Записка Л.П.Берии в Президиум ЦК КПСС о ходе следствия по делу М.Д.Рюмина. 25 июня 1953 г.
№22
№ 128/Б 25 июня 1953 г.
Совершенно секретно
товарищу МАЛЕНКОВУ Г. М.
Направляю протокол допроса арестованного б[ывшего] заместителя министра государственной безопасности — начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР РЮМИНА М. Д. от 10-13 июня с. г.1
РЮМИН признал себя виновным в том, что он, обманным путем пробравшись в органы безопасности, в карьеристических целях систематически занимался фальсификацией следственных материалов, в результате чего по необоснованным обвинениям в тягчайших государственных преступлениях арестовывались и осуждались невиновные люди.
В 1944 году РЮМИН, работая начальником следственного отделения Управления контрразведки «Смерш» Архангельского военного округа, сфальсифицировал следственные материалы по делу ошибочно арестованного фотокорреспондента газеты «Патриот Родины» ЕРМОЛИНА, добившись от него путем избиений заведомо вымышленных показаний о его шпионской работе в пользу английской разведки.
Как показал РЮМИН, АБАКУМОВ, работавший тогда в должности начальника Главного управления контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны, узнав о том, что РЮМИНЫМ было сфабриковано дело на ЕРМОЛИНА, вместо привлечения РЮМИНА к ответственности, перевел его на работу в центральный аппарат Управления контрразведки «Смерш» НКО.
Будучи назначен АБАКУМОВЫМ старшим следователем следственного отдела Главного управления контрразведки «Смерш», а затем следственной части по особо важным делам МГБ СССР, РЮМИН, под руководством АБАКУМОВА и ныне арестованных б[ывших] руководителей следственной части по особо важным делам МГБ СССР ЛЕОНОВА, ЛИХАЧЕВА и КОМАРОВА, принимал активное участие в фальсификации следственных материалов по ряду дел.
В частности, РЮМИН участвовал в фальсификации следственных материалов по так называемым делам «Шпионского центра в «Еврейском антифашистском комитете»2, якобы возглавлявшегося ЛОЗОВСКИМ, МИХОЭЛСОМ, ФЕФЕРОМ и др., и «Ленинградскому делу»3, по которому, как известно, были арестованы и осуждены руководящие партийные и советские работники г. Ленинграда КУЗНЕЦОВ, ПОПКОВ, КАПУСТИН и др. В ноябре 1950 года РЮМИНУ, по указанию АБАКУМОВА, было поручено следствие по делу арестованного профессора ЭТИНГЕРА. Зная, что ЭТИНГЕР привлекался к лечению А. С. ЩЕРБАКОВА в качестве консультанта, РЮМИН, применив незаконные методы следствия, вынудил ЭТИНГЕРА дать вымышленные показания о неправильном лечении А. С. ЩЕРБАКОВА, которое якобы и привело к его смерти.
Будучи после этого вызван АБАКУМОВЫМ на допрос, ЭТИНГЕР отказался от этих показаний как вымышленных им в результате требований РЮМИНА. В связи с этим РЮМИН возобновил применение к ЭТИНГЕРУ извращенных методов следствия, довел его до состояния полного истощения, от чего ЭТИНГЕР в марте 1951 года умер в тюрьме.
В мае 1951 года РЮМИНУ за то, что он не зафиксировал показаний ЭТИНГЕРА, парторганизацией следственной части по особо важным делам МГБ СССР был объявлен выговор. В этот же период времени Управление кадров МГБ СССР потребовало у РЮМИНА объяснения по существу скрытых им при поступлении в органы МГБ компрометирующих его материалов.
Почувствовав, что под ним заколебалась почва, авантюрист РЮМИН, чтобы избежать ответственности за совершенные им преступления, решил пожертвовать своим благодетелем АБАКУМОВЫМ и обратился с письмом к И. В. СТАЛИНУ, в котором «разоблачил» АБАКУМОВА в смазывании дел и скрытии от партии и правительства показаний ЭТИНГЕРА о якобы умышленном умерщвлении А. С. ЩЕРБАКОВА.
После ареста АБАКУМОВА и руководящих работников следственной части по особо важным делам МГБ СССР РЮМИН, поощренный оказанным ему доверием, развернул в следственной части практику фальсификации следственных материалов по ряду дел.
