Сводка важнейших показаний арестованных управлениями НКВД СССР за 25 апреля 1938 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.04.28
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе. 1937—1938. М.: МФД, 2011, стр. 360-363
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 408. Л. 103—109.

28 апреля 1938 г.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Направляю сводку важнейших показаний арестованных Управлениями НКВД СССР за 25 апреля 1938 года.

Народный комиссар внутренних дел СССР Народный комиссар государственной безопасности (ЕЖОВ)

Совершенно секретно

ПЕРВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

По 4-му ОТДЕЛУ

1.  РОТЭРМЕЛЬ. Допрашивали: ВЛАДЗИМИРСКИЙ, КУПЕР.

Показал, что в 1931 году во время оперативной командировки на Усть-Урте КРУЧИНКИН вовлек его в антисоветскую военно-заговорческую организацию. При этом КРУЧИНКИН сообщил ему о существовании военного заговора, возглавляемого ЕГОРОВЫМ и ЯГОДОЙ, ставящего своей целью свержение советской власти и установление в стране военно-фашистской диктатуры.

В ноябре 1931 года КРУЧИНКИН назвал РОТЭРМЕЛЮ как участников организации в ГУПВО ЗАРИНА А.Д., КРАФТА Э.Э., ЛЕПИНА А.Г., ПРАВДИНА В.А. и дал указания по вредительской работе, направленной к срыву снабжения войск боевой техникой.

РОТЭРМЕЛЬ далее показал, что в 1931 году по указанию КРУЧИНКИНА он связался по шпионской работе в пользу германской разведки с участником организации КЕЛЛЕРМАНОМ.

2.  СТАРОСТИН К.Ф., бывший секретарь Пензенского горкома ВКП(б). Допрашивали: ВИЗЕЛЬ, ПИНЗУР.

Дополнительно показал, что осенью 1935 г. он перешел на работу в Наркомвод и здесь установил организационную связь с участниками правотроцкистской организации: ПАХОМОВЫМ, ЗАШИБАЕВЫМ, ШЕВЕРДИНЫМ и ВИШНЯКОВСКИМ.

Вместе с ПАХОМОВЫМ, ЗАШИБАЕВЫМ и др. разработал план срыва мероприятий партии и Советского правительства по поднятию водного транспорта.

Вредительство на водном транспорте проводилось путем обезличивания и омертвления отпускаемых правительством кредитов, путем срыва своевременного окончания важнейших объектов капитального строительства, срыва снабжения судоремонтных заводов материалами и запчастями. Во вредительских целях была также задержана разработка генерального плана переустройства путевого хозяйства Волжско-Камского бассейна.

3.  УСПЕНСКИЙ К.Я., бывший преподаватель медфармкомбината, бывший эсер. Допрашивал: БРЕЗГИН.

Показал, что он в 1918 году в г. Ташкенте, будучи членом ЦК левых эсеров Туркестана, совместно с другими членами партии левых эсеров, в частности, БЕЛОВЫМ, ДОМОГАЦКИМ и ЧЕРНЯВСКИМ, подготовляли вооруженное восстание против Советской власти. Это восстание подготовлялось по директиве членов ЦК партии левых эсеров СПИРИДОНОВОЙ и КАМКОВА.

Подготовляя вооруженное восстание против Советской власти, УСПЕНСКИЙ и др. члены ЦК левых эсеров Туркестана вели переговоры с полковником английской разведки БЕЙЛИ об оказании им помощи в период восстания.

В 1919 году после установления Советской власти в Туркестане УСПЕНСКИЙ с двурушническими целями вступил в ВКП(б).

4.  БРОНСКИЙ М.Г., бывший заместитель наркомвнешторга, в момент ареста ст. научный сотрудник академии наук. Допрашивал: КОНКИН.

На предыдущих допросах БРОНСКИЙ сознался в том, что он является участником антисоветской организации правых и агентом германской и польской разведок.

Дополнительно БРОНСКИЙ показал, что для шпионской работа в пользу Германии и Польши им были привлечены: ВИНОГРАДСКИЙ — бывш. работник Госплана СССР, ведавший планированием внутренней торговли, ИРКОВИЧ — быв. старший научный сотрудник конъюнктурного института, и ЧАЛКУШЯН — быв. консультант Госбанка.

5.  ФОМИН В.В., бывший зам. наркомвода, до ареста директор Союзтекстильшвейторга НКВТ. Допрашивал: РАДЧЕНКО.

Сознался в том, что он является участником антисоветской правотроцкистской организации. Начиная с 1930 года вел контрреволюционную вредительскую работу на водном транспорте.

ФОМИН также показал, что большая вредительская работа проводилась на морском транспорте ЯНСОНОМ Н.М. — бывш. зам. Наркомвода, с которым ФОМИН был связан по контрреволюционной деятельности.

В 1936 году ФОМИН перешел работать в Наркомвнуторг, где со второй половины 1936 года установил антисоветскую организационную связь с ХЛОПЛЯНКИНЫМ, под руководством которого проводил вредительскую работу в Союзтекстильшвейторге.

