Спецсводка № 2 ИНФО ОГПУ об отрицательных моментах в настроении отдельных групп рабочих и безработных в связи с коллективизацией и ликвидацией кулачества как класса. 16 марта 1930 г.
16 марта 1930 г.
Совершенно секретно
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ
Недостаточность массовой и разъяснительной работы
Массовая разъяснительная работа по ряду промпредприятий развернута недостаточно и в основном проводится по линии пропаганды общих идей коллективизации, почти совершенно обходя конкретные вопросы колхозного строительства. В связи с этим отмечено значительное количество фактов, когда рабочие в частных беседах проявляли непонимание как основных принципов коллективизации, так и особенно конкретных форм колхозного строительства.
В результате слабой разъяснительной работы на отдельных промпредприятиях мобилизация и посылка в деревню отдельными рабочими рассматривается как «ссылка»; отмечены отдельные факты отказа от поездки в деревню (завод «Красный Аксай», Сельмашстрой, «Заря социализма» и другие).
По заводу Центроспирта № 1 (Ростов) выделенные на работу в деревню едут неохотно, с условием только на 2 месяца, считая посылку в деревню «ссылкой».
Среди рабочих СМС отмечены следующие разговоры: «Им стоит только затянуть на работу в колхоз, а там дадут тебе 25 руб. жалованья и будь здоров».
Нежелание ехать на работу в колхозы под предлогом болезни, необходимости учиться и пр. отмечено также со стороны отдельных партийных (Сельмашстрой, завод «Жесть-Вестен» и др.).
Деятельность кулацких антисоветских элементов
Антисоветская агитация на промпредприятиях в последнее время значительно усилилась, что отчасти объясняется притоком кулацких элементов в города и оседанием их на промпредприятиях.
За последнее время к рабочим шахты № 2 прибыло из села 18 кулаков с семьями. Некоторые из них уже устроились на работу.
На шахту им. Воровского прибыло 8 кулаков. То же отмечено на шахтах им. Красина, «Пролетарская диктатура» и др.
Используя недостаточность разъяснительной работы, кулацкие и антисоветские элементы ведут резкую агитацию (по цехам и даже на собраниях) против коллективизации, якобы «проводимой насильственно, против воли крестьян».
Грозный. «Газеты пишут, что крестьяне прямо бегут в колхозы. Какой черт бегут, идут со слезами, потому что им деваться некуда. Если крестьяне идут в колхоз, то потому, что они ограблены, а жить все-таки хочется» (ключник 3 участка).
Таганрог. На общем собрании рабочих завода «Красный гидропресс» по докладу о коллективизации были заданы следующие вопросы: «Почему так поздно поставили вопрос перед рабочими о ликвидации кулачества как класса? Не красное ли словечко, что крестьяне идут добровольно в колхоз? Что будет с рынком и со снабжением продуктами осенью?» и т.д. В прениях выступил бывший меньшевик со следующим заявлением: «Мы стараемся преувеличивать положение, а фактов не видим. Кричим "самокритика", а когда кто-либо скажет правду, так сейчас же арестовывается. Добровольное вступление в колхозы только на словах и на бумаге, а на деле крестьяне бегут» (выступление успеха не имело, принята резолюция, одобряющая политику партии).
Шахты. «Насильно гонят в колхозы, думают получить хлеб. Колхозы—это недоразумение. Рабочим, факт, придется голодать» (помощник машиниста электровоза шахты «Артем»).
Наряду с этим кулацкие элементы распространяют слухи о восстаниях и запугивают рабочих голодом и предстоящим отбором всего имущества у рабочих.
«Из этой коллективизации весной вырастут банды, в которых будут не только крестьяне, но и рабочие. Рабочих заставит голодовка, крестьян — колхозы, в которые гонят насильно. Сейчас уже имеются банды в Чечне и по Дону. Весной придет крах этой власти» (запальщик шахты № 2).
