Из Всеподданнейшего доклада по Военному министерству о мероприятиях и состоянии всех частей военного управления за 1916 год

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1916
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 626-630.
Архив: 
РГВИА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 179. Л. 1 об., 17-18, 20-22. Типогр. экз.

<...> IV. ЧАСТЬ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ

Деятельность технических артиллерийских заведений. В минувшем году принимались меры к дальнейшему развитию начатых в 1915 г. работ с целью удовлетворения потребностей нашей армии, а также пополнения после войны в наикратчайший срок всех артиллерийских запасов и замены предметов, пришедших в негодность.

Дальнейшее развитие военных действий и характер последних, определившийся в 1915 г., вызвали чрезвычайную потребность в различных предметах артиллерийского довольствия, а также в усовершенствовании и увеличении некоторых специальных средств борьбы в условиях позиционной войны.

Ввиду этого в 1916 г. с целью наивозможного использования отечественной промышленности в деле снабжения нашей армии продолжались интенсивные работы по расширению соответствующих заводов и по постройке новых.

Все строительные и механические работы в истекшем году велись непрерывно, с полным напряжением сил, чему во многом способствовало патриотическое настроение как высших, так и низших служащих, до валового рабочего включительно. Происходившие задержки в работах являлись в большинстве случаев следствием расстройства перевозок, трудности получения из-за границы механических средств оборудования и недостатка рабочих рук и материалов. В результате единодушной и энергичной работы всех чинов и рабочих в исполнении спешных нарядов по снабжению армии в отчетном году многие казенные заводы и арсеналы удвоили или утроили свою производительность, а некоторые расширили ее почти в 5 раз.

В частности, Тульский оружейный завод взамен изготовлявшихся в декабре 1915 г. 524 пулеметов довел производительность их до 1200 в декабре 1916 г., а выход винтовок со всех трех оружейных заводов поднялся с 84 835 в декабре 1915 г. до 127 200 в декабре 1916 года.

При громадном расходе орудийных патронов на фронтах действующих армий производительность имевшихся лабораторных мастерских оказалась недостаточной и потребовалось спешно усилить деятельность их, расширив самые помещения мастерских. С этой целью при Петроградском складе огнестрельных припасов, а также при Бобруйском, Двинском, Киевском и Кременчугском артиллерийских складах были приспособлены существующие здания под устройство временных снаряжательных пунктов для массового изготовления орудийных патронов. Затем, с эвакуацией Бобруйска и Двинска, такие же снаряжательные пункты оборудованы в Казанском, Курском, Московском и Томыловском артиллерийских складах, причем производительность шести снаряжательных пунктов была рассчитана на выпуск 1 млн. 800 тыс. патронов ежемесячно, т. е. по 10 легких парков каждым из них.

Однако с дальнейшим развитием военных действий указанное количество снаряжаемых пушечных патронов оказалось недостаточным и потребовалось расширить снаряжательные мастерские в двух складах с расчетом снаряжать ежемесячно по 20 парков в каждом из них.

К 1 января 1917 г. ежемесячная производительность перечисленных выше снаряжательных пунктов определилась в 92 легких парка, 12 горных, 43 48‑лин.; 43 42‑лин. и 6‑дм гаубичных.

Постройка новых заводов и мастерских. Кроме расширения технических артиллерийских заведений, принимались все меры к скорейшему окончанию постройки новых заводов, а именно: капсюльного отдела Сергиевско-Самарского завода взрывчатых веществ и Тамбовского порохового завода, с установлением на последнем производительности не менее 400 тыс. пудов пороха в год; 4‑го оружейного завода в Туле производительностью в 1850 винтовок в день, причем в будущем предположено оба Тульских завода слить в один, мощностью до 3500 винтовок в день; 2-го сталеделательного завода в Луганске, с оборудованием для ежегодной выплавки до 4 млн. 100 тыс. пудов мартеновского металла; трубочного завода в Пензе для изготовления ежегодно 4 млн.трубок и 2 млн.капсюльных втулок (к 1 января 1917 г. этот завод приступил уже к сдаче трубок); завода взрывчатых веществ в Нижегородской губернии с ежегодной производительностью 550 тыс. пудов тротила, 12 тыс.пудов тетрила и суточным снаряжением 16 тыс.снарядов и 5 тыс.ручных гранат; завода для добывания азотной кислоты из воздуха на реке Суне в Олонецкой губернии; завода аммиачной селитры производительностью в 50 тыс. пуд. ежемесячно; снаряжательного завода во Владимирской губернии; нитрационной мастерской в г. Грозном и мастерских для изготовления светящихся снарядов на главном артиллерийском полигоне.

