Справка ИНФО ОГПУ о противодействии кулачества коллективизации на Украине. По материалам на 20 января 1930 г.
Конец января 1930 г.
№ 380368 Совершенно секретно
По мере расширения колхозного движения противодействие кулацко-зажиточных прослоек и антисоветских элементов села коллективизации принимает все более ожесточенный и ярко выраженный контрреволюционный характер. Методы антиколхозной деятельности кулачества становятся все более разнообразными и гибкими.
Агитация и распространение слухов
Прежде всего следует отметить массовый характер противоколхозной агитации кулачества и разнообразие методов этой агитации. Преобладающим мотивом в антиколхозной агитации кулачества и выступлениях кулаков на собраниях против организации колхозов является утверждение о том, что «коллективы — это панщина, крестьяне вынуждены будут работать исключительно на государство», «система коллективизации гораздо хуже, чем крепостное право», «кто пойдет в коллектив, тот будет работать так же, как и при крепостном праве» (такие выступления отмечены по всем округам Украины).
Оценка коллективизации, как мероприятия советской власти, направленного к окончательному уничтожению крестьянского хозяйства, особенно ярко дана в следующем выступлении кулака на собрании по вопросу о коллективизации в с. Майдан-Куриловецкое Литинского района Винницкого округа: «Вы думаете, — заявил кулак, — что они, разрушив два-три кулацких хозяйства, этим ограничатся... вы ошибаетесь. Все крестьяне— маленькие капиталисты, придет очередь, и ваши хозяйства будут уничтожены» ... «Коллективизация — это чахотка, первая стадия этой болезни — СОЗ, вторая — артель и третья стадия, после которой наступает смерть, — коммуна».
В других своих выступлениях кулаки изображают коллективизацию как «последнюю агонию власти», делая отсюда вывод, что «крестьянам необходимо выдержать это предсмертное наступление».
Весьма распространенными методами противоколхозной агитации кулачества является распространение всевозможных провокационных слухов о колхозах с целью дискредитации колхозного движения и запугивания крестьян, вступающих в колхозы. В Сумском, Нежинском, Винницком и др. округах кулаки в целях обеспечения своей агитации и [придания] распространяемым ими слухам большего веса одеваются в тряпье и под видом нищих, выдавая себя за колхозников, рассказывают разные небылицы о колхозах, о тяжелом материальном положении колхозников, призывая при этом население не вступать в колхозы.
Возросли также за последнее время и более активные и организованные методы антиколхозной деятельности кулачества. По ряду округов кулачество призывает к организованному сопротивлению созданию новых колхозов, во многих случаях способы срыва колхозного строительства обсуждаются кулачеством на нелегальных кулацких собраниях, организовываются и оформляются специальные кулацкие группировки для срыва коллективизации, срываются собрания по вопросу о коллективизации и т.д. (Харьковский, Одесский, Кременчугский, Сумский и др. округа).
Крайне характерно для настроения кулачества следующее заявление кулака, пытавшегося завербовать в антиколхозную группировку бывшего красного партизана с целью воздействия через него на бедняцко-середняцкую массу: «Надо действовать: либо пан, либо пропал, или мы, или они... надо сделать так, чтобы за нами пошли крестьяне» (Кременчугский округ).
Вербовка кулачеством женских масс
Успешно протекает кулацкая противоколхозная агитация среди отсталых женских масс села. Отмечен ряд случаев провоцирования кулачеством женщин на массовые выступления против коллективизации, влияя через женщин на значительные группы середнячества и бедноты («мы не вступаем в СОЗы потому, что нас не пускают туда жены» (Одесский округ).
