Приказ Верховного правителя и Верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России А.В.Колчака

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1918.11.21
Источник: 
Исторический архив 2012 №5 С.134-135
Архив: 
РГВА. Ф. 39499. Oп. 1. Д. 1. Л. 50. Машинопись.

г. Омск

№43

21         ноября       1918 г.

Офицеры Русской армии!

С давних времен вы являетесь оплотом и гордостью Русской армии. Вы всегда были преданейшими сынами Великой России. Теперь, когда наша израненная Россия вновь становится на путь национального возрождения, я убежден, что Вы отдадите все свои силы и не остановитесь ни перед какими жертвами, чтобы сплотиться вокруг меня для дружной самоотверженной боевой и созидательной работы по воссозданию армии и восстановлению РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

 

Благородная Англия и прекрасная Франция[1] дружески протянули нам свои руки братской помощи, и я глубоко верю в то, что с ними, с храбрыми чехословаками[2], мы спасем Россию, мы ее возродим и сделаем ее снова могучей и Великой.

Приказ этот прочесть во всех ротах, эскадронах, сотнях, батареях и командах.

Верховный главнокомандующий адмирал Колчак



[1] Англия и Франция были двумя союзными державами, оказавшими наибольшую помощь разным фронтам Белого движения в Гражданской войне с Советской Россией. До ноября. 1918 г. союзники рассматривали борьбу с большевиками как продолжение войны со странами Четверного блока. Уже 23 декабря 1917 г. Англия и Франция заключили в Париже соглашение о зонах влияния в России, а также всемерной поддержке зарождавшихся в разных районах бывшей Российской империи антибольшевистских правительств. Первые воинские части союзников появились в России весной 1918 г. В марте представители Антанты с ведома Совнаркома и лично Л.Д.Троцкого заключили «словесное соглашение» с меньшевистско-эсеровским исполкомом Мурманского совета о совместных действиях против «германской опасности» (целью была защита от противника военных складов и Мурманской железной дороги). 6 марта в порт Мурманска вошел английский крейсер с десантом морской пехоты, а в начале августа 1918 г. при помощи эскадры из 17 военных кораблей союзники высадили отряд, насчитывавший 9 тысяч человек, в Архангельске, где уже произошел антибольшевистский переворот. Летом 1918 г. на оккупированных районах Севера России сосредоточилось около 8000 английских, 5000 американских и 3000 итальянских и французских войск. На Дальнем Востоке интервенция началась также весной 1918 г. По советским оценкам, с августа по октябрь 1919 г. на Дальний Восток было введено до 120000 японских (большая часть сил), американских, английских, французских и итальянских войск, которые не принимали непосредственного участия в Гражданской войне, контролируя порты и прилегающие железные дороги.

Окончание Первой мировой войны изменило характер участия иностранных государств в Гражданской войне. Если ранее поддержка Антантой антибольшевистского движения имела конечной целью восстановление Восточного фронта войны, то после ноября 1918 г. помощь предоставлялась уже только для борьбы с советской властью. Но реальные размеры помощи союзников не были большими. В Одессе, Херсоне, Николаеве и Севасто¬поле в начале 1919 г. были высажены французские и греческие десанты; в Новороссийск стало прибывать английское вооружение и обмундирование. Союзные войска не только не стали воевать с Красной армией, но уже в марте-апреле были вывезены с белого Юга. Несмотря на отказ от активной военной поддержки белых (до осени 1922 г. на Дальнем Востоке оставались лишь японский войска), союзники (особенно Великобритания) продолжали поставлять вооружение и выдавать кредиты. Наибольшее значение по стоимости и важности для белых фронтов имели самолеты и танки. Англия обеспечивала потребности белых армий в артиллерии и в стрелковом вооружении. Во ВСЮР было отправлено 73425 английских винтовок, что позволило решить проблему снабжения ВСЮР стрелковым вооружением и патронами. Несмотря на столь большую поддержку, у участников Белого движения немало вопросов вызывало качество получаемого оружия и сроки его поставки (многое так и не успело дойти до фронта вовремя). Многие и рядовые, и видные участники Белого движения оценивали помощь союзников как явно недостаточную и своекорыстную. Если не брать в расчет обмундирование, стрелковое и артиллерийское вооружение, то в Россию от стран Антанты поставлялось в основном уже использовавшееся на Западном фронте техника, нередко не пригодная к использованию. С началом почти одновременного отступления белых фронтов военная помощь Англии и Франции постепенно сокращается, а с начала 1920 г. и вовсе сходит на нет. Это связано как с потерей веры бывших союзников в победу белых правительств в войне, так и с обострившимися внутри-политическими противоречиями.

[2] Речь идет об участии в Гражданской войне Чехословацкого корпуса, сформированного в составе Русской армии осенью 1917 г. В его состав вошли в основном пленные чехи и словаки, бывшие военнослужащие австро-венгерской армии, выразившие готовность участвовать в войне против Германии и Австро-Венгрии. С декабря 1917 г., после факти ческого выхода России из войны, корпус был официально включен в состав вооруженных сил Франции. Его отправка через Сибирь в Европу для продолжения боевых действий была согласована с советским руководством (так называемое Пензенское соглашение 26 марта 1918 г., подписанное председателем Народного комиссариата национальностей И.В.Сталиным и представителями корпуса) и проходила в течение апреля. Боевой состав корпус насчитывал около 45000 человек. В мае СНК под давлением командования Четвер¬ного союза потребовал полного разоружения эшелонов корпуса. Телеграммой от 25 мая «всем совдепам по линии от Пензы до Омска» наркомвоенмором Л.Д.Троцким предписывалось: «Все Советы по железной дороге обязаны под страхом тяжкой ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, который будет найден вооруженным на железнодорожных линиях, должен быть расстрелян на месте [...]. Всем железнодорожникам сообщается, что ни один вагон с чехословаками не должен продвигаться на восток». 25-27 мая произошло несколько одновременных нападений на чешские эшелоны на станциях Транссиба. Это привело к выступлению чехословаков против советской власти совместно с вышедшими из подполья офицерскими организациями почти по всей Сибири, на Дальнем Востоке и в Поволжье.