Выписка из спецдонесения ГПУ УССР о настроении рабочих на одесской Джутовой фабрике от 4 августа 1930 г. 8 августа 1930 г.
8 августа 1930 г.
№ 386072 Совершенно секретно
В дополнение спецдонесений от 26 июля и 27 июля сего года о забастовке на Джутовой фабрике (Одесса):
29 июля состоялась общефабричная конференция рабочих по вопросу о рабочем снабжении. Выборы делегатов на конференцию прошли в спокойной обстановке, однако в числе выбранных оказались все инициаторы забастовки.
Перед конференцией состоялось совещание профактива по вопросу о причинах забастовки (присутствовало 60 человек).
Выступавшие на совещании (выступило 17 членов ВКП и 1 беспартийный) отмечали «нечуткость парт, и профактива к первым вспышкам забастовки и проявленную затем полную растерянность»; в выступлениях указывалось также на разлагающую роль отдельных антисоветски настроенных рабочих.
Со стороны инициаторов забастовки велась подготовка к срыву конференции. Одна работница захватила с собой на конференцию 4 метра красной материи (для лозунгов), другая — портрет т. Ленина.
Конференция прошла удовлетворительно, только в начале, когда докладчик (председатель ЦРК) коснулся вопроса об отсутствии мяса и о том, что в августе взамен мяса будет выдаваться дополнительно по 500 г. муки на каждого едока, в зале поднялся шум и раздались выкрики: «То-то и есть, что дадите мучички, она нам мяса не заменит... Дайте мясо... Что будет после августа?» и т.д. Однако через несколько минут порядок был восстановлен и работа конференции продолжалась в нормальной обстановке.
Прения в основном сводились к следующему: «Просьба не называть нас забастовщиками и волынщиками. Мы в этом не виноваты. Нас к этому побудило нечуткое отношение, плохое руководство ЗК и голод».
«ЦРК недостаточно гибок в работе, благодаря чрезмерному доверию аппаратчикам. Аппарат ЦРК засорен чуждым элементом, срывающим снабжение рабочих».
Резолюция, в том числе и пункт «заклеймить позором всех активистов происшедшей забастовки», была принята единогласно.
Заместитель начальника ИНФО ОГПУ
Герасимова
Начальник 2 отделения Гросман
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Мессингу; 3) Поскребышеву (для Сталина); 4) Молотову; 5) Кагановичу; 6) Коврайскому; 7) Рыкову; 8) Микояну; 9) Сырцову; 10) Орджоникидзе; 11) Швернику; 12) Каулю; 13) Ольскому; 14) Артузову; 16) Прокофьеву; 17) Благонравову; 18) В деле; 19—20) В отделении.