Сестрорецкий оружейный завод, как расположенный в крепостном районе, было постановлено перевести в одну из внутренних губерний, увеличив его производительность с 200 тыс. до 800 тыс. винтовок в год; к постройке завода уже приступлено в г. Екатеринославе.

Что же касается 3‑го патронного завода, то работы по его постройке находятся в полном ходу и начало сдачи отдельных элементов патрона предположено в течение 1917 года. На Петроградском орудийном заводе в отчетном году, по расширении его, установлено новое производство 42‑лин. пушек, которые начиная с сентября 1916 г. выпускаются в среднем по 3 орудия в месяц.

Ручное оружие. Работы по изготовлению ручного огнестрельного оружия ввиду определившейся крайней потребности в нем, в особенности винтовок, велись в технических артиллерийских заведениях при высшем напряжении, не считаясь с полученными нарядами.

Потребность развить наивысшую возможную производительность наших заводов диктовалась еще тем обстоятельством, что заказанные в Америке винтовки поступали крайне слабо, не говоря о совершенном невыполнении этими заводами контрактных сроков.

Поэтому наряду с изготовлением новых винтовок были приняты все меры к тому, чтобы насколько возможно использовать высылаемые с фронтов, собранные с полей сражений винтовки путем исправления, а также путем сбора отдельных частей, скупленных у частных фабрикантов и поступивших в артиллерийские склады.

Кроме того, были заказаны за границей черновые винтовочные стволы, каковой мерой явилась возможность увеличить выпуск винтовок.

Кроме целых экземпляров оружия, изготовлялись запасные части и принадлежность к винтовкам и карабинам, а также принадлежность к трехлинейным револьверам Нагана.

Появление на вооружении наших противников автоматических винтовок и невозможность изготовить своевременно таковые для нашей армии побудили Военное министерство изыскать способы для увеличения скорострельности винтовок, состоящих на вооружении; наиболее подходящим оказался способ пригонки к винтовкам приставных магазинов на 25 патронов, потребность в коих определилась в 250 тыс. штук. Кроме того, заказано за границей для надобностей авиации 1 тыс. автоматических карабинов и 1,5 млн. патронов к ним.

<...> Работа заводов организации генерала Ванкова, возникшей в 1915 г. для изготовления фугасных гранат французского образца¹*, в истекшем году значительно увеличилась, так как заводы основательно ознакомились с производством снарядов и дали производительность со станка, значительно превышавшую в отдельных случаях результаты, достигнутые крупными механическими заводами, как Брянский, Сормовский и др., имевшими установленное снарядное производство еще до начала войны.

Производительность всех заводов (около 300), работающих в этой организации, в декабре 1915 г. составляла 224 339 гранат, а в декабре 1916 г. — 793 664, т. е. возросла более чем в три раза.

За отчетный год организацией генерала Ванкова было сдано 3‑дм фугасных гранат 7 002 922, а с начала производства — 7 627 838.

При благоприятных условиях, в смысле снабжения металлами, производительность этой организации продолжала бы прогрессивно возрастать и легко могла бы достигнуть 1 млн. шт. в месяц и более. Ввиду же недостатка металлов работу пришлось искусственно сокращать, и в ноябре производительность заводов была ограничена до 700 тыс. гранат в месяц.

Помимо выполняемой работы, на организацию генерала Ванкова в отчетном году были возложены новые задачи, а именно — изготовление 300 тыс. 48‑лин. и полумиллиона 6‑дм бомб сталистого чугуна.

