Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 8 февраля 1938 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.02.13
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе. 1937—1938. М.: МФД, 2011, стр. 69-74
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 404. Л. 138—148.

13 февраля 1938 г.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Направляю сводку важнейших показаний арестованных ГУГБ НКВД Союза ССР за 8 февраля 1938 года.[1]

Народный комиссар внутренних дел СССР Народный комиссар государственной безопасности (ЕЖОВ)[2]

Совершенно секретно

По 4-му ОТДЕЛУ

1.  АКОПЯН, бывший инструктор ЦК ВКП(б). Допрашивали: ГАТОВ, БАРТОШЕВИЧ.

Дал показания о том, что является участником антисоветской организации правых.

Установлению организационной связи с правыми предшествовала его практическая вредительская деятельность в Кировском крае, которую он проводил, разделяя платформу правых еще до вхождения его в контрреволюционную организацию.

В качестве конкретных вредительских актов, проведенных организацией правых в Кировском крае, а впоследствии в Кировской области, АКОПЯН приводит следующее:

1)    срыв севооборотов;

2)    срыв плана льнозаготовок в 1935—36 гг.;

3)    срыв городского коммунального и промышленного строительства в Кирове;

4)    искусственное создание хлебных затруднений в области;

5)    срыв стахановского движения.

В своих показаниях АКОПЯН подробно останавливается на том, что участники организации правых в Кировской области, в том числе и он, пользуясь своим руководящим положением в партийной организации, проводили практику огульного исключения из партии честных коммунистов для того, чтобы сохранить троцкистские и правые кадры, имевшиеся в Кировской областной партийной организации.

В своих показаниях АКОПЯН подробно характеризует формы и методы, а равно и последствия всех этих вредительских актов, заявляя, что они проводились с той целью, чтобы искусственно выявлять недовольство среди населения политикой партии.

В качестве активных участников антисоветской организации правых в Кировской области АКОПЯН назвал: ДУБИНСКОГО — зав. сельхозотделом Крайкома, БЕЛЬКОВИЧА — зав. отделом советской торговли, ИВАНОВА — зав. КрайЗУ, и других.[3]

2.  ХИТАРОВ — секретарь Челябинского обкома ВКП(б). Допрашивал: ГЕРЗОН.[4]

Дополнительно показал, что участниками антисоветской троцкистской шпионской организации в Магнитогорске являлись: ШУБНИКОВ — зав. отделом пропаганды и агитации Горкома; САВЕЛЬЕВ С. — секретарь Кировского райкома; СУХАРЕВА С. — секретарь Орджоникидзовского райкома; КАРЯЕВ А.И. — редактор газеты; ЛАРИН Н. — секретарь Сталинского райкома, и БЕРМАН А.З. — 2-й секретарь Магнитогорского горкома.

ХИТАРОВ дал также показания о вредительской системе работы участников антисоветской организации в партийных органах, о засоренности партийного аппарата чуждыми разложившимися людьми и развале работы общественных организаций.

По 5-му ОТДЕЛУ

1.  ГРУЗДУП — зам. нач. Военно-транспортной Академии РККА. Допрашивали: МАЛЫШЕВ, КРИВОШЕЕВ.

Ранее сознавшийся в своем участии в латышской фашистской организации и шпионской деятельности в пользу латвийской разведки, дополнительно показал, что он является также участником антисоветской организации, действующей на железных дорогах Советского Союза, созданной бывшим начальником Управления военных сообщений РККА — АППОГОЙ (осужден) и начальником Моботдела НКПС ПОПОВИЧЕМ (арестован). Эта организация была составной частью военно-фашистского заговора в РККА и имела задачи дезорганизации работы транспорта в мирное время и организации срыва воинских перевозок в военное время посредством диверсионных актов, искусственного создания пробок на важнейших направлениях, крушений поездов и т.д.

Кадры заговорщической организации на транспорте, участником которой был ГРУЗДУП, черпались главным образом из армейских работников военных сообщений, работавших на транспорте.

В антисоветский военный заговор ГРУЗДУП был завербован летом 1935 года бывшим начальником Моботдела НКПС ПОПОВИЧЕМ, с которым он был в близких отношениях и неоднократно беседовал на темы антисоветского характера.

После вербовки ГРУЗДУПА в заговор ПОПОВИЧ предложил ему из числа слушателей лиц, оканчивающих Военно-Транспортную Академию, которых можно было бы вовлечь в заговор и использовать для диверсионной работы на транспорте. Часть из них должен был вербовать ГРУЗДУП, другую же часть должен был вербовать ПОПОВИЧ перед назначением их на работу.