Поставив перед собой цель доказать правильность своего заявления по делу ЭТИНГЕРА, РЮМИН создал известное дело о так называемых «врачах-вредителях», по которому был арестован ряд крупных деятелей советской медицины.
Встав на преступный путь обмана партии и продвинувшись при помощи вновь назначенного министром госбезопасности СССР ИГНАТЬЕВА на пост заместителя министра и начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР, РЮМИН с ведома и одобрения ИГНАТЬЕВА ввел широкую практику применения мер физического воздействия к необоснованно арестованным гражданам и фальсификации на них следственных материалов.
РЮМИН признал себя также виновным в том, что он и ИГНАТЬЕВ знали, что б[ывший] министр госбезопасности Грузии РУХАДЗЕ сфабриковал дело о так называемой «мегрело-националистической группе», по которому был арестован ряд ответственных партийных и советских работников Грузии.
Как показал РЮМИН, он и ИГНАТЬЕВ принимали меры к тому, чтобы добиться подтверждения сфальсифицированных РУХАДЗЕ материалов путем вымогательства от ряда арестованных по этому делу лиц заведомо вымышленных показаний.
Несмотря на то, что РЮМИН принимал непосредственное участие в фальсификации следствия по делу о так называемом «Шпионском центре в «Еврейском антифашистском комитете», он в августе 1951 года подготовил, а ИГНАТЬЕВ представил И. В. СТАЛИНУ письмо, в котором сообщалось, что материалами следствия по делу «Еврейского антифашистского комитета» преступная деятельность арестованных по этому делу лиц доказана.
РЮМИН при содействии ИГНАТЬЕВА закончил это явно провокационное дело и направил его на рассмотрение Военной Коллегии Верховного Суда СССР.
Проверка материалов дела о т. н. «Шпионском центре в «Еврейском антифашистском комитете» нами поручена специальной комиссии МВД СССР, заключение которой будет представлено дополнительно4.
Следствие по делу РЮМИНА продолжается.
Л. Берия
1 Протокол допроса не публикуется.
2 Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) существовал с 1942 по 1948 г. Первоначальной задачей комитета была пропаганда достижений СССР и мобилизация еврейского населения за рубежом на борьбу против фашизма. Председателем ЕАК был С. Михоэлс. Комитет имел свой печатный орган газету «Эйникайт». С окончанием войны деятельность ЕАК все более становилась ориентирована на еврейское население СССР. 20 ноября 1948 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление, которым МГБ СССР поручалось «не медля распустить «Еврейский антифашистский комитет», так как, как показывают факты, этот комитет является центром антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки». После расформирования комитета в конце 1948 г. — начале 1949 г. органами МГБ СССР были арестованы многие члены и сотрудники ЕАК. Так называемое дело Еврейского антифашистского комитета рассматривалось Военной коллегией Верховного Суда СССР в мае-июле 1952 г. По данному делу было привлечено 15 человек, связанных с работой Еврейского антифашистского комитета (С.Лозовский, И.Фефер, И.Юзефович и др.). За исключением Л. Штерн, осужденной к лишению свободы в ИТЛ, и умершего во время процесса С.Брегмана, все они были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. 22 ноября 1955 г. Верховный Суд СССР отменил приговор Военной коллегии и прекратил дело «за отсутствием состава преступления» (подробнее см.: «Известия ЦК КПСС», 1989, №12, с. 34-40; Неправедный суд. Последний сталинский расстрел. Стенограмма судебного процесса над членами Еврейского антифашистского комитета. М. 1994 ).
3 Так называемое ленинградское дело связано с массовыми репрессиями в 1949 - 1952 гг. в отношении руководителей Ленинградской областной и городской партийных организаций, советских и государственных деятелей, которые после Великой Отечественной войны были выдвинуты из Ленинграда на руководящую работу в центральный партийный и советский аппараты, другие областные партийные организации. Жертвами «ленинградского дела» стали сотни партийных и советских работников, в том числе члены Политбюро и Секретариата ЦК ВКП(б) А.Кузнецов и Н.Вознесенский. 30 апреля 1954 г. Верховный Суд СССР реабилитировал лиц, проходивших по этому «делу» (подробнее см.: «Известия ЦК КПСС», 1989, № 2).
4 Приговор в отношении руководящих деятелей Еврейского антифашистского комитета был отменен решением Верховного Суда СССР только 22 ноября 1955 г.(См. также примечание 2 ).