16 декабря 1915 г. — Доклад начальника ГВТУ генерал-лейтенанта Г. Г. Милеанта военному министру А. А. Поливанову о постройке автомобильных заводов

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1915.12.16
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 536-538.
Архив: 
РГИА. Ф. 1276. Оп. 12. Д. 208. Л. 65-66 об. Подлинник.

№ 33031

Из имеющейся в Главном военно-техническом управлении переписки усматривается, что вопрос о постройке в России автомобильного завода возник в 1913 году. В предвидении предстоящих больших заготовок автомобилей в связи с вносимой в законодательные учреждения большой программой в Военное министерство стали поступать предложения предпринимателей, русских и иностранных, о готовности организовать производство автомобилей в России, причем в большинстве вопрос о постройке завода ставился в зависимость от получения казенных заказов.

К числу фирм, имевших намерение приступить к постройке автомобильного завода в России, кроме функционировавших Русско-Балтийского вагонного завода и частного завода Пузырева, относится Русское акционерное общество «Делагэ», учредителем коего является Е. А. Данилов.

Заявлением на имя бывшего помощника военного министра инженер-генерала Вернандера¹* от 15 января 1914 г. правление Русского акционерного общества «Делагэ» представило копии высочайше утвержденного устава общества, протокол учредительного общего собрания акционеров, с основным капиталом в 1 млн. руб., и, ссылаясь на письмо инженер-генерала Вернандера от 16 августа 1913 г., просило скорейшего окончательного выяснения вопроса о возможности получения заказа на автомобили согласно сделанного им предложения²*.

Означенное заявление было бывшим помощником военного министра препровождено в Главное военно-техническое управление для принятия в соображение при распределении заказов на автомобили по большой заготовительной программе.

В дальнейшем из дополнительной переписки с правлением названного общества выяснилось, что общество «Делагэ», в предположении получить заказы от Военного министерства, еще до окончания решения этого вопроса, 27 марта 1914 г., приступило к постройке завода производительностью на 750 шасси в год на приобретенном им участке земли возле станции Реутино по Московско-Нижегородской дороге в 10 верстах от Москвы, причем, согласно предположения правления Общества, постройка завода должна была занять 18 месяцев. С 14‑го месяца правление рассчитывало приступить к сборке автомобилей из частей, изготовленных во Франции, а начиная с 25‑го месяца завод должен был выпускать грузовики, полностью построенные в России из русских материалов, причем в первый год функционирования завода производительность его намечалась примерно в 300 грузовиков.

Кроме указанных трех предприятий, к организации в России автомобильных заводов предполагали приступить фирмы:

«Рено» — согласно заявлений, поданных начальнику Генерального штаба и начальнику военных сообщений, на которые фирма получила ответ, что вопрос не может быть разрешен ввиду намеченного сформирования Главного военно-технического управления;

«Фиат», ходатайство которой, поданное председателю Совета министров, было препровождено на усмотрение военного министра и впоследствии препровождено в Главное военно-техническое управление, и

«Шнейдер и К°» во Франции — согласно заявлений, поданных в мае минувшего года на имя бывшего военного министра и начальника Главного военно-технического управления.

В соответствии с доложенным, признавая, с своей стороны, желательным поставить вопрос об организации отечественного производства автомобилей на вполне определенные прочные основания и учитывая возможность сделать это не ранее утверждения законодательными учреждениями испрашиваемых на заготовку автомобилей крупных кредитов, Главное военно-техническое управление, не ограничиваясь имевшимися предложениями и полагая, что некоторые из крупных отечественных машиностроительных заводов могли бы принять участие в этой операции, обратилось в Министерство торговли и промышленности с просьбою оповестить наиболее крупные заводы, предложив им в случае согласия дать необходимые по сему соображения.

Вместе с тем в докладе на имя бывшего военного министра от 23 февраля 1914 г. за № 54/492 бывший начальник Главного военно-технического управления генерал-лейтенант барон Ропп³* представил свои соображения по означенному вопросу, имея в виду по проведении большой заготовительной программы через законодательные учреждения приступить к осуществлению предположений о развитии отечественного производства автомобилей в том виде, как это по обстоятельствам времени окажется исполнимым.

В связи с вновь возникшим за последнее время вопросом о постройке в России автомобильных заводов фирма «Делагэ» заявлением от 3 ноября с. г. за № 33 вошла с новым предложением о постройке завода, причем в дополнительном заявлении от 5 ноября изложила свои соображения о конкурирующих фирмах с представлением копий переписки бывшего помощника военного министра, на которой фирма основывала свои преимущества перед другими конкурентами. Вся означенная переписка была препровождена заведующему разработкой организации автомобильных заводов в России военному инженеру генерал-майору Кривошеину⁴*. Условия фирмы «Делагэ» в общем сводятся к желанию обеспечить завод заказом на 1 тыс.‑1500 грузовиков по цене 13 290 руб. за каждый.