В Белоцерковском и Коростеньском округах группы женщин в 50 и 100 человек, сорганизованные кулаками, вышли в поле с требованием прекращения землеустроительных работ по нарезке земли колхозам, а в с. Щербатовке Малинского района толпа женщин в 100 человек в течение трех дней не давала приступить к вспашке земли, принадлежащей колхозу. Сагитированные кулачеством женщины нередко являются инициаторами срыва общих собраний по вопросу о коллективизации, зачинщиками и участниками массовых выступлений против коллективизации. В отношении воздействия на женскую массу села особую роль играют попы и разные сектанты, твердящие о необходимости «смотреть за своими мужьями и не допускать их вступления в колхозы» (Шевченковский округ). Основным мотивом противоколхозной агитации церковников является указание на то, что «в колхозах будет запрещено посещать церковь, костел и выполнять религиозные обряды» (Проскуровский округ).
Листовки и террор
Из антисоветских проявлений на почве коллективизации необходимо указать на рост за последнее время распространения противоколхозных и антисоветских листовок и кулацкого террора против активистов-колхозников. Так, за первые 20 дней января месяца обнаружено 49 противоколхозных листовок (Черниговский, Кременчугский и др. округа).
За этот же период зарегистрирован 21 случай кулацкого террора на почве коллективизации, из них 15 пожогов хозяйств активных колхозников. В ряде районов кулаки от поджогов имущества отдельных активистов-колхозников переходят к уничтожению обобществленного имущества колхозов (Прилукский, Киевский и др. округа).
Борьба кулачества против колхозного движения принимает особо резкие и ожесточенные формы в районах, перешедших и переходящих на сплошную коллективизацию, а также в пограничных округах.
Самораскулачивание и бегство
По ряду округов наблюдается усиление тенденций к самораскулачиванию, продолжается бегство кулаков в другие районы Союза с предварительной ликвидацией своих хозяйств, причем при ликвидации кулацких хозяйств имеют место случаи злостного вредительства, выражающегося в умышленной порче сложных сельскохозяйственных машин и продаже их на слом, убое скота и т. п. («теперь все не наше, а народное, так пусть же все пропадет»).
Отрицательные моменты в настроении основных прослоек села
Крайне недостаточное развертывание массовой разъяснительной работы, усилившаяся антиколхозная кулацкая агитация и наблюдающееся по ряду округов извращение классовой и партийной линии при проведении коллективизации и раскулачивания обуславливают ряд отрицательных моментов в настроении части бедноты и середнячества в связи с коллективизацией. В ряде районов отдельные середняцкие и бедняцкие группы, находясь под влиянием кулацкий агитации, сильно заражены антиколхозным настроением («коллектив — ловушка, она превратит крестьян в батраков», «нас тянут в коллектив, чтобы мы были вечным рабами» — Одесский, Черниговский и др. округа). В Проскуровском и др. округах имеет место ряд случаев выхода из колхозов. Для отдельных середняцких групп характерны антибедняцкие и выжидательные настроения в отношении вступления в колхоз: «Подождем, посмотрим, как будут идти дела в колхозах, а пока вступать рискованно» (Сумский округ). Зарегистрирован также ряд случаев ликвидации отдельными середняками своего имущества (распродажа скота и сельскохозяйственных машин). Имевшие место по ряду сел Харьковского, Одесского и Кременчугского округов случаи искривления классовой линии при раскулачивании и принудительного проведения коллективизации вызвали сильное недовольство среди основных прослоек села, что в немалой степени используется кулачеством для усиления антиколхозной и антисоветской агитации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Методы противоколхозной кулацкой агитации и призывы к организованному сопротивлению коллектизации
Винницкий округ. Кулак из с. Майдан-Куриловецкое Литинского района, выступая на общем собрании крестьян по вопросу о коллективизации, заявил: «Вы думаете, что они, разрушив два-три кулацких хозяйства, этим ограничатся ... вы ошибаетесь. Все крестьяне — маленькие капиталисты. Придет очередь и ваши хозяйства тоже будут уничтожены».
Выступая вторично на этом же собрании, он заявил: «Коллективизация — это чахотка, первая стадия этой болезни — СОЗ, вторая — артель и третья стадия, после которой наступает смерть, коммуна».