В этих целях ГРУЗДУПОМ в военную организацию на транспорте были завербованы следующие слушатели выпуска 1935 года:

*1) ЛИСИЧКИН — назначенный начальником службы эксплуатации

ж. д. в г. Челябинске, ныне начальник железной дороги им. Ворошилова (не арестован);

2) КОТИК — ныне работает заместителем начальника отдела центральных дорог Управления службы движения НКПС (не арестован);

3) ЩЕРБАКОВ — работал комендантом ж. д. участка ст. Гомель (арестован);

4) ИВАНОВ — работает начальником Северо-Кавказской железной дороги (не арестован);

5) ПАВЛОВ — ревизор-диспетчер на одной из дорог юга (не арестован);*[5]

Вербовка ГРУЗДУПОМ этих лиц была проведена после того, как он убедился в их антисоветских настроениях.

Все завербованные ГРУЗДУПОМ после назначения их на работу в НКПС были переданы на связь ПОПОВИЧУ, за исключением ЩЕРБАКОВА, который был впоследствии связан с АППОГОЙ.

От ПОПОВИЧА ГРУЗДУПУ известно, что из слушателей академии, названных ему ПОПОВИЧЕМ, были завербованы:

1) РОЗАНОВ — работает в моботделе НКПС;

2) АНТОНОВ — командир бригады особого ж. д. корпуса в ДВК;

3) ВЕРБИЦКИЙ — работал заместителем начальника службы эксплуатации бывшей Екатерининской ж. д.;

4) КОТЛЯРОВ — начальник отделения службы эксплуатации в гор. Махачкала;

5) АНДРЕЕВ А. — начальник Московско-Донбасской ж. д. (все, за исключением РОЗАНОВА, не арестованы).

От ПОПОВИЧА и других участников организации ГРУЗДУПУ известно, что ими проводится большая диверсионная и вредительская работа на железных дорогах.

В 1935 году ВЕРБИЦКИЙ сообщил ГРУЗДУПУ, что по заданию ПОПОВИЧА и АППОГИ он организовал на бывшей Екатерининской ж.д. несколько крушений поездов, в том числе крушение воинского эшелона, следовавшего с грузом взрывчатых веществ (мины) на ДВК, причинившие большие разрушения с человеческими жертвами.

В 1936 году ЩЕРБАКОВ рассказал ГРУЗДУПУ, что он принимал участие в организации крушения воинского эшелона на ст. Гомель, следовавшего с красноармейцами во время маневров БВО.

В результате этого крушения было много человеческих жертв.

РОЗАНОВ во время встреч с ГРУЗДУПОМ говорил, что им проводится большая подрывная работа на главной магистрали дальневосточных железных дорог. Это ему удавалось осуществлять в связи с тем, что в его подчинении находилось несколько эксплуатационных полков, расположенных на этой магистрали. Там было организовано большое количество крушений.

От ПОПОВИЧА ГРУЗДУПУ известно, что ЛИСИЧКИН, АНДРЕЕВ и ИВАНОВ его задания по вредительской деятельности выполняют успешно. ЛИСИЧКИН сорвал ряд крупных народно-хозяйственных перевозок. АНДРЕЕВ ухудшил провозную способность дороги, и она с поставленными задачами не справляется. В таком же положении дела у ИВАНОВА на Северо-Кавказской железной дороге. ПОПОВИЧ говорил ГРУЗДУПУ, что на важнейших участках мобилизационной работы НКПС им расставлены «свои» люди, ведущие работу на транспорте с таким расчетом, чтобы способствовать поражению Советского Союза в предстоящей войне.

Антисоветская деятельность в Военно-Транспортной академии ГРУЗДУПОМ проводилась совместно с участниками военно-фашистского заговора КУНИ — начальником учебного отдела академии (арестован), и ДМИТРИЕВЫМ (осужден) — начальником факультета, завербованными АППОГОЙ и по его заданию установившими с ГРУЗДУПОМ связь.

Антисоветская деятельность проводилась ими в области снижения качества подготовки слушателей академии. С этой целью умышленно тормозилось развертывание наиболее необходимых для академии профилирующих лабораторий и кабинетов, расходуя отпускаемые средства на развертывание кабинетов и лабораторий, не являющихся актуальными профилирующими для академии.

Вредительство проводилось также в составлении учебных планов, комплектовании слушательским составом и т.д.

2.  ВЫСОЦКИЙ И.В., бывший редактор Воениздата, подполковник. Допрашивали: ЛОРКИШ, ЛОСЬ.

Дал первичные показания о том, что с 1927 года по день своего ареста являлся участником офицерско-монархической организации, в которую был завербован бывшим генералом царской армии СМЫСЛОВСКИМ.

За участие в офицерско-монархической организации ВЫСОЦКИЙ в 1931 году был осужден к 10 годам концлагеря.

