывший секретарь райкома.

2)   В Носовском р. (Черниговская обл.) — Яременко, бывший заворг рай­кома.

3)   По делу Ореховского райкома Днепропетровской обл. арестован пока Пригода, быв. председатель райколхозсоюза, следствие только начали.[1]

Косиор

Пометы: «Архив. Читал. Сталин». «Куйбышев, Молотов».


Важнейшим документом, характеризующим ситуацию на Украине в период ра­боты там комиссии Молотова, является докладная записка Косиора Сталину о ходе выполнения плана хлебозаготовок в УССР, датированная 9 декабря 1932 г. В ней партийный руководитель Украины сказал вождю самое главное: темпы хлебозагото­вок в республике, заметно возросшие в ноябре 1932 г., в первой пятидневке декабря снизились, возникла реальная угроза невыполнения УССР общего плана хлебозаго­товок. Косиор объяснил этого тем, что в большинстве областных и районных органов «еще не сумели перестроить работу на выявление скрытого, неправильно выданного и разворованного хлеба и его мобилизацию». По его мнению, главная причина труд­ностей хлебозаготовок заключалась «не в дождях», а в том, что на местах «не прово­дятся либо проводятся слабо или же извращаются натурштрафы, изъятие разворо­ванного хлеба, репрессии к правленцам, изъятие колхозных фондов». Т.е., по мне­нию Косиора, проблема состояла в недостаточной интенсивности и эффективности проводимых на Украине административно-репрессивных мер по отношению к крес­тьянству. И чтобы переломить ситуацию, следовало усилить их: начать «достаточно широко» «отобрание разворованного хлеба» у единоличников и колхозников, «не имевших трудодней», высылать из УССР «саботажников хлебозаготовок», в т.ч. ком­мунистов — «пособников» и «покрывателей» «кулацкого саботажа», «списки которых уже составлены» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 84. Л. 143—154).

Фактически Косиор в своей записке Сталину признал факт неэффективности ра­боты комиссии Молотова с точки зрения выполнения Украиной плана хлебозагото­вок и предложил конкретные меры по изменению ситуации, суть которых заключа­лась в усилении репрессий.

[1] Руководство Украины принимало и другие решительные меры по выполнению плана хлебозаготовок. Например, 6 декабря 1932 г. СНК УССР и ЦК КП(б)У направили телеграмму руководству Днепропетровской, Одесской и Харьковской областей о необходимости «полного проведения в жизнь» их постановления о селах, занесенных на черную доску (Трагедия советской деревни. Т. 3. С. 563—564).