Могилев-Подольский округ. В с. Мервинцы Лучинского района кулаки агитируют против организации коллективов, они говорят: «Коллективы — это панщина ... Крестьяне вынуждены будут работать исключительно на государство, получая известный паек. Они должны будут делать там все, что им прикажут».
Харьковский округ. В с. Марафа Краснокутского района группа кулаков сорвала женское собрание, посвященное вопросу коллективизации. Кулаки доказывали женщинам: «В селе не может быть коллектива. Коллективисты будут ходить голодные и оборванные. Власть будет забирать хлеб, скот и деньги».
Коростеньский округ. В с. М. Яблонец Барашевского района кулак, выступая на общем собрании молодежи по вопросу коллективизации, заявил: «Надежда на вас. Если дальше против крестьян будет осуществляться такой нажим, то хозяйства будут окончательно разорены. Уже сейчас все чувствуют надвигающийся голод. За крестьянином, вывозящим хлеб на рынок, гонятся по 20 покупателей и платят по 5-6 рублей за пуд».
Шевченковский округ. В с. Дубиевка Смолянского района кулак в беседе с крестьянами говорил: «Власть не наша, а рабочая. Нас загоняют в коллектив для того, чтобы дать источник богатства панам и подпанкам советской власти ... Коллектив — это панщина, с которой боролись наши деды и прадеды. Мы тоже должны сопротивляться этой кабале».
Харьковский округ. В с. Зыбино кулаки, выступая на общем собрании по вопросу о коллективизации, заявили: «Мы не вступаем в коллектив потому, что знаем — нашим имуществом будет пользоваться беднота. Лучше мы организованно истребим свои хозяйства, сожжем имущество, чем отдадим этим лентяям».
Первомайский округ. В с. Липняцка кулаки в беседе с середняками говорили: «Если вас будут вовлекать в коллективы, гоните их палками, довольно уж крестьян обманывать».
Харьковский округ. В с. Б. Колодцы кулак, призывая крестьян к распродаже имущества, говорил: «В СОЗах скот не нужен. Там Советская власть обрабатывает землю тракторами. Если не продать скот теперь, то в коллективе его конфискуют».
II. Распространение провокационных слухов
Сумской округ. В с. Бобрик Терновского района кулаками были пущены слухи, что в село приехал «стеклянный человек», который будет делать знаки всем, вступившим в коллективы. А детей коллективистов будут вешать. Слухи произвели большое впечатление на крестьян. Учащиеся разбежались с плачем по домам.
Нежинский округ. В с. Иван-Городе Плисковского района кулаки распространяют слухи о том, что в соседнем районе в одном из колхозов от голода сошли с ума пять человек.
Винницкий округ. В Турбовском, Липовском и Малиновском районах отмечены факты, когда кулаки, переодеваясь в тряпье, собирают на базарах группы крестьян и, выдавая себя за членов коллектива, жалуются на «тяжелое материальное положение» и призывают всех отказываться от коллективизации. Здесь же распространяются слухи о предстоящей войне.
Кременчугский округ. В с. Устимовке Семеновского района, по словам председателя КВП, им было получено провокационное письмо, в котором говорилось, что в одной из крымских коммун живется хуже, чем при крепостном праве. Члены коммуны, якобы авторы письма, предупреждают, чтобы никто не шел в коллективы. Установлено, что письмо было сфабриковано группой кулаков.
III. Срыв коллективизации кулацкими группировками
Одесский округ. В с. Завадовке Березовского района имелась кулацкая группа, которая активно противодействовала коллективизации. Группа старалась действовать через подпавших под ее влияние середняков и бедняков.
В хут. Пьяно-Горка группа кулаков ведет подрывную работу против организации коллектива. Кулаки открыто выступают с такими заявлениями: «Пусть не принуждают вас коллективизироваться ... Это дело добровольное, а, между тем, вас втягивают в колхозы под нажимом».
Кременчугский округ. В с. Пригаровка Бригадировского района организовалась кулацкая группа, состоящая в большинстве из бывших политбандитов и офицеров. Группа для более успешного противодействия коллективизации начала обрабатывать бедняка, бывшего красного партизана Гасана. Кулак Маний, член группы, в одной из инструктивных бесед с Гасаном говорил: «Мы решили пригласить тебя в нашу компанию. Власть над нами издевается, крестьян ограбили, все позабирали, арестовывают и загоняют в СОЗы. Нам надо действовать: либо пан, либо пропал, или мы, или они. Нам надо сделать так, чтобы подорвать все местные организации — КСМ, КНС, СОЗ и др. Мы не допустим, чтобы они провели коллективизацию. Надо сделать так, чтобы за нами пошли крестьяне».
Черниговский округ. Кампания по сплошной коллективизации Куликовского района в общем проходит удовлетворительно. Кулаки оказывают яростное сопротивление коллективизации. Настроение значительной части бедняцко-середняцкой массы выжидательное. В с. Куликовке кулак Мурза обработал и подпоил беднячку, которая своими выступлениями срывала общие собрания. Мурза входит в тесную кулацкую группу, которая поддерживает связи с попом Миловзоровым, заявившим в одном из разговоров: «Терпите, как Христос терпел, спасены будете».
В с. Авдеевке Куликовского района бедняки и середняки подпали под влияние кулаков. Ряд сходов по вопросу о коллективизации срывался благодаря демонстративному уходу крестьян. В с. Салтыкова-Девица на общем собрании крестьян по докладу о сплошной коллективизации поднялся шум, из толпы неслись крики: «Не хотим коммуны, не пойдем в коллективы, не пойдем и мужей своих не пустим, что хотите, то и делайте».
Проскуровский округ. Сплошная коллективизация с. Яхновец Волочисского района вызвала активное противодействие со стороны кулаков-церковников. Кулак, руководитель и организатор «Терцияжев», группируя вокруг себя кулацкую польскую молодежь, ведет агитацию против коллективизации, распространяя слухи о том, что вступившим в коллектив будет запрещено посещать костел и выполнять религиозные обряды. Благодаря деятельности второй кулацкой группы во главе с Ткачуком, бывшим жандармом, и Диплевским, кулаком-экспертником, из 700 хозяйств, имеющихся в селе, в коллектив записалось всего пока 200.
В с. Лонки Волочисского района из 150 хозяйств записалось в колхоз пока 60. В селе имеется активная кулацкая группа, в которую входят кулаки-экспертники. Эта группа агитирует против коллективизации и распространяет провокационные слухи, что «при вступлении в колхозы всех нетрудоспособных и старых людей будут уничтожать, чтобь. они не мешали».
В селах Завалийках и Курниках кулацкая группа под руководством попа агитирует против организации коллектива, запугивая крестьян будущей войной и интервенцией. Благодаря деятельности этой группы вопрос о сплошной коллективизации сел до сих пор не разрешен.
В с. Тарнаруды Волочисского района сплошная коллективизация тормозится исключительно благодаря подрывной работе кулацкой религиозной группы. Группа собирается в доме Сократской, где после религиозных обрядов проводятся антисоветские беседы. Посещавшие этот дом женщины, перед этим вступившие в коллектив, подали заявления о выходе из последнего.
IV. Противодействие женщин коллективизации и массовые выступления
Харьковский округ. Вс. Шевченково группа женщин под влиянием агитации кулаков собрала собрание земобщества, где обсуждался вопрос об организации коллектива. Женщины кричали: «В СОЗ не пойдем. Рабами не были и не будем».
Сумской округ. В с. Виры собрание женщин по вопросу о коллективизации было сорвано самими же женщинами. Присутствовавшие на собрании прямо заявляли: «В коллективы нас не тяните, мы идти не желаем».