В 1934 году ВЫСОЦКИЙ был досрочно освобожден, возвратился в Москву и вновь вступил на работу в наркомат обороны. После освобождения из концлагеря ВЫСОЦКИЙ установил связь с руководящими участниками офицерско-монархической организации СВЕЧИНЫМ, ЛИГНАУ, ВЕРХОВСКИМ А.И. и ЛУКИРСКИМ (все арестованы, кроме ВЕРХОВСКОГО).

ВЫСОЦКИЙ показал, что в последние годы офицерско-монархическая организация проводила подрывную работу, направленную на ослабление оборонной мощи Советского Союза, в целях поражения Красной армии в будущей войне и свержения советской власти.

ВЫСОЦКИЙ имел задание от СВЕЧИНА и ЛИГНАУ вести вредительскую работу в области издания советской военной энциклопедии.

ВЫСОЦКИЙ называет ряд участников офицерско-монархической организации, значительная часть которых арестована. Не арестованные устанавливаются на предмет ареста.

3.  ГУРВИЧ, бывший начальник научно-исследовательского института технической связи РККА, бригинженер. Допрашивали: ПОЛИЩУК, ЩЕРБАКОВ.

Показал, что в 1928 году ЦК ВКП(б) он был направлен в состав группы коммунистов на подпольную работу в Германию, которую возглавлял РОЗЕ, ныне начальник военизированной охраны Гражданского Воздушного Флота (не арестован), связанный лично с ТРОЦКИМ.

Находясь в Берлине, ГУРВИЧ связался со своим братом ГУРВИЧЕМ Менделем (в последнее время находился в СССР, арестован), студентом одного из техникумов, и через него познакомился с офицером германской разведки ЦИЛЬНЕРОМ Альфредом, который завербовал его для шпионской работы против СССР.

Встречаясь с ЦИЛЬНЕРОМ, ГУРВИЧ А.И. подробно информировал последнего о подготовляемом ЦК КПГ восстании, о прибывших из СССР коммунистах для помощи ЦК КПГ и т.д.

В 1925 году Разведупром ГУРВИЧ был направлен пом. резидента в США, причем на его назначении настаивал вновь назначенный резидент в Америку КОТЛОВ-РАКОВ (арестован), который в 1923 году также находился в группе русских коммунистов в Германии и был с ним знаком.

По пути в Америку в Берлине ГУРВИЧ А.И. через своего брата связался с ЦИЛЬНЕРОМ, которого информировал о состоянии связи РККА, где он работал до направления в Америку, об инспекции связи, возглавляемой СИНЯВСКИМ (арестован), о дальнейших перспективах развития связи и т. д.

ЦИЛЬНЕРУ же он рассказал, что едет в Америку в качестве помощника резидента КОТЛОВА-РАКОВА.

ЦИЛЬНЕР предупредил ГУРВИЧА, что КОТЛОВ-РАКОВ также связан с германской разведкой и им надо будет работать в тесном контакте.

В Нью-Йорке в процессе работы с КОТЛОВЫМ-РАКОВЫМ последний рассказал ГУРВИЧУ, что ему известно о его связях с германской разведкой.

В 1927 году ГУРВИЧ и КОТЛОВ-РАКОВ были отозваны из Америки в Советский Союз и по дороге, в Берлине, ГУРВИЧ имел встречу с ЦИЛЬНЕРОМ.

Вскоре ГУРВИЧ Разведупром был направлен в Китай (Шанхай) на работу резидента и для организации секретных радиостанций РУ. В Китай он выехал через Германию—Америку—Канаду.

В Берлине при встрече с ЦИЛЬНЕРОМ ГУРВИЧ сообщил ему о своем назначении в Китай и характере полученных заданий и получил от ЦИЛЬНЕРА явку к некоему ЛУРЬЕ, работавшему коммерческим агентом Шанхайского порта, которому должен был передавать шпионские материалы.

По приезде в Шанхай ГУРВИЧ установил связь с ЛУРЬЕ, которому передавал в дальнейшем шпионские сведения.

В Шанхае ГУРВИЧ, как резидент РУ, использовал в качестве агента работника китайской разведки ДЕКРОСА, который одновременно являлся агентом японской разведки и завербовал ГУРВИЧА для работы в пользу японцев.

ГУРВИЧ информировал ДЕКРОСА о работе КВЖД, сообщил ему о месте нахождения секретных радиостанций РУ.

В 1929 году ДЕКРОСУ, по просьбе ГУРВИЧА, было дано разрешение на въезд в СССР, где он вскоре был изобличен как японский шпион и расстрелян.

Начальник Секретариата НКВД Союза ССР ст. майор государственной безопасности (ШАПИРО)

 


[1] На первой странице имеется помета Сталина «NB».

[2] Подпись заместителя наркома внутренних дел Фриновского.

[3] Фамилии подчёркнуты Сталиным.

[4] Имеется помета Сталина «NB».

[5] *-* На левом поле имеется помета Сталина «x».