7. Войска противовоздушной обороны.

Печальный опыт противовоздушной обороны испанских, польских, французских городов и несколько более удачная оборона английских дали новый толчок развитию системы ПВО СССР. Только за 3 предвоенных года численность войск ПВО выросла в 6 раз. Вся территория страны была разделена на 13 зон ПВО (;прил. 7.1). Территория, находящаяся под угрозой ударов с воздуха, составляла до 1 200 км вглубь страны. Командующий зоной ПВО, осуществляющий руководство всеми частями ПВО, входившими в зону, которая располагалась на территории какого-либо военного округа, являлся одновременно помощником командующего войсками округа по ПВО. В НКО ответственность за противовоздушную оборону была возложена на Главное управление ПВО, однако создание этой структуры не привело к желаемым результатам по нескольким причинам, а именно: части истребительной авиации, выделенные для ПВО, подчинялись командующему ВВС округа, хотя их дислокация определялась планом ПВО; примерно то же происходило с зенитной артиллерией, которая в вопросах боевой и специальной подготовки подчинялась командующему зоной ПВО, а в отношении огневой подготовки и обеспеченности — командованию артиллерии, так же как и прожекторные училища, хотя прожекторные части были подчинены командующему зоной ПВО; отсутствие специальных органов по руководству ПВО в общевойсковых соединениях и частях; частая смена руководящего и командноначальствующего состава (так, только за последний год сменилось 6 начальников ГУ ПВО); отсутствие единых оперативных документов, инструкций и наставлений по ПВО; опора системы управления на воздушные проводные линии связи, недостаток радиосредств и неумение ими пользоваться; недостаточная продуманность взаимодействия, опознавания и наведения в системе ВНОС. Все это негативно сказывалось на общем состоянии ПВО.

Войска ПВО имели в своем составе 3 корпуса (1—3-й), 2 дивизии (3, 4-я), 9 бригад (7-15-я), 24 бригадных района и другие части. В стадии формирования находились еще 7 районов (часть из которых вступила в бой уже в первые дни — Новороссийский, Эстонский, Донбасский, Воронежский и другие), несколько зенитных артполков, артдивизионов и батальонов ВНОС. Основная часть войск была сосредоточена в западной части страны — 69% (802 зенитные батареи). С ними взаимодействовала ПВО флотов, имевшая в составе Северного и Балтийского флотов 3 зенитно-артиллерийских полка и 9 дивизионов, в составе Черноморского — 3 полка и 8 дивизионов. Очень неплохое прикрытие имели Москва, Ленинград, Баку и Киев, а вот для прикрытия других городов и объектов, в первую очередь крупных железнодорожных станций, сил было явно недостаточно, не говоря уже практически о полном отсутствии зенитного прикрытия мостов, поездов и железнодорожных перегонов, что и привело в дальнейшем к срыву планов перевозок и сосредоточения войск. Достаточно сильная группировка ПВО имелась в Закавказье, получившая, в преддверии угрозы со стороны Турции и Англии, в апреле-июне 1940 г. большое количество частей ПВО, в том числе авиационных (25, 35, 68, 82, 84, 133-й истребительные авиаполки, 18, 180, 335-й зенитные артполки, 153, 157, 171, 184, 201, 211, 216, 380, 388-й зенитные дивизионы, 24-й батальон ВНОС, 7-й и 9-й прожекторные батальоны, 97-ю роту и 9-14-й отдельные взводы крупнокалиберных пулеметов). А вот Средняя Азия, Дальний Восток и Забайкалье прикрывались весьма слабо, хотя для защиты Читы, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ворошилова-Уссу-рийска и были сформированы 4 новых зенитных артполка ПВО, а Тихоокеанский флот прикрывал свои ВМБ собственными силами — 3 полками и 4 дивизионами.

Корпуса, дивизии и бригады выполняли задачу по прикрытию крупных городов и промышленных центров, бригадные районы прикрывали различные объекты — населенные пункты, железнодорожные станции, склады и другие — по территориальному принципу {прил. 7.2). Все они имели различную штатную структуру. Зенитные части и подразделения были оснащены орудиями и пулеметами относительно неплохо, особенно в западных округах. Так, обеспеченность орудиями среднего калибра (76-мм и 85-мм) составляла 84%, причем новейших из них 85-мм было 35% от этого числа, орудиями малого калибра (25-мм и 37-мм) — на 69%, хотя вместо штатных 4 900 37-мм орудий в наличии было лишь 1 382. Обеспеченность зенитными пулеметами (счетверенными Максима и ДШК), которые только начали поступать в войска, составляла 57%. Но практическая небоеготовность подразделений ВНОС (их обеспеченность средствами и линиями связи составляла около 25%), а также их слабая выучка, сводили на нет готовность других подразделений ПВО. Не хватало прожекторов, аэростатов, радиолокационных станций и некоторых других видов вооружения и техники. Новые радиолокационные станции (РЛС РУС-2) исчислялись единицами. Обученность личного состава зенитных частей, особенно вооруженных новыми типами боевой техники, оставляла желать лучшего.

ВВС выделяло в интересах ПВО 7 дивизий и 6 отдельных полков (всего 40 истребительных полков) — 1 500 истребителей (по штату 2 520), из них около 140 новых МиГ-3, Як-1, а 24-й полк 24-й дивизии, единственный в ВВС имел на вооружении ЛаГГ-3. Из этих 40 полков 28 (70%) находились в западной части страны, 10 — в Закавказье и лишь 2 — на Дальнем Востоке. Подготовка летного состава этих полков, как и всех ВВС в целом, была невысокой, особенно при действиях ночью — лишь около 20% могли выполнять задачу при простых метеоусловиях, а при сложных — менее 1%.

Кроме того, в ведении НКВД находилась местная ПВО (МПВО), руководство которой было возложено на Главное управление МПВО НКВД. Она создавалась на базе гражданских организаций в населенных пунктах и на промышленных предприятиях и предназначалась для защиты гражданского населения. Кадровых же частей МПВО, силой от роты до полка, было мало, и располагались они, как правило, в крупных городах (Москве, Киеве и других). Так, в Ленинграде находился 4-й имени Ленсовета инженерно-противохимический полк МПВО НКВД, сформированный еще в 1936 г.