Вредительская работа в основном заключалась в затоваривании магазинов неходовыми товарами, в срыве снабжения населения и дезорганизации товарооборота.

По 6-му ОТДЕЛУ

1.  УВАРОВ Н.М., бывший нач. управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР. Допрашивали: МОРОЗОВ, ДЕРГАЧЕВ.

Дополнительно показал, что, будучи помощником командующего МВО, в 1934 году завербовал в антисоветский военный заговор: ВОЙТКЕВИЧА — бывшего инженера по авиации МВО (арестовывается), СМАГА — быв. командира Монинской авиабригады (устанавливается), и НАПОЛЬСКОГО — бывшего начальника штаба 3-го корпусного авиаотряда (не арестован).

Являясь начальником Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР, УВАРОВ в 1936 году завербовал в военный заговор: ЗАХАРОВА — начальника аэроклубного отдела Управления авиации Центрального совета Осоавиахима (арестовывается), СЕРЕБРОВСКОГО — бывшего нач. авиации Осоавиахима БССР (арестовывается), ХАЦРЫНОВА — бывшего начальника авиации Осоавиахима УССР (арестован), МАКЕЯ — бывшего начальника авиации Осоавиахима Воронежской области (устанавливается).

УВАРОВ показал, что он и его заместитель по Управлению авиации Осоавиахима ТРЕТЬЯКОВ (арестован, сознался) в 1936 году получили задание от ЭЙДЕМАНА усилить вербовку в военный заговор среди летно-технического состава авиации Осоавиахима с тем, чтобы создать повстанческие авиационные звенья, которые могли бы быть использованы в момент восстания для поддержки наземных повстанческих отрядов.

УВАРОВ проводил работу по формированию таких звеньев в Киевском аэроклубе через начальника авиации Осоавиахима УССР ХАЦРЫНОВА, ТРЕТЬЯКОВ проводил аналогичную работу в Ульяновской летной школе Осоавиахима через начальника школы КОНСТАНТИНОВА (арестован) и начальника штаба ВОЗНИЦКОГО (арестован).

Уваровым были даны указания о создании повстанческого звена начальнику парашютного центра Центрального Совета Осоавиахима капитану ЗАБЕЛИНУ (не арестован).

Такое же задание имел от ЭЙДЕМАНА начальник Центрального аэроклуба ДЕЙЧ, который создал из заговорщиков повстанческое авиазвено в составе АЛЕКСЕЕВА (осужден), ДЫМОВА (осужден) и третьего летчика (фамилию не помнит).

Кроме этого, намечалось создать повстанческое авиазвено в Херсонской летной школе Осоавиахима.

По договоренности ЭЙДЕМАНА с АЛКСНИСОМ боевую подготовку завербованных летчиков предполагалось проводить в частях ВВС РККА, куда они (летчики) должны были направляться под предлогом повышения их квалификации.

2.  ТРЕТЬЯКОВ К.В., бывший зам. нач. управления авиации Центрального совета Осоавиахима. Допрашивал: ДЕРГАЧЕВ.

Дополнительно показал, что в 1935—36 г.г. он завербовал в антисоветский заговор: МИРОШНИЧЕНКО — начальника сектора кадров Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР (не арестован), ГАЛЕЦКОГО — инспектора Управления авиации Центрального совета СССР (не арестован), КОНСТАНТИНОВА — начальника Ульяновской школы Осоавиахима (арестован), ОДИШАРИЯ — начальника Тбилисского аэроклуба Осоавиахима (устанавливается), КОЧИНА — инспектора по политработе Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР (не арестован), и ИОФФЕ — пом. нач. по политчасти Херсонской летной школы Осоавиахима (устанавливается).

Все эти лица по заданию ТРЕТЬЯКОВА проводили подрывную работу в авиации Осоавиахима и вербовали новых участников в заговор.

ТРЕТЬЯКОВ показывает, что по заданию ЭЙДЕМАНА и УВАРОВА — начальника Управления авиации Осоавиахима (арестован, сознался), в Ульяновской и Херсонской летных школах, в парашютной школе Центрального совета Осоавиахима и Харьковском аэроклубе из участников заговора инструкторов летчиков отбирались особо активные, вполне готовые для боевых действий.

Из этих лиц предполагалось создать боевые летные группы и использовать их в момент восстания в помощь повстанцам на боевых самолетах.

Сверх установленных программных занятий с этими активистами под видом командирской учебы проводились занятия по воздушным стрельбам.

Специальную подготовку таких летчиков в Ульяновской школе по заданию ТРЕТЬЯКОВА осуществляли участники антисоветского военного заговора: начальник школы КОНСТАНТИНОВ, начальник штаба школы ВОЗНИЦКИЙ (арестован) и инспектор Управления авиации Центрального Совета Осоавиахима ГАЛЕЦКИЙ.

В парашютной школе этой работой непосредственно руководил УВАРОВ через начальника парашютной школы капитана ЗАБЕЛИНА.

В Харьковском аэроклубе вербовку и подготовку летчиков для повстанческих целей проводил начальник аэроклуба РОМАНОВ.

Начальник Секретариата НКВД СССР старший майор государственной безопасности (ШАПИРО)