Одесский округ. В с. Н. Зарницкая Фрунзенского района крестьянки заявили прибывшему землеустроителю для организации СОЗа: «Если будешь резать землю, то побьем тебя и комиссию». В этот же день 11 бедняков подали заявления о выходе из СОЗа.
Белоцерковский округ. В с. Таборово В. Половецкого района два кулака организовали группу женщин в 50 человек, которые явились на поле и потребовали от землеустроителей прекращения работ по нарезке земли коллективам. При этом раздавались выкрики: «Мы не желаем коллективов, там холод и голод. Коллективы — это панщина и ярмо для крестьян».
Коростеньский округ. В с. Щербатовка Малинского района толпа женщин в 100 человек воспрепятствовала вспашке земли, принадлежавшей коллективу. В течение 3 дней женщины отказывались подчиниться распоряжению сельсовета и не давали возможности приступить к работе. Выяснено, что инициатором выступления женщин являлся кулак Бровинский.
Шепетовский округ. В с. Добрые Лози Полонского района кулачка полька, бывшая дворянка, лишенная избирательных прав, агитировала против организации СОЗа. С этой целью она ходила по хатам, собирала группы женщин и вела с ними беседы такого характера: «Не ходите в СОЗ, там вам будет плохо. В коллективы записывается только темный народ». В результате из СОЗа вышло несколько бедняков.
В с. Городняка Судилковского района во время организации коллектива по инициативе председателя религиозной общины Савицкого его невестка собрала нелегальное собрание верующих женщин, на котором обсуждался вопрос: каким образом сорвать коллективизацию в селе. На следующее утро толпа женщин собралась возле квартиры землемеров и предъявила требование о немедленном выезде последних из села.
V. Кулацкий террор на почве коллективизации
Нежинский округ. Кулак Кпюзко, житель с. Дремайловского, в беседе с уполномоченным Земобщества Красиком заявил: «Если не прекратишь работы по коллективизации, будешь уничтожен».
Кулак из с. Буромка Ичинского района, обращаясь к беднякам, вступившим в колхоз, заявил: «Если вы возьмете для коллектива лучшую землю, все будете гореть».
Одесский округ. Кулак из с. Елизаветовка Березовского района, обращаясь к членам колхоза, кричал: «Всех вас, колхозников, вырежем в одну ночь».
Первомайский округ. Кулаки в с. Краснополье Голованенского района заявили: «Кто возьмется за организацию коллектива — убьем как собаку».
Кулак по адресу активистов, проводящих коллективизацию, говорил: «С ними расправа будет коротка — будем сжигать их хаты и хлеб».
Прилукский округ. Вс. Бережовцы Иваницкого района подожжена конюшня с находившимися в ней 13-ю лошадьми, которые принадлежали недавно организованной в этом селе сельскохозяйственной артели «Коминтерн». Лошади погибли.
Черниговский округ. Кулак с. Рябцы Черниговского района разбил голову председателю коллектива. После этого он в беседе с односельчанином заявил: «Скоро мы возьмем верх. Коллектив разгоним, разобьем головы еще одному-двум коллективистам, а они после и сами разбегутся».
Херсонский округ. В с. М. Копанях Голопристанского района в ночь на 13 января неизвестными злоумышленниками разрушен памятник погибшим в борьбе за Октябрьскую революцию, который стоял в центре села. В последнее время местные кулаки упорно противодействовали проведению коллективизации.
VI. Тенденции к самораскулачиванию
Шевченковский округ. В с. В. Буромка Чернобаевского района группа кулаков в 10 человек усиленно сбывает скот и сельскохозяйственный инвентарь из-за боязни принудительной коллективизации.
Сумской округ. В ряде сел Ольшанского, Штеповского и Юнаковского районов отмечаются массовые случаи ликвидации своих хозяйств кулаками.