К работам по изготовлению этих снарядов было приступлено еще до получения нарядов, причем ввиду совершенной новизны этого дела в России для установления производства потребовалось значительное время. Кроме непосредственной задачи выполнения этих нарядов, дело получения сталистого чугуна имеет крупное значение для русской промышленности и в будущем, так как чугун такого высокого качества может найти широкое применение в машиностроении.

До сего времени русские заводы с этим производством не были знакомы, но в настоящее время производство снарядов сталистого чугуна можно считать вполне налаженным, причем обработка значительно обгоняет литье, каковое задерживается главным образом из-за недостатка топлива и металла.

Готовых 6‑дм корпусов бомб из сталистого чугуна к 1 января 1917 г. сдано 79 935, а вполне снаряженных бомб — 13 760.

Кроме перечисленных заказов, на заводы организации генерала Ванкова в отчетном году было возложено производство гранат калибром в 75 мм для румынской армии.

За отчетный год поступило с отечественных заводов и из-за границы более 48 млн. снарядов всех калибров, причем подача их увеличилась почти в 3‑4 раза.

Распределение поступлений выстрелов по калибрам, за округлением, было следующее: для 3‑дм полевых и горных пушек — 42 млн.; из них заграничного изготовления — 12 млн. 600 тыс. и около 7 млн. — организации генерала Ванкова.

<...> Взрывчатые вещества, порох и взрыватели. В связи с громадным количеством изготовляемых снарядов, чрезвычайно возросла потребность в первичных материалах для боевых припасов.

Ввиду этого, с целью надлежащего обеспечения заводов взрывчатых веществ сырыми материалами отечественного производства, в отчетном году велись интенсивные работы по оборудованию новых заводов и расширению старых. В частности, в 1916 г. шла усиленная постройка новых коксовых печей с рекуперацией²* побочных продуктов (бензола, толуола, ксилола, нафталина, аммиака и др.); постройка печей сильно затруднялась и подчас совершенно приостанавливалась за недостатком огнеупорных материалов и железа. Тем не менее в течение года были пущены в ход в Донецком бассейне 5 печей. При полном снабжении всех печей топливом можно рассчитывать получить около 100 тыс. пуд. сырого каменноугольного бензола вместо 54 тыс. пуд., полученных в январе 1916 года.

Кроме того, было налажено впервые в России производство бензола и толуола из нефти пирогенетическим путем, и в настоящее время работают 4 таких завода; установлено производство мононитротолуола из толуольных фракций лигроина; увеличено добывание аммиачной воды, необходимой для получения аммиачной селитры; были пущены в ход два завода синтетического фенола, и заканчивается оборудованием завод по перегонке нафталина.

Для производства же взрывчатых веществ оборудованы и пущены в ход: 5 тротиловых заводов; 2 для добывания пикриновой кислоты и 1 для добывания аммиачной селитры; кроме того, заканчивается оборудованием завод азотной кислоты и аммиачной селитры. Последнее производство является для России совершенно новым и имеет большое значение, так как может освободить от необходимости ввоза чилийской селитры, являвшейся до сего времени единственным источником для получения азотной кислоты.

Общее производство взрывчатых веществ достигло к концу 1916 г. 148 тыс. пуд. в месяц, тогда как в декабре 1915 г. оно достигало 72 тыс. пуд. Всего в 1916 г. выработано 1 млн. 400 тыс. пуд. взрывчатых веществ, т. е. почти в три раза более, чем за 1915 год.

Производством серной кислоты для обеспечения заводов взрывчатых веществ и пороховых было занято 33 завода, и в конце 1916 г. пущено в ход еще 16 заводов. По сравнению с 1915 г. выработка серной кислоты увеличилась почти вдвое, дойдя до 1 млн. 500 тыс. пуд. в месяц. Выработка азотной кислоты увеличилась в 1,5 раза.

Из заказанного и купленного в России и за границей в отчетном году прибыло следующее количество взрывчатых веществ: тротила — 618 500 пуд.; аммонала — 435 500 пуд.; шнейдерита — 209 300 пуд.; пикриновой кислоты — 682 тыс. пуд.; аммиачной селитры — 1 124 300 пуд.; прочих взрывчатых веществ — 142 900 пуд. и сырых материалов — около 7 млн. пуд.

