Письмо генерального серетаря ЦК КП(б) С. В. Косиора И. В. Сталину о хлебозаготовках и хлебе на Украине. 23 октября 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.10.23
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С.155-157
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 82. Л. 132—135. Подлинник.

Тов. Сталин!

Сегодня получил от Хатаевича копию посланного им Вам письма[1] о плане хлебозаготовок. Я считаю, что Хатаевич поступил неправильно, сделав все это без согласования со мной. Перед моим отъездом в районы мы с ним по поводу плана хлебозаготовок имели разговор и как будто бы условились, что поставим перед Вами этот вопрос после моего приезда. О цифрах мы не договаривались, ибо это требовало еще проработки.

Самостоятельная[2] постановка этого вопроса Хатаевичем ставит меня в неудобное положение перед нашим ПБ КП(б)У, а в некоторой степени и перед Вами.

Теперь по вопросу по существу. Просить о скидке нам, безусловно, при­дется. Однако я считаю, что особенно спешить с этим не следует. То, что я видел в районах, подтверждает это положение. Сейчас еще много необмоло­ченного черного хлеба стоит в скирдах. Хотя, безусловно, есть факты переобложения некоторых колхозов, о чем пишет Хатаевич, однако определить сей­час сколько-нибудь точно, какие колхозы переобложены, пока невозможно.

Большинство районов степи выполнило план хлебозаготовок только на 40—50 %, окончательные результаты урожая в колхозах[3] неизвестны. На­чать сейчас производить широкое уменьшение плана — это значит подрывать самый план. Это тем более важно, что октябрь мес. в степи (а степь дает ос­новную массу хлеба) фактически выпал из заготовок, т.к. (и это на 3/4 верно) всю тягловую живую и механическую силу переключили на сев, а молотьба и хлебозаготовки прекратились.

Числа с 25 октября произойдет серьезное обратное переключение на мо­лотьбу и хлебозаготовки. Таким образом, ноябрь будет месяцем самых на­пряженных хлебозаготовок, решающих судьбу годового плана. Имеет место и расхлябанность в отношении хлебозаготовок, но верно также и то, что все районы сейчас живут мыслью во что бы то ни стало посеять.

На отсрочке хлебозаготовок мы кое-что хлеба потеряем даже в колхозах, а особенно много потеряем в единоличном секторе. Особенно беда в том, что хлебозаготовки совершенно прекратились не только в колхозном, но и в еди­ноличном секторе. Несомненно, процветает разбазаривание хлеба, конечно, не на базарах, а подпольно по хатам, с чем почти совершенно не борются.

Можно с уверенностью сказать, что миллионов 25 хлеба как минимум по индивидуальному сектору мы не доберем. Кроме того, необходимо поправить план по колхозам[4] Одесской, Днепропетровской, Донецкой и Харьковской обл. миллионов на 25, конечно, по индивидуальному сектору никакого уменьшения плана сейчас делать нельзя. Эти 25 млн необходимо считать как недовыполнение плана по индивидуальному сектору к концу года. Скидки областям и колхозам я бы считал необходимым провести во второй половине ноября, чтобы не колебать ноябрьского плана хлебозаготовок.

Теперь о положении с севом. Степь нагоняет темпы сева изо всех сил. Я не сомневаюсь, что и Одесская, и Днепропетровская обл. по селянскому сектору все закончат, но их тянут вниз совхозы Зернотреста. Например, од­на Одесская обл. имеет план посева совхозов 350 тыс. га из общего плана 2146 тыс. га, а посеяли совхозы пока 40 %, причем по Зернотресту значи­тельно меньше, а по отдельным зерносовхозам проценты посева достигают 20—25. Тракторы в совхозах работают из рук вон плохо, кадры чрезвычайно слабые, если бы им даже добавить еще тракторов, то, как я убедился на ряде случаев, переварить и освоить эти тракторы сейчас они не в состоянии.

Денежное положение совхозов прямо отчаянное. Не только по нескольку месяцев не платят зарплаты и не расплачивались с колхозами за помощь, ко­торую те им оказывали, но в ряде совхозов нет даже 50—100 руб. на посылку телеграммы или на выезд. Собственных натуральных фондов, кроме хлеба, как правило, никаких нет, кормежка рабочих, в т.ч. и трактористов, очень плохая, бытовые помещения либо никуда негодные, либо вовсе отсутствуют, а все это вместе взятое ведет к низкой производительности труда и к большой текуче­сти, нехватке рабочих вообще и трактористов в особенности — разбегаются.

В общем, я думаю, озимые посевы доведем по Украине до 10 млн га, т.е. недосеем 5—6 %. Всходы повсеместно очень хорошие, особенно те, которые посеяны в сухую землю. В этом вопросе мы, несомненно, имеем дело с ди­ким консерватизмом спецов, а за ними и колхозов и даже Ваших работников. Этим настроениям поддался, видимо, и Яковлев. Если бы не сеяли в сухую землю, то у нас посев был бы минимум процентов на 20 меньше. Колхозни­ки теперь везде жалеют, что не посеяли больше в сухую землю. Есть случаи, когда посеянное зерно лежало в земле в сухом виде месяц, 20 дней и т.п., некоторые доказывали, что оно уже покорчилось и пропало, а потом пошли дожди и показались прекрасные, дружные всходы.

Погода сейчас по всему югу Украины, даже на Правобережье, исключи­тельно благоприятная и для сева, и для укрепления поздних всходов.

Настроения в массе колхозов также не плохие. Прошлогодние воспоми­нания сглаживаются. Хуже дело в Киевской и Винницкой обл., в так назы­ваемых Уманских и Белоцерковских районах, где, несмотря на большие скидки по хлебозаготовкам, а в ряде районов фактического освобождения, сеют все-таки очень плохо.

С. Косиор

Пометы: «От Косиора. С.», «Мол[отову], Каг[ановичу], Куйб[ышеву]».


[1] См. док. № 66.

[2] Слово вписано над строкой от руки.

[3] Слово вписано над строкой от руки.

[4] Слово вписано над строкой от руки.