Шепетовский округ. В с.Воробьевка Полонского района кулаки, недовольные коллективизацией, распродают скот и сельскохозяйственный инвентарь. По этому поводу кулак Белебник заявил: «Не хочу быть кулаком, стану бедняком и меня, хотя через два года, но в коллектив примут».
Днепропетровский округ. В Рудаевском сельсовете Близнецовского района два кулака подали заявление об отказе от своих земельных наделов. То же самое проделал местный кулак Потриван, который заявил: «Я пришел сдать свой земельный надел. Вести хозяйство сейчас невозможно. Нас измучили хлебозаготовками, а коллективизацией загонят в гроб».
Шепетовский округ. В с. Денисовка Ляховецкого района кулаки поголовно отказываются от части своей земли, а иногда и от всего земельного надела.
VII. Тенденции к созданию кулацких колхозов
Зиновьевский округ. Кулак из хут. Н. Самарское Бобринецкого района свое вступление в колхоз объяснил так: «Весной переворота не будет, власть продержится еще года два. За это время она наделает нам много зла и даже может окончательно задушить. В коллективе же мы можем прожить спокойно и без ущерба это время, а там от коммунистов останутся одни щепки».
Кременчугский округ. В с. Горишне-Плавни Потокского района два кулака, сумевшие пролезть в СОЗ, в группе крестьян говорили: «Мы проникли туда с целью, чтобы загнать его в тупик, тогда все будут знать, что такое коллективизация и больше о ней думать не будут».
Каменец-Подольский округ. В с. Горчичное Дунаевецкого района кулаки энергично готовятся к созданию своего колхоза из числа наиболее мощных крестьянских хозяйств. Решено, чтобы в коллективе не было ни одного бедняка.
Проскуровский округ. В с. Слешковцы Фельштинского района кулак Кушецкий неоднократно высказывался за создание отдельных кулацких колхозов. По этому поводу он говорил: «Мы вполне поддерживаем идею коллективизации и охотно вступили бы в колхоз, если бы власть разрешила нам создать коллектив из крепких хозяев, любящих трудиться, а не таких, которые вступают туда, чтобы корчить лодыря».
Конотопский округ. По Бурынскому району среди кулачества отмечается большое движение за создание своих кулацких хозяйств.
VIII. Перегибы и извращение классовой линии при проведении раскулачивания и коллективизации
Харьковский округ. В ряде населенных пунктов округа отмечается грубейшее искривление классовой линии при проведении коллективизации со стороны низового соваппарата.
В с. Вторые Заводы у одного середняка забрано все имущество, оставлена только зимняя одежда. У одного середняка забрано даже носильное белье.
По с. Ивановка у пяти маломощных середняков забран весь скот, включая и рабочий.
Одесский округ. В дер. Марьяновке на общем собрании крестьян по вопросу о переходе на сплошную коллективизацию в ответ на отдельные отрицательные выкрики присутствовавших, в том числе и бедняков, докладчик и председатель сельсовета заявили: «Не хотите сами записываться в коллектив, так вас заставят. Сюда надо вызвать ГПУ, оно найдет виновников».
Кременчугский округ. В с. В. Липняги Семеновского района вопрос о массовой коллективизации был поставлен без подготовительной работы. Докладчик по этому вопросу предложил провести коллективизацию «в два счета». В результате собрание было сорвано.
Тульчинский округ. В с. Вилах Тульчинского округа общим собранием крестьян было вынесено постановление о коллективном вступлении в члены уже ранее организованной сельскохозяйственной артели «Труд». Ограничившись указанным постановлением, без всякой подготовительной и разъяснительной работы среди бедноты и середнячества, сельсовет выделил двух активистов села — учителя и секретаря комсомольской ячейки, которым и поручил приступить к описи имущества всех крестьян. Активисты ночью через сельисполнителей вызывали в сельсовет крестьян, где, запугивая репрессиями, заносили крестьян в списки «добровольно пожелавших вступить в коллектив». Крестьянам, упорно отказывавшимся, было заявлено, что они лишаются права получения товаров из кооперации, а некоторых по инициативе указанных активистов отнесли к врагам советской власти в деле коллективизации.
Такие методы вызвали большое недовольство основных прослоек села, что было использовано кулачеством для своей подрывной работы. В результате часть бедноты и середнячества, заранее сагитированная кулаками, явившись на собрание по вопросу о коллективизации, его провалила.
IX. Отрицательные моменты в настроении части бедноты и середнячества
А М С С Р. В с. Кортное Слободзейского района середняки Карпов и Сарачан ведут работу по организации коллективов, причем им удалось уже набрать до 200 человек желающих вступить в колхозы. Оба говорят, что «нам нужен коллектив без коммунистов. Мы организуем два таких ... коммунисты заберут наш урожай и не разрешат нашим детям посещать церковь». В результате такого заявления члены ранее организованного коллектива «Котовский» выходят из состава последнего и вступают в новые сельскохозяйственные объединения. Сарачан — член ЦИКа АМССР.
Сумской округ. Середняк из с. Козельное Ольшанского района в разговоре с крестьянами о коллективизации говорил: «Подождем, посмотрим, как будут идти дела в коллективах, а пока вступать рискованно».
Старобельский округ. Середняк из Старобельского района считает, что «в коллектив середнякам можно идти тогда, когда там не будет бедняков-лодырей, которые ничего не делали и не делают».
Шевченковский округ. Середняк в разговоре с крестьянами, призывая их к отказу от вступления в колхозы, говорил: «Пусть повесят, но я в коллектив не пойду. Весной будет другая власть и тогда всех коллективистов перевешают» (с. Несадково Александровского района).
Шевченковский округ. Середняк из с. Яблунево Каневского района в беседе с крестьянами говорил: «Продаю корову, коня и все имущество и только тогда пойду в коллектив. Довольно работать на голодранцев, пусть в коллективе меня покормят».
Кременчугский округ. В с. Куцеволовка при вступлении в колхозы середняки продают хороших лошадей, а взамен их покупают других, значительно худших. Так, середняк Половый, комсомолец, продал лошадь за 200 руб., а купил за 60 руб., другой середняк продал лошадь, а купил жеребенка и т.д.
[X.] Бедняки
Черниговский округ. Бедняк, член КНС, выступая на общем собрании в своей организации, говорил: «Коллектив — это рабство. Я служил у кулаков, помещиков и работал в шахтах, теперь же я имею маленькое, но свое хозяйство, и вот меня делают рабом и загоняют в коллектив».
На общем собрании бедноты в с. Выхвостово Городнянского района по вопросу о коллективизации выступала беднячка Бугримова с такими словами: «Пусть сначала пойдут в коллектив середняки, а потом пойдем и мы. Надо подождать, осмотреться, куда спешить».
Одесский округ. В Дурбайловском сельсовете Гроссуловского района со стороны отдельных бедняков имелись такие заявления: «Мы не вступаем в СОЗы потому, что нас не пускают туда жены».
Черниговский округ. В с. Борки Остерского района на трех собраниях КНС по вопросу о коллективизации в организуемый СОЗ записалось всего 14 бедняков. Большинство отказавшихся от вступления мотивировало свой отказ несогласием их жен.
Помощник начальника ИНФО ОГПУ Запорожец Начальник 7 отделения Агаянц Верно:
Рассылается:
1) Ягоде; 2) Мессингу; 3) Евдокимову; 4) Артузову; 5) Ольскому; 6) Агранову; 7) Товстухе (для т. Сталина); 8) Молотову; 9) Кагановичу; 10) Орджоникидзе; 11) Яковлеву; 12).....; 13) В деле; 14) В отделении; 15) В отделении.