Начиная с отчетного года потребность в порохе также сильно возросла, и ныне на срок до 1 июля 1918 г. требуется дымного пороха 1 241 200 пудов и бездымного 6 млн. 49 тыс. пуд.

В счет этой потребности в отчетном году заказано отечественным казенным и частным заводам: дымного пороха — 196 370 пуд. и бездымного — 918 600 пуд., заграничным заводам: дымного — 196 400 пуд.; бездымного — 2 212 400 пуд.

В течение года поступило: с отечественных заводов и из-за границы дымного пороха около 310 тыс. пуд. и бездымного — 2 млн. 594 тыс. пуд.

Кроме того, переделано бездымного пороха выделки прежних лет 2190 пуд.

С увеличением числа требуемых снарядов увеличилась потребность во взрывателях, дистанционных трубках и капсюльных втулках.

По вновь составленной программе, потребность с 1 января 1917 г. по 1 июля 1918 г. определена: взрывателей разных марок — 60 млн. 900 тыс., дистанционных трубок — 44 млн. 630 тыс. и капсюльных втулок — 103 млн. 640 тыс. штук.

За отчетный год прибыло с отечественных заводов и из-за границы: взрывателей — 14 805 506, дистанционных трубок — 19 225 393, капсюльных втулок — 30 748 550.

Особые заготовления. Сверх обеспечения армий общими предметами артиллерийского довольствия, принимались все меры к дальнейшему обеспечению различными средствами борьбы, выдвинутыми настоящей войной.

В отчетном году при ГАУ на все время войны был учрежден специальный Химический комитет по изысканию и заготовлению взрывчатых, удушающих и зажигательных веществ, в который вошла и учрежденная в 1915 г. при том же управлении Комиссия по изысканию и заготовлению удушающих и зажигательных средств. В Химический же комитет из управления бывшего верховного начальника санитарной и эвакуационной части было передано все дело по борьбе с удушливыми газами.

В отчетном году Химическим комитетом произведены следующие работы:

Для испытания и изучения свойств различных удушающих средств выработаны особые методы, быстро определяющие физические свойства и практическую пригодность различных удушающих средств; разработаны способы снаряжения снарядов сильнодействующими газами и произведены батарейные стрельбы для испытания действия этих снарядов. Результатом произведенных опытов было введение новых веществ и замена некоторых прежде употреблявшихся веществ более энергичными. Кроме удушающих средств, изготовлялись ядовитые вещества. Всего в отчетном году изготовлено около 240 тыс. пуд. удушающих и ядовитых веществ. В настоящее время выработка удушающих и ядовитых веществ производится на 30 заводах, и в 1917 г. будут пущены в ход еще 11 заводов.

За отчетный год снаряжено 1 257 096 шт. 3‑дм удушающих снарядов и 161 806 — ядовитых.

В настоящее время заготовляются химические мины и ручные химические гранаты и ведутся опыты и опытные стрельбы тяжелыми химическими снарядами. <...>

Примечания:

¹* Имеется в виду специальная организация по изготовлению трехдюймовых снарядов французского образца, возглавляемая генерал-майором С. Н. Ванковым. Она была создана постановлением Военного совета от 9 апреля 1915 г. и функционировала при Особой распорядительной комиссии по артиллерийской части. В качестве уполномоченного ГАУ Банков привлек к работе по изготовлению снарядов множество предприятий — от мастерских до крупных заводов: к 10 мая 1915 г. он заключил договоры с 37 предприятиями. Контрагенты организации делились на 4 группы: первая — поставщики стали (в своем большинстве — участники синдиката «Продамет»), вторая — предприятия, изготовлявшие корпуса гранат, третья — заводы, изготовлявшие запальные стаканы, взрыватели и другие части, и четвертая группа — заводы-изготовители детонаторных трубок. По своему характеру организация являлась так называемым «принудительным государственно-монополистическим объединением» (ЖОСО, 1915. Т. 1. С. 552).

²* Фр. récupération — использование, восстановление, получение обратно. (Прим. сост.)

РГВИА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 179. Л. 1 об., 17-18, 20-22. Типогр. экз.