По рассмотрении всех поступивших по этому вопросу предложений Подготовительной комиссией общее число заводов, поддерживаемых выдачей заказов военного ведомства, определено было в количестве пяти русских заводов и одного иностранного.

Устранив, в силу полученных отзывов, американскую фирму «Дженерал Моторе Трек Компани», комиссия из остальных трех имевшихся предложений — двух от французских фирм «Рено» и «Делагэ» и одной от фирмы английской «Британского акционерного общества Сибири» — остановилась, по условиям таможенной политики, на одной из фирм французских и при этом отдала преимущество фирме «Русский Рено» вследствие создавшейся репутации автомобилей этой фирмы. Имея, однако, в виду значительно более низкие цены, заявленные фирмой «Делагэ» и особенно фирмой «Британское общество Сибири», подготовительная комиссия, остановив свой выбор на фирме «Русский Рено», считала нужным для окончательного суждения запросить специального указания Особого совещания.

Принципиальные основания означенного доклада Подготовительной комиссии, согласно сношения Особого совещания от 1 декабря с. г. за № 19196, вашему высокопревосходительству угодно было утвердить.

Ввиду доложенного и согласно указания Особого совещания о необходимости внести по этому вопросу соответствующее представление в Совет министров, мною по выяснении предполагаемых изменений контрактов будет внесено представление в Военный совет, в соответствии с мнением Подготовительной комиссии, о выдаче заказа: 1) акционерному обществу «В. А. Лебедев», 2) Русско-Балтийскому вагонному заводу, 3) акционерному обществу «Аксай», 4) Русскому акционерному обществу П. Ильина и 5) товариществу «Кузнецов и Рябушинский» и одной французской фирме «Русский Рено»⁵*.

Засим, что касается предложений фирмы «Делагэ» на отдельные поставки автомобилей в период войны, то таковые представителем фирмы действительно были сделаны, но не могли быть использованы в том соображении, что заказы на автомобили французского изготовления производились распоряжением военного агента полковника графа Игнатьева⁶* в зависимости от производительности местных первоклассных фирм и разрешений, получаемых от французского правительства. Об изложенном представитель фирмы был поставлен в известность с указанием, что предложение свое ему надлежало направить непосредственно к русскому военному агенту.

Начальник Управления военный инженер генерал-лейтенант Милеант

Примечания:

¹* Вернандер Александр Петрович (1844‑?) — инженер-генерал, член Государственного совета; в 1912‑1915 гг. — помощник военного министра.

²* По наведенной справке оказалось, что письмо Е. А. Данилова при представлении настоящего доклада послано не было. (Прим. док.)

³* Ропп фон дер Евгений-Юлий-Николай Эдуардович (1867‑1917) — генерал-лейтенант, в декабре 1913 — сентябре 1915 г. — начальник Главного военно-технического управления.

⁴* Кривошеин Григорий Григорьевич (1866‑?) — генерал-майор; военный инженер, инженер путей сообщения, ординарный профессор Николаевской инженерной академии (1914).

⁵* «В. А. Лебедев» — самолетостроительный завод Акционерного общества воздухоплавания (г. Петроград; отделения завода в г. Пензе и Таганроге); «Аксай» — акционерное общество; в 1916 г. организовало строительство завода авиационных двигателей в Нахичевани. Открыто в 1899 г., правление в Ростове на Дону. Там же во время войны строилось авиационное отделение завода «Аксай» для изготовления двигателей «Мерседес» в 166 л. с.; Акционерное общество П. Ильина открыто в 1908 г., правление в Москве, его мастерская занималась изготовлением экипажей и автомобилей (видимо, починкой). Позже — производством авиационных двигателей; «Автомобильное московское общество» (АМО), основанное Товариществом «Кузнецов и Рябушинский» в 1916 г., приобрело патент у фирмы «Фиат» на изготовление шасси грузового и легкового автомобилей. Строительство завода продолжалось с 1916 по 1918 г., но к серийному производству завод приступить не смог. Первый мотор из отечественных материалов был изготовлен в октябре 1916 г.; «Русский Рено» — филиал французского Общества «Рено», акционерное общество, открыто в 1914 г., правление в Петрограде, там же автомобильный и механический заводы, заводы авиационных двигателей в Рыбинске и Муроме (построены в годы войны).

⁶* Игнатьев Алексей Алексеевич (1877‑1954) — граф, генерал-лейтенант (1943), в 1912‑1917 гг. — полковник, русский военный агент во Франции. Автор известных мемуаров «Пятьдесят лет в строю». М., 1989. Т. 1‑2.

РГИА. Ф. 1276. Оп. 12. Д. 208. Л. 65‑66 об. Подлинник.