«У рабочих скоро будут отбирать лишнюю одежду и белье и делить между безработными. Такое распоряжение уже есть в г. Новочеркасске, там будут отбирать комсомольцы» (рудник [им.] 3-го Интернационала).
«Скоро по домам рабочих будут ходить тройки комсомольцев и отбирать все лишнее белье и постельные принадлежности, чтобы снабдить коллективы» (Шахты, казарма № 8).
Значительно усилилась повстанческая агитация со стороны антисоветского элемента, причем повстанческий характер носят также обнаруженные на некоторых предприятиях антисоветские листовки.
На собрании рабочих Таганрогского кожзавода № 2 выступила работница (была сокращена за антисоветскую агитацию, имеет недвижимое имущество) и заявила: «Мы переживаем экономический кризис. Коммунисты рано взялись за коллективизацию. Советская власть в этом найдет свою гибель. Рабочие восстанут, а крестьяне в деревне перебьют всех коммунистов, так как они довели страну до голода. Правы были Троцкий и Бухарин — бедняк не хозяин, да еще в коллективе».
Рабочий Грознефти (бывший троцкист) в группе рабочих говорил: «Скоро будем браться за пулеметы, с рабочих скинули одни цепи, а надели другие. Генеральная линия партии довела до «Шали» и «Гойты»1 (места недавних вооруженных выступлений), а теперь посмотрим, во что превратится сплошной колхоз».
Рабочий кожзавода № 3 (исключен из ВКП(б)) в группе рабочих заявил: «Раскулачивание обойдется не дешевле. Раскулачивание приведет к тому, что будет восстание и тогда кое-кому не поздоровится. Нужно свергнуть эту власть. Сил для восстания хватит — 25000 лишенцев Ростова, 40000 безработных и рабочие».
На кожзаводах № 1 и 2 обнаружены антисоветские листовки следующего содержания: «Товарищи рабочие и работницы, мы боролись раньше с угнетателями и воевали с ними. У многих погибли на войне отцы и братья и, в конце концов, прогнали их, взяли власть в свои руки и думали, что нам будет свобода. Нам свобода на словах, а на самом деле угнетают нас больше, чем раньше и насилуют над нами. Мы должны стать за свободу, не забыть свой отцовский путь. Долой партийное руководство, долой коммунистов— новую буржуазию! Мы боремся за свободу. Да здравствует будущая честная пролетарская свобода!» Одна листовка подписана «Угнетенная масса».
Особо следует отметить обработку жен рабочих женами кулаков, духовенством и сектантами. В г. Шахты жены кулаков специально обходили рабочие квартиры и агитировали против колхозов.
«Крестьян насильно сгоняют в колхозы, на базаре ничего не будет, а ЦРК вас уморит с голоду. Приходите на наши собрания и выступайте против организации колхозов».
В результате несколько жен рабочих на собраниях кричали: «Нам коллективы не нужны, вы нас голодом хотите уморить» и т. д.
В Таганроге духовенство и сектанты среди верующих женщин распространяли провокационные слухи: «Закрывают церкви, снимают колокола, священников преследуют. Советская власть представляет из себя антихриста».
«По М. Курганенскому району прошла женщина, с ног до головы оплеванная, а за ней мужчина, весь окровавленный. Это предвестники небесного гнева».
Отрицательное отношение части рабочих к коллективизации
Под влиянием антисоветской агитации и вследствие недостаточности разъяснительной работы по ряду предприятий среди групп рабочих, преимущественно имеющих сельское хозяйство, отмечаются антиколхозные настроения. Это проявляется в суждениях о «преждевременности» взятого темпа коллективизации, об отсутствии достаточных материальных предпосылок, неподготовленности крестьянства. Высказываются предположения, что колхозы скоро развалятся, и в результате раскулачивания еще более обострится продовольственное положение страны.
Балтзавод. На общегородской конференции со стороны одного рабочего имело место следующее выступление: «Начатое дело большевиками нам, рабочим, перерешать не приходится. Мы хотя и видим, что дело идет не так, но перерешать не имеем возможности. Нам все же нужно сказать, что партия рано начала ликвидировать кулака. Что будет дальше, увидим». Его поддержали двое рабочих.
Завод № 31 (Таганрог). «Наша страна еще не подготовлена. Снабжение рабочих недостаточно, и прежде надо хорошо снабдить деревни машинами, и только тогда будет целесообразна коллективизация».
СКОФ (Ростов). «Хотя рабочие на собраниях единогласно приветствуют эти начинания, но в разговорах с рабочими видно, что последние считают эти мероприятия опасным шагом, могущим оставить страну без хлеба».
Завод «Красное Знамя». «Партия слишком круто повернула рычаг. Из этого ничего не выйдет, крестьяне не допустят, чтобы их насильно заставили идти в колхозы».
Сулинский завод. «Разве пойдут в коллектив, когда на опыте старых коллективов хорошего ничего не видно?»
Отрицательные настроения нашли свое отражение также в недовольстве отдельных рабочих отчислениями в пользу «стального коня». В шахтах на собраниях рабочих по вопросу об отчислении имели место реплики: «Тянут со всех сторон, мучают и говорить нельзя. Когда перестанут распоряжаться нашими заработками?!»
Со стороны отдельных горняков отмечены следующие разговоры: «Ну их к черту, все давай да давай, ничего не останется. Говорят, что добровольно отчисляем, а на самом деле насильно шкуру дерут».
«Я не буду работать в пользу "стального коня", и вы зажмите рот об отчислениях на колхозы» (шахтер, имеет зажиточное хозяйство).
Отрицательное отношение к коллективизации части рабочих-чеченцев
Среди рабочих-чеченцев (Грознефть), преимущественно имеющих свое сельское хозяйство, вследствие отсутствия разъяснительной работы отмечается явное непонимание сущности коллективизации. Антисоветские элементы, используя это, стремятся истолковать ликвидацию кулачества как «стремление советской власти уничтожить все чеченское крестьянство».
Заслуживает внимания следующий факт антисоветской агитации: «Рабочим вместе с крестьянами нужно еще раз пропеть: "Вставай, проклятьем заклейменный". Крестьян разорили, а теперь заставляют идти в колхоз. В колхозах опять крестьянство будет работать на того, кто получает 200 руб. На плоскости чеченцев разорили» (масленщик, бывший полицейский).
На почве непонимания вопросов коллективизации и усиленной агитации антисоветских элементов отмечены антиколхозные выступления со стороны отдельных рабочих-чеченцев, бедняков и середняков.
«Под словом "уничтожить кулака" власть уничтожает также и бедняка. Если человек имел две лошади и одну корову, его выселяют и отбирают дом. Куда же они пойдут, если забирают все до последнего чурека»2.
«Взять кинжал и посадить всю кооперацию на кинжалы. Придет весна, они узнают, как брать кукурузу и держать нас в очереди за хлебом. Хорошо им бить людей в Гойтах и Шапи зимой, весной нас в кустах не разыщешь» (рабочий, имеет середняцкое хозяйство).
ИВАНОВСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ОБЛАСТЬ
Недочеты массовой разъяснительной работы
Несмотря на повышенный интерес рабочих масс к вопросам коллективизации сельского хозяйства, партийные и общественные организации ряда промпредприятий (фабрика им. Д. Бедного, Пучежская мануфактура, «Красный Перекоп», «Знамя труда», им. К.Либкнехта, им. Кутузова и др.) углубленную массовую работу развернули недостаточно. Недостаточно внимание к подбору и подготовке кандидатур рабочих, посылаемых в деревню, вследствие чего в состав рабочих бригад попадали политически неустойчивые, а порой и чуждые элементы. Приехавшие в деревню рабочие зачастую не знали, как практически подойти к коллективизации и раскулачиванию.
Ячейка ВКП(б) фабрики им. Кутузова без согласования с ФЭК выделила и послала на курсы по колхозстроительству бывшего белого офицера, сына попа и других антисоветски настроенных лиц.
На фабрике им. К. Либкнехта в рабочую бригаду был выдвинут ткач Кайлис (зажиточный крестьянин). По приезду в деревню Кайлис повел работу против колхозов и на одном собрании призывал крестьян жертвовать в пользу церкви. Была собрана крупная сумма денег.
Рабочий фабрики им. Ленина по приезду из деревни рассказывал рабочим следующее: «Я видел, что крестьяне неохотно идут в колхозы, но разъяснить им я ничего не мог, потому что самому не ясно. При отъезде нам книг не давали и не разъясняли».
Антисоветская агитация
По ряду промпредприятий (фабрики «Марксист», им. Кутузова, «Красная ветка», Родниковская мануфактура, «Красный Профинтерн», Кольчугинский завод, Ляпинстрой и др.) значительно усилилась антисоветская агитация кулачества и антисоветского элемента, в основном направленная против колхозного строительства. Распространяются провокационные слухи об «ужасах» на селе при проведении раскулачивания, о восстаниях крестьян в ряде районов, о скорой гибели советской власти и т. д. Отмечен ряд повстанческих призывов со стороны антисоветского элемента.
Подмастерье (антисоветский элемент) фабрики Б ДМ в группе рабочих говорил: «По всем деревням идет полный грабеж. Скорее бы война, скорей бы сшибить советскую власть, а то большевики оставят нас нагими. Подходит крепостное право».
На фабрике «Красный Профинтерн» в группе рабочих ремонтировщик (антисоветский элемент) говорил: «Советская власть организует колхозы для того, чтобы легче было узнать, сколько у крестьянина было хлеба. Но как бы они ни хитрили, крестьянин перехитрит Сталина, и его выдумка полетит. Сталин не русский, а потому он продается империалистическим странам и хочет сделать внутри нашей страны восстание. Рабочие ходят голодные, а главки — сытые, о рабочих не заботятся. В центре засели воры и бандиты».
В конторе лесного склада при БИОМ в группе рабочих агент ветки говорил: «Отбор хлеба и насильственная коллективизация вызовут крестьянские восстания. Восстания начнутся на Украине, потому что там народ решительнее. Этим моментом воспользуются иностранные капиталисты и тогда Советской власти несдобровать. За Советскую власть никто воевать не пойдет». Один из присутствовавших его поддерживал: «Так дальше продолжаться не может, мы должны будем обратиться к иностранным капиталистам с петицией — взять управление нашей страной».
Фабрика «Красный Профинтерн». Рабочий, вычищенный из ВКП(б), говорил: «Сейчас опять начинается феодальный строй. Строятся колхозы, которые никакой пользы крестьянам не дают, а только разоряют их».
Кольчугинский завод. Рабочий (антисоветский элемент) говорил: «Коллективизация направлена к тому, чтобы обратно вернуться к крепостному праву. Крестьянину нужно дать свободный труд, пускай, как хочет, так и развивается».
Антиколхозные настроения
Антиколхозные настроения имеют место среди отдельных групп рабочих, связанных с сельским хозяйством. По ряду промпредприятий (Кольчугинский завод, Родниковская мануфактура, завод «Свободный труд», фабрика «Перевал», «Красные ткачи» и др.) эти группы рабочих высказывают нежелание идти в колхоз и намерены ликвидировать свои хозяйства и переселиться в город.
Кольчугинский завод. «В колхоз я не пойду, от него ничего хорошего не выйдет, только проживешь свое добро и потом уйдешь с палкой и сумкой. Лучше продать все и переехать в город».
«В настоящее время колхозники сидят необутые, неодетые и голодные. На кой черт нам такие колхозы, если на мою лошадь сядет и поедет другой?! Нет, я в такой колхоз не пойду».
«Мы в колхозы не пойдем, порежем скот, распродадим имущество и будем жить в городе».
Родниковская мануфактура. «Отец с сыном не могут ужиться в одном хозяйстве, а тут хотят объединить несколько семей. Ничего не выйдет. Подерутся и разойдутся». «Бедняку терять нечего, он как был бедняком, так и останется. Середняку идти в колхоз невыгодно, правильно делают те, кто продает свое имущество. Я в колхоз не пойду».
Фабрика «Красный Перекоп». «В колхозе работать невыгодно и неинтересно. Там ты без разрешения не смеешь и яйцо съесть, так как все будет на учете. Крестьяне — народ вольный и привык делать, что ему угодно».
Среди рабочих фабрики им. К. Маркса, «Двигатель революции», «Красная Этна» и других, связанных с сельским хозяйством, отмечены следующие разговоры: «На клочке пахать буду или нищенством займусь, но в колхоз не пойду». «В колхоз мы не пойдем, если там будет все общее».
Указанные группы рабочих высказываются против темпов коллективизации, указывая, что производительность труда в колхозах будет ниже, чем в индивидуальном хозяйстве, и что в ближайшие годы значительно обострится продовольственный кризис. В ряде случаев отмечены указания, что в колхоз идут лодыри, лентяи (фабрики БДМ, БИВМ, им. Зиновьева, им. Ногина, Д. Бедного, «Упорный труд», «Марксист», Бухарский завод и др.).
Рабочий фабрики «Тульма» в группе рабочих высказался: «Я уверен, что теперь рабочие будут сидеть голодные, потому что крестьянство на колхозы смотрит как не на свое хозяйство, работать не будут, и мы дождемся того, что к концу пятилетки будет сплошной голод».
Фабрика им. Зиновьева. Ткачиха в общежитии говорила: «Колхозы приведут к голодовке. Жить стало очень трудно».
Сосневская мануфактура. Слесарь говорил: «В колхоз идут только лодыри».
НИЖНЕ-ВОЛЖСКИЙ КРАЙ
Антисоветская агитация
По ряду промпредприятий усилилась антисоветская агитация кулацких и антисоветских элементов, в основном направленная против коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Приводим характерные факты антисоветской агитации.
«Власть все свои неудачи в деревне хочет свалить на кулаков. Крестьянство не хочет идти в колхозы, и не вина кулаков, что колхозы не растут. Власти нужно найти предлог, чтобы ограбить сначала одну часть населения, потом другую» (Сталинград, «Красный Октябрь»).
«Охотно в колхоз никто не пойдет. Здесь все рабочие против колхозов, а в деревне и подавно крестьян гонят в колхозы под угрозой штыков» (Судоверфь, Астрахань).
«Поступают с крестьянами неправильно, отбирают у них все имущество, принуждают насильно идти в колхозы и выселяют людей в Соловки» (Вольский цементный завод).
Наряду с этим кулацкий и антисоветский элемент распространяет провокационные слухи о восстаниях и запугивает рабочих якобы предстоящей «неделей сундука». Под влиянием этих слухов отмечены отдельные факты распродажи рабочими своих домашних вещей.
г. Саратов. В Солдатской слободке (рабочий район) распространяются слухи о «неделей сундука», во время которой «будут проверяться все вещи, и если у кого найдут 2 вещи одинаковых, то одну обязательно отберут». Под влиянием этих слухов часть рабочих начинает свои вещи продавать или прятать.
г. Сталинград. Работница участка № 11 Электролеса среди работниц говорила: «После того как крестьяне будут разорены, дойдет очередь и до нас. Придут и скажут: "Отпирай сундук", а не дашь — арестуют. Если ко мне придут, я их топором порублю. Пусть возьмут у коммунистов, которые сидят в мягких креслах, а рабочего не трогают. А если нас тронут, то сами раскаются».
г. Вольск. Табельщик завода «Большевик» распространял слухи: «Скоро будет "неделя сундука", будут у всех производить обыски и у кого что окажется лишнее, будут отбирать».
Антиколхозные настроения
Под влиянием антисоветской агитации и вследствие недостаточности разъяснительной работы по ряду предприятий среди групп рабочих, преимущественно имеющих сельское хозяйство, особенно среди сезонников, отмечаются суждения о нежизненности колхозов и о неизбежности усиления продзатруднений в результате коллективизации.
Отмечены отдельные факты недовольства методом раскулачивания: «Поступают очень жестоко».
«В колхозах не будут работать, как работали на себя. У колхозника не будет никакого радения к хлебу, потому что не его собственность, и пятилетка лопнет» (Астрахань, сезонник Судоверфи).
«Колхозы не могут дать ничего хорошего, там только будет скандал да драка» (Астрахань, судовой плотник).
«Колхозы — пустое дело. Разве можно, чтобы крестьянин стал работать на чужого дядю, как на себя?» (Саратов, завод им. Ленина).
По отдельным предприятиям (цементные заводы г. Вольска, лесозаводы гг. Астрахани и Саратова) отрицательное отношение части рабочих к колхозстроительству обуславливается сведениями о перегибах в отношении середняка.
«Много раскулачивают не только кулаков, но и середняков. Многих будут выселять, совершенно невинных» (г. Вольск, цементный завод).
«Ликвидируют кулаков, а среди которых попадаются и такие, которые имеют одну лошаденку. Это не ликвидация кулачества, а окончательное разорение всего крестьянства. Если так, то дело дойдет и до рабочих. Если имеешь лишние штаны, так и те снимут» (Сталинград, Тракторострой).
Среди отсталых и низкооплачиваемых групп рабочих отмечены отдельные заявления о «необходимости раскулачить в городе тех, кто получает по 250 руб. и имеет мягкую мебель. В первую голову нужно ликвидировать кулака в городе, который сидит в кабинетах хозорганов» (Сталинград).
Безработные Украины
Слабость разъяснительной работы среди безработных широко использует антисоветский элемент, ведущий резкую антиколхозную агитацию и всячески настраивающий безработных против политики партии: «Коллективизация — возврат помещичьего права». Распространяются слухи о массовых восстаниях и т.п.
Антисоветский элемент запугивает безработных «неизбежным ростом безработицы вследствие коллективизации» и выдвигает в ряде случаев повстанческие лозунги.
«Советская власть задалась целью раскулачить не только кулака, но и рабочих. Постепенно переходим к крепостному праву. Индивидуальные хозяйства большевикам не приносят той прибыли, которую они хотят, поэтому они все объединяют. Кто отказывается идти, тому пришивают дело, что он кулак, и высылают в Сибирь» (Киев).
«Своей коллективизацией они на селе введут панщину, а мы будем пухнуть с голода. Пока до этого не дошло, нельзя молчать, надо требовать» (Киев).
«Что сейчас творится в селе, трудно представить. Отбирая все у крестьян, советская власть доводит людей до того, что они вешаются, отравляются, забивают свои хаты и бегут в город. В результате армия безработных увеличивается, деревня беднеет. В Александровке недавно было восстание крестьян» (Харьков).
«Коллективизация ничего удовлетворительного государству не дает. Повсюду сильные волнения крестьян. Крестьяне массами бросают свои хозяйства и направляются в город. Все у крестьян забрали до основания» (Одесса).
В связи с недостаточной разъяснительной работой и под влиянием агитации антисоветского элемента среди значительных групп безработных распространено превратное представление о сущности коллективизации («крестьян насильно загоняют в колхозы»), отмечены факты отрицательного отношения к раскулачиванию, коллективизации, причем отрицательное отношение к переходу деревни к коллективным формам увязывается с продзатруднениями.
Следует отметить выступления на собраниях безработных в Киеве и Одессе.
Киев. В посредбюро строителей состоялось собрание безработных по вопросу о пятилетнем плане и коллективизации сельского хозяйства. При переходе докладчика к вопросу о раскулачивании в массе присутствующих (600 человек) поднялся сильный шум, раздавались выкрики: «Довольно брехать! О каком кулаке идет речь? Кулака нет, долой наемных ораторов! Дайте нам возможность говорить, мы вам расскажем правду. Довольно замазывать глаза! Где жиры, где мясо? Вывезли за границу, