Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 17-18 февраля 1938 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.02.19
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе. 1937—1938. М.: МФД, 2011, стр. 118-122
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 405. Л. 41—50.

19 февраля 1938 г.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Направляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 17—18 февраля 1938 года.

Народный комиссар внутренних дел СССР Генеральный комиссар государственной безопасности (ЕЖОВ)[1]

Совершенно секретно

По 3-му ОТДЕЛУ

1.  КОТЛОВ М.Н., эсер, с 1903 по 1922 год проживал в Харбине, служил в армии Колчака, бывший консул СССР в Сахалине. До 1930 года работал управляющим в Дальбанке в Японии в г. Кобе. С 1933 по 1935 гг. работал в Монголии. Член ВКП(б) с 1920 г. До ареста старший инспектор Ревизионного управления Госбанка СССР. Допрашивали: ДЕГТЯРЕВ, БЕРЕЗОВСКИЙ.

Сознался в том, что в 1919 году, будучи в Харбине, был завербован для работы в пользу японской разведки резидентом этой разведки САНДЛЕРОМ.

По заданию САНДЛЕРА собирал и передавал через него японской разведке сведения о состоянии подпольных ячеек компартии в Харбине, о мероприятиях советского правительства по укреплению взаимоотношений с МНР, о работе Внешторгбанка.

Начиная с 1935 года по день ареста собирал и передавал шпионские сведения о деятельности ряда промышленных предприятий оборонного значения.

С 1935 года являлся участником антисоветской право-троцкистской организации, существовавшей в Госбанке СССР в Москве, куда был вовлечен тем же САНДЛЕРОМ (арестован), назвал 5 участников этой организации (все арестованы). Показания первичные.

2.  АРСОН С.И., с 1902 по 1920 г. член «БУНДа», член ВКП(б) с 1921 г.,

б. начальник Управления Госбанка по кредитованию тяжелой промышленности. К моменту ареста начальник отдела финансирования внутренней торговли и заготовок Наркомфинансов СССР.

Сознался в том, что являлся участником антисоветской право-троцкистской террористической организации, существовавшей в системе Госбанка СССР, куда был вовлечен в 1934 году МАРЬЯСИНЫМ.

По заданию МАРЬЯСИНА срывал финансирование тяжелой промышленности.

Вместе с участником организации ЦЕЛЬНИКЕРОМ проводил вредительство в кредитовании товарооборота, чем срывал развертывание товарооборота в стране.

АРСОН назвал семь человек известных ему участников этой организации (все арестованы).

3.  СТРИКОВСКИЙ Л .С., начальник Главного управления мясной промышленности Наркомпищепрома. Допрашивал: ЖИЛОВ.

Дал показания о том, что он являлся участником антисоветской организации правых в пищевой промышленности и был завербован в эту организацию в 1934 году б. зам. наркома пищевой промышленности БЕЛЕНЬКИМ (арестован).

СТРИКОВСКИЙ назвал участниками организации: ГИБЕР Б.В. — нач. Главмаслопрома (арестован); НИКОЛАЕВ H.H. — нач. Главптицепрома; БРОНШТЕЙН Г.А. — нач. Главмолоко (арестован); ЮРИСОВ А.М. — директор Московского мясокомбината; ВАЗОВСКИЙ H.A. — управл. Союззаготскота; ПОЖАРСКИЙ И.И. — директор Азово-Черноморского мясотреста (арестован).

Лично СТРИКОВСКИМ были завербованы в организацию — б. директор мясокомбината ЮРИСОВ, б. работник «Главмясо» ПОЖАРСКИЙ (арестован).

СТРИКОВСКИМ проведена в мясной промышленности большая подрывная работа. Он срывал производство и снабжение предприятий запасными частями, проводил вредительскую работу по развалу финансового хозяйства главка, пускал в эксплуатацию неподготовленные новые объекты (Семипалатинский, Днепропетровский комбинаты).

Показания первичные.

По 5-му ОТДЕЛУ

1.  ПЕРЦОВСКИЙ, начальник финотдела НКО, бригинтендант. Допрашивал: ЕЛИСАВЕТСКИЙ.

Дал первичные показания о том, что в начале 1936 года он был завербован в антисоветский военный заговор ГАМАРНИКОМ и возглавлял подрывную работу антисоветского военного заговора по линии финансовых органов РККА.

Вербуя ПЕРЦОВСКОГО в военный заговор, ГАМАРНИК указал ему на основные задачи заговора. Он сказал, что речь идет о борьбе с советской властью, о свержении советского правительства, и дал указание по подрывной деятельности в области финансовой работы в армии.

Перед ПЕРЦОВСКИМ были поставлены задачи:

1) проводить вербовку в заговор среди руководящих финансовых работников армии;

2) проводить вредительскую деятельность в области финансирования плана заказов на вооружение, в строительстве и в научно-исследовательских институтах.

ГАМАРНИК назвал трех быв. политработников, на которых необходимо в первую голову опереться во вредительской работе. Это: КОСМИН — нач. финансового отдела СКВО; КУЗЬМИН — нач. финансового отдела УВВС РККА; ГРЕБЕННИК — нач. финансового отдела БВО (все арестованы).

В конце августа 1936 года ГАМАРНИК назвал как участников заговора следующих начальников управлений, которые будут вести параллельную подрывную работу в области финансирования плана заказов на вооружение и строительство: ЕФИМОВ — нач. артуправления РККА; ПЕТИН — нач. инженерного управления РККА; ЛОНГВА — нач. управления связи РККА; ФИШМАН — нач. химуправления РККА; БОКИС — нач. АБТУ РККА; АЛКСНИС - нач. ВВС РККА; ОРЛОВ - нач. ВМС РККА; АППОГА - нач. военных сообщений РККА; ЛЕВИЧЕВ — зам. нач. генштаба РККА; ЛЕВЕНЗОН — нач. строительно-квартирного управления РККА (все арестованы).

ПЕРЦОВСКИМ завербованы в антисоветский военный заговор: РАУЗЕ — нач. финотдела МВО (осужден), ВАВРОВСКИЙ — нач. финотдела УрВО (осужден), КАЗАЧЕНКО — нач. финотдела ОКДВА; ВИДАСОВ — нач. финотдела Пригруппы, ДАШКЕВИЧ — зам. нач. финотдела НКО (последние трое не арестованы) и др.

ПЕРЦОВСКИЙ проводил подрывную вредительскую работу в области финансовой работы в армии.

2.  УЛЬМАН, начальник спецфакультета Военной Академии им. Фрунзе. Допрашивали: ЧЕХОВ, БЕРИ.

Сознался, что является участником антисоветской фашистской латышской организации, в которую он был завербован в 1925 году ЭЙДЕМАНОМ (осужден), а также в том, что являлся агентом латвийской разведки.

По заданиям ЭЙДЕМАНА проводил вербовку латышей в антисоветскую латышскую организацию.

После ареста ЭЙДЕМАНА по антисоветской деятельности УЛЬМАН был связан с членом центра латышско-фашистского заговора ВАЦЕТИСОМ (арестован).

По выполнении задания центра им были завербованы в латышскую организацию ряд лиц, которые нами устанавливаются.

3.  ЕМЕЛЬЯНОВ-СУРИК, военный атташе СССР в Турции. Допрашивал: ПАВЛОВСКИИ.

Дал первичные показания о том, что с 1923 г. он является активным троцкистом.

В 1934 году ЕМЕЛЬЯНОВ-СУРИК был завербован УРИЦКИМ (арестован) в антисоветский военно-фашистский заговор и по его заданиям, а впоследствии ГАМАРНИКА, он выполнял ряд антисоветских поручений.

4.  КОКАДЕЕВ, начальник 3-го отдела управления связи РККА. Допрашивали: ЛУЩИНСКИЙ, ДМИТРИЕВ.

Дополнительно показал, что он является немецким агентом и занимается военным шпионажем в пользу Германии, снабжая немцев секретными материалами по вопросам организации радиосвязи и вооружений РККА.

Для шпионской деятельности КОКАДЕЕВ был завербован при следующих обстоятельствах. Будучи командирован наркоматом обороны в 1931 году в Германию для ознакомления с состоянием радиосвязи германского рейхсвера и принимая участие в военных учениях в районе Дрездена, КОКАДЕЕВ получил от немцев секретное наставление по организации радиосвязи, которым ему разрешалось пользоваться в присутствии прикомандированного к нему германского офицера НАГЕЛЬ.

Зная о предстоящей поездке КОКАДЕЕВА из Дрездена в Берлин накануне одного из праздничных дней, НАГЕЛЬ «забыл» в номере гостиницы, где останавливался КОКАДЕЕВ, это секретное наставление германской армии.

Уезжая из Дрездена в Берлин, КОКАДЕЕВ не считал возможным оставить в номере гостиницы это секретное наставление и взял его с собой. Перед отъездом поезда КОКАДЕЕВ был задержан на дрезденском вокзале чиновником полиции, и ему было предложено возвратить «забытое» НАГЕЛЕМ секретное наставление по радиосвязи германского рейхсвера. По возвращении требуемого «документа» КОКАДЕЕВУ было предъявлено обвинение в военном шпионаже и под угрозой ареста и репрессий его заставили написать доклад об организации радиосвязи в РККА. После представления КОКАДЕЕВЫМ требуемого немцами шпионского документа он был завербован.

Перед отъездом из Берлина в СССР немцы подробно проинструктировали КОКАДЕЕВА по выполнению им шпионских заданий в Красной Армии, дав ему пароль «Альфредус», по которому с КОКАДЕЕВЫМ должен был связаться резидент германской разведки.

5.  ПОДСОТСКИЙ К.И., начальник Воениздата РККА. Допрашивали: ГРИНБЕРГ, СЕЛЕЗНЕВ.

Сознавшийся в участии в антисоветском военном заговоре в своих дополнительных показаниях вскрывает широкое вредительство, проводившееся в Воениздате НКО по линии издательства военной литературы.

До начала 1936 года существовал Военгиз, входивший в систему ОГИЗа. В мае месяце 1936 года произошло слияние Военгиза и отдела издательства НКО и образован Воениздат.

При этом слиянии ТОМСКИМ и ДУШАКОМ (бывшим у ТОМСКОГО заместителем) в Воениздат были направлены негодные работники, не знающие военного дела и неспособные развернуть работу Воениздата.

Этим обстоятельством воспользовались заговорщики, работавшие в Воениздате начальник Воениздата БЕЛИЦКИЙ, его замы ПОДСОТСКИЙ и ДУШАК (оба арестованы), руководствующиеся установками ГАМАРНИКА, и вместо специальной и военно-политической литературы стали выпускать совершенно ненужную переводную литературу без комментариев, которая вызывала только путаницу у командного состава.

По установкам ГАМАРНИКА был почти полностью прекращен выпуск военно-политической литературы и за счет сокращения выпуска основных пособий по боевой и политической подготовке стали выпускать ничего не дающую «библиотеку командира».

В ряде выпускаемых книг популяризировались руководители антисоветского военного заговора ГАМАРНИК, ТУХАЧЕВСКИЙ, ЯКИР и другие, на что БЕЛИЦКИЙ, ДУШАК и ПОДСОТСКИЙ имели прямую установку ГАМАРНИКА.

Специально созданное бюро оформления, которым руководил ДУШАК, быстро оформляло и выпускало такие книги и, наоборот, на долгие месяцы задерживало выпуск необходимой частям РККА военно-политической литературы.

Начальник редакционного отдела полковник БУТЛЕР (участник заговора и тергруппы, возбужден вопрос об аресте), выполняя задание БЕЛИЦКОГО, умышленно задерживал редактирование учебных пособий и военно-политической литературы, направлял работу редакционного отдела вхолостую и занимался ненужными переделками рукописей авторов, в результате чего выпускалась устаревшая литература.

По 11-му ОТДЕЛУ

1.  ШИЛКИН П.Т., эсер, бывший начальник Восточного Центрального управления речного транспорта Наркомвода, бывший член ВКП(б). Допрашивали: МАТКИН, ПОПОВ.

Дал первичные показания о своей эсеровской деятельности.

В 1918 году, являясь членом Архангельского губернского комитета партии эсеров, вместе с руководителями эсеровской организации ПОПОВЫМ А. и БОГОВЫМ И.В. возглавляли подготовку вооруженного восстания против советской власти и организацию боевых террористических эсеровских дружин и групп.

Будучи комиссаром вооруженных сил Архангельского укрепленного района, по заданию эсеров сорвал мобилизацию ряда возрастов для пополнения Красной Армии перед приходом интервентов в Архангельск.

Перед роспуском эсеровской организации в Архангельске участвовал в конспиративном совещании с представителем ЦК эсеров МЕРИКОМ, по заданию которого впоследствии вступил в ряды ВКП(б) для продолжения антисоветской, эсеровской работы и организации эсеровского подполья.

В 1932 году, совместно с ПОПОВЫМ А. и КОСТЫЛЕВЫМ возглавил создание подпольной эсеровской организации в Архангельске.

Лично завербовал в организацию эсеров ВАСИНА и СПИРИДОНОВА, поручив им вести вербовочную работу и эсеровскую агитацию на архангельских заводах.

Переехав в 1934 году в Москву, связался с РОГОВЫМ И., по указанию которого создал в Наркомводе антисоветскую эсеровскую организацию, в которую завербовал: ХИТРИКА (б. нач. Южного речного управления — осужден); АБРАМОВА (зам. нач. сектора Центровострекснаба — арестован) и ШУМИЛОВА (нач. сектора Северного речного управления — арестован).

Кроме указанных выше, как членов эсеровской организации в Наркомводе назвал: МЫСЛИНА (плановик Северного речного управления — арестован); ГАЛУШКО (нач. сектора Северного речного управления); ЧИСТЯКОВА (инженер Северного речного управления); КОШКИНА (экономист Южного речного управления) и МОСТОВЛЯНСКОГО (работник Наркомвода) — намечены к аресту.

Знал от БОГОВОГО об участии в организации: БОГОВОГО В.Г. (б. военный работник, арестован); МОНДА Р. (ответ, редактор изд-ва Наркомвода — арестован); ГРИПАСЬ (б. работник Наркомвода — осужден); СТЕПАНОВА (б. работник Наркомвода — осужден); РУССА (устанавливается) и ПОПОВА С.Ф. (работник Наркомвода).

Имел от БОГОВОГО И. задание на подготовку террористических актов над руководителями ВКП(б) и правительства.

Во исполнение этого задания поручил АБРАМОВУ — эсеру-боевику в прошлом, взяться за подготовку террористических актов.

Начальник Секретариата НКВД СССР старший майор госбезопасности (ШАПИРО)

 

 

 


[1] Подписано заместителем наркома внутренних дел Фриновским.