Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 22 февраля 1938 г.
25 февраля 1938 г.
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Направляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД Союза ССР за 22-е февраля 1938 года.
Народный комиссар внутренних дел СССР Генеральный комиссар государственной безопасности (ЕЖОВ)
Совершенно секретно
По 3-му ОТДЕЛУ
1. МЕХАНОШИН К.А., бывший военный атташе в Польше, до ареста директор Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Наркомпищепрома СССР. Допрашивали: КОГЕНМАН, ПАНКОВ.
Дополнительно показал о том, что в 1912 году он был завербован петербургской охранкой и вплоть до февральской революции являлся провокатором.
МЕХАНОШИН выдал ряд революционных деятелей петербургского студенчества, сообщал полиции о готовившихся студенческих сходках. Будучи затем направлен в лейб гвардии петербургский полк, он сообщал полиции о настроениях солдат.
В 1917 году, работая в качестве члена секретариата бюро военных организаций большевиков в Петрограде, МЕХАНОШИН был арестован. На допросе в Особой Комиссии временного правительства по расследованию июльских событий МЕХАНОШИН выдал секретные решения ЦК партии большевиков, сообщал о нелегальных заседаниях ЦК, в которых принимали участие ЛЕНИН и СТАЛИН, выдал ряд работников военных организаций.
В 1926 году МЕХАНОШИН во время работы военным атташе СССР в Польше был завербован для шпионской работы разведывательным отделом польского главного штаба.
МЕХАНОШИН передавал полякам материалы о работе полпредства СССР в Польше, сообщал секретные сведения, касающиеся работы т. ВОЙКОВА. Сообщил полякам о предстоящем подпольном пленуме ЦК Компартии Западной Белоруссии в районе Данцига и т.п.
По своей шпионской работе МЕХАНОШИН был связан с работниками полпредства: АРКАДЬЕВЫМ (осужден), УЛЬЯНОВЫМ (арестован), секретарем полпреда КУБИЛЮСОМ (устанавливается), резидентом Разведывательного управления штаба РККА ТАЛЬБОВЫМ (устанавливается) и некоторыми другими сотрудниками полпредства, завербованными МЕХАНОШИНЫМ.
Еще в конце 1926 года МЕХАНОШИНУ было известно от работающего в полпредстве уполномоченного ГПУ МОЛОТКОВСКОГО о том, что им получены секретные материалы о готовящемся покушении против т. ВОЙКОВА.
В 1927 году МЕХАНОШИН возвратился в СССР и по день ареста, работая в Осоавиахиме, оборонном секторе Госплана, Наркомате связи и Наркомпищепроме, вел разведывательную работу в пользу Польши.
Для шпионской и подрывной деятельности МЕХАНОШИН завербовал ряд лиц, в частности: в Осоавиахиме — КОРОСТЫЛЕВА Николая Александровича — секретаря Научно-исследовательской секции (устанавливается); в Оборонном секторе Госплана КОЛЕСИНСКОГО Вацлава Альфонсовича — руководителя промышленной группы (арестован); ПОДГОРЕЦКОГО Константина Петровича — руководителя районного разреза оборонного плана; БОТНЕРА Стефана Освальдовича — зам. нач. сектора обороны Госплана (арестован); ЛЕВИНА Вениамина — руководителя работ на военное время сектора обороны Госплана; в Наркомате связи ЗВОНАРЕВА — нач. мобилизационного отдела; ЕВСЮГОВА — зам. нач. планового управления; РАВИЧА — зам. нач. мобилизационного отдела; ДРАЧЕНИНА — зам. нач. строительного управления; ЕФРЕМОВА — зам. нач. планового управления; ПАЛЬКИНА — нач. учетно-статистического управления.
Во Всесоюзном институте рыбного хозяйства и океанографии: МАЙСНЕРА Валериана Ивановича — бывшего директора Туркменской станции института; ЧУГУНОВА Николая Лазаревича — специалиста-ихтиолога; ЗАЙЦЕВА — гидролога института; ВАСНЕЦОВА — гидролога института; БЕРЕЗОВСКОГО — профессора-руководителя лаборатории по воспроизводству рыбных запасов; ЧАЛИКОВА — зам. руководителя лаборатории; ШАРЫГИНА — профессора гидробиологии; ЛЕЗЕНЦОВА — начальника строительства института; ДАНИШЕВСКОГО — помощника директора института по кадрам.
Все эти лица устанавливаются и проверяются.
По 4-му ОТДЕЛУ
1. МИХАЙЛОВ Ф.А., заведующий сектором областной газеты отдела печати ЦК ВКП(б). Допрашивал: ШВАРЦМАН.
Показал, что, работая в Свердловске редактором городской газеты, в 1929 году был вовлечен в антисоветскую группу правых бывшим председателем Облисполкома СОВЕТНИКОВЫМ.
В 1933 году, работая зав. сектором науки сельхозотдела ЦК, примкнул к организации правых сельхозотдела, в которую в разное время входили: ЯКОВЛЕВ, ГУРЕВИЧ, ГЕГЕЧКОРИ, ТАНХИЛЕВИЧ.
По договоренности ЯКОВЛЕВА с участником правотроцкистской организации ТАЛЕМ в 1935 году перешел на работу в отдел печати ЦК, где возглавил вредительскую работу в областной печати.
В числе известных ему участников правотроцкистской организации в отделе печати ЦК называет помимо ТАЛЯ — ВЕСЕЛОВА, ВОРОНОВА, КАПУСТИНА, МОКЕЕВА, ЖДАНОВА (арестованных), ЮДИНА и ВИНОГРАДОВА.
Правотроцкистская организация в отделе печати стояла на террористических позициях борьбы против партии.
2. ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО, инженер-конструктор «Стальпроекта». Допрашивали: ГЕЙМАН, ЛОБАНОВ.
Признал себя виновным в том, что он является участником контрреволюционной организации, состоявшей из враждебного советской власти инженерства, имевшего связи с участниками промпартии.
Показал, что антисоветская деятельность организации заключалась в невыполнении планов, неправильном использовании капиталовложений, неполном использовании средств на научно-исследовательскую работу лабораторий и конструкторскую работу и в прямом вредительстве. Все это имело целью ослабление мощи советского государства и реставрацию капитализма в СССР.
По заданию участника организации ІЦЕПОЧКИНА бывший главный инженер «Стальпроекта» ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО совместно со своим братом, при поддержке антисоветски настроенных конструкторов и инженеров «Стальпроекта» КОЖИНА, ЛУКЬЯНОВА, ЖДАНОВА, РЯВКИНА, ЧИЖОВА, ШЛЯФТЕРТ, ВЕРТЯЧИХА проводил вредительскую работу в проектировании и конструировании промышленных печей, срывая сроки проектирования, перерасходуя материалы при строительстве печей, удорожая строительство и игнорируя стахановские методы.
По 5-му ОТДЕЛУ
1. ПОКУС. Зам. комвойск ОКДВА. Допрашивали: АГАС, УШАКОВ, ЛОРКИШ.
Дал первичные показания о своем участии в антисоветском военном заговоре.
ПОКУС показал, что в антисоветский заговор он был завербован в июне месяце 1936 года бывшим командующим войсками ЗабВО ГРЯЗНОВЫМ перед своим отъездом в Приморье.
На Дальнем Востоке, как показывает ПОКУС, он был связан с бывшим начальником штаба Приморской группы БАЛАКИРЕВЫМ (арестован).
2. ПЕРЕМЫТОВ, начальник штаба Белорусского военного округа. Допрашивал: ЛУКИН.
Дал первичные показания о своем участии в антисоветском военном заговоре.
Завербован был в 1936 году, во время своей работы начштаба МВО, бывшим командующим округа БЕЛОВЫМ И.П.(арестован).
ПЕРЕМЫТОВ по настоянию БЕЛОВА при его переходе в Белорусский военный округ был назначен начальником штаба БВО, где вместе и проводил заговорщическую работу.
ПЕРЕМЫТОВ совместно с другими заговорщиками проводил подрывную работу по оперативно-мобилизационным вопросам, подготавливая поражение Красной Армии во время войны с фашистскими государствами, рассчитывая в этот период осуществить вооруженный переворот с целью свержения советской власти.
ПЕРЕМЫТОВ и БЕЛОВ довели пограничные укрепленные районы до такого состояния, что они не выдержат напора германских войск во время войны.
ПЕРЕМЫТОВ показывает, что оперативный план войны генерального штаба РККА был так составлен участником военного заговора МЕЖЕНИНОВЫМ (осужден), что привел бы СССР к поражению на Западном фронте.
ПЕРЕМЫТОВ был связан с рядом участников военного заговора: РУЛЕВЫМ — бывшим начальником автобронетанковых войск БВО, МАЛЬЦЕВЫМ — начальником 8 отдела штаба БВО, АНИСИМОВЫМ — начальником 2 отдела штаба БВО (все арестованы), и другими.
3. НИКОЛАЕВ, помощник начальника Управления вооружений MC РККА. Допрашивал: ПЕТРОВ.
Дал первичные показания, что в антисоветский военный заговор был вовлечен в феврале месяце 1934 года бывшим начальником Управления вооружений MC РККА ЛЕОНОВЫМ (арестован).
По заданию ЛЕОНОВА НИКОЛАЕВ проводил вредительскую деятельность в области вооружений Морских Сил РККА, составлял вредительские планы заказов промышленности на вооружение в течение 1934—1935 и 1936 г.г. и задание по вооружению на 3-ю пятилетку.
Вредительски составил мобилизационную заявку на год ведения войны, заказал 10 ненужных схем приборов управления стрельбой, а также проводил снабжение 45 мм зенитной артиллерии малоценными для флота снарядами сухопутного образца.
4. БЕЛОВ, командующий Белорусским военным округом. Допрашивали: НИКОЛАЕВ, ЯМНИЦКИЙ, КАЗАКЕВИЧ.
Дополнительно показал о том, что в соответствии с указаниями, полученными в Берлине в 1930 году от представителя «Интеллидженс-Сервис» РАВЯКОВА, он через члена военно-эсеровской организации и английского шпиона ИВАНОВА Бориса передавал англичанам следующие шпионские сведения:
В 1931 году БЕЛОВ сообщил, что ПВО Ленинграда находится в зачаточном состоянии, материальная часть устарела, опасные точки расположены в центре города и недостаточны для обороны, отсутствуют приборы управления огнем и пожарная охрана не обеспечивает потребности мирного времени.
В начале 1932 года БЕЛОВ сообщил, что им установлена связь с центром правых, персонально с БУХАРИНЫМ и ЧУДОВЫМ (оба арестованы), и что им создан параллельный центр правых в составе: его — БЕЛОВА, УРИЦКОГО, ГРИБОВА и других (все арестованы).
В конце 1932 года БЕЛОВ передал англичанам шпионские данные о работе Осоавиахима с характеристикой о незначительной ценности этой организации для обороны.
Тогда же в 1932 году БЕЛОВ подробно сообщил о состоянии Балтфлота, указав, что новых судов нет, однако идет строительство подводных лодок и миноносцев. Кроме этого, БЕЛОВ сообщил о стратегическом использовании Беломорско-Балтийского канала и перспективах создания Северной флотилии.
В половине 1933 года БЕЛОВЫМ были переданы данные о боевых свойствах танков Б-Т и Т-26, а также самолета ТБ-3.
В конце 1933 года он сообщил о развитии авиадесантного дела в РККА, об организации авиадесантной бригады и ее составе, об итогах проделанной работы по выброске посадочных десантов в ЛВО и МВО.
В начале 1936 года БЕЛОВ передал через ИВАНОВА шпионские материалы об организации танковых частей и о наметках их оперативно-тактического использования.
БЕЛОВ систематически передавал англичанам данные об итогах военного совета НКО; фотографировал и передавал через ИВАНОВА приказы НКО, получаемые им как командующим округом.
В конце 1936 года БЕЛОВ передал англичанам итоги пленума Военного совета НКО, посвященного действию танковых частей и соединений. Он писал, что командиры танковых частей и соединений работают плохо, что эти соединения не проходят по заболоченной местности и т.п.
Аналогичную шпионскую работу в пользу Англии по указанию БЕЛОВА проводили: ВЕЛИКАНОВ, снабжавший английскую разведку шпионскими материалами по Средней Азии, по САВО и Синьцзяну; САВИЦКИЙ — начальник штаба Закавказского ВО по Закавказью, особенно о Бакинских нефтепромыслах, Каспийском флоте, ПВО в Азербайджане и Батуме (оба арестованы).
Кроме этого, БЕЛОВ информировал английскую разведку о проводимой военно-эсеровской организацией подпольной работе, о росте организации, установлении связей с другими заговорщическими организациями в РККА и их контрразведывательной деятельности.
5. ПЕРЦОВСКИЙ З.Д., бывший начальник ФО НКО. Допрашивал: ЕПИСМЕТСКИЙ.
Дополнительно показал, что по заданию ГАМАРНИКА им вовлечены в антисоветский военный заговор ЦУЮШО (начальник ФО ЛВО), БОГОМОЛЕЦ (начальник ФО УМС РККА), ЭГЕРД (начальник ФО Артуправления РККА) — (все арестованы) и КОЧЕТОВ — ст. инспектор ФО НКО (не арестован).
Вредительско-подрывная деятельность ПЕРЦОВСКОГО и завербованных им участников заговора в области финансовой работы была направлена на срыв оборонного и необоронного строительства РККА путем отпуска средств на неплановое, бессметное и беспроектное строительство.
Контактируя вредительскую работу в строительно-квартирном управлении РККА, по указанию ГАМАРНИКА вредительство было развернуто в пограничных районах, также в ОКДВА и ТОФе.
Кроме этого, вредительская деятельность ПЕРЦОВСКОГО была также направлена на срыв финансирования плана заказов вооружения и разворота работы Научно-исследовательских институтов РККА.
6. КОЗЛОВСКИЙ, бывший армейский инспектор артиллерии штаба РККА. Допрашивали: ПЕТЕРС, КАПЛАН.
Ранее сознался в том, что он с 1931 года является участником заговора, в который вовлечен АРОНШТАМОМ.
Дополнительно показал, что, встретившись в 1936 году с бывшим начальником АУ ЕФИМОВЫМ (арестован) и бывшим начальником Артбаз АУ ОЛЬШЕВСКИМ (арестован) по вопросу развертывания согласно полученной им от РОГОВСКОГО и ГАМАРНИКА директиве диверсионной работы на артбазах ОКДВА, узнал, что эта работа возложена ЕФИМОВЫМ и ОЛЬШЕВСКИМ на АВЕРИНА, который специально с этой целью командирован в ОКДВА.
Вернувшись в ОКДВА и встретившись там с АВЕРИНЫМ и ДУБОВКО (оба арестованы), КОЗЛОВСКИЙ вместе с ними привлек к диверсионной работе участников заговора: бывших начальников 23, 85, 68 и 74 складов ФЕОКТИСТОВА, СОКОЛОВА, ГУСАКОВА и МИЛЬМАН (все, кроме МИЛЬМАНА, арестованы), которым и поручил подготовку диверсионных актов на этих артбазах в военное время.
Начальник Секретариата НКВД СССР старший майор государственной безопасности (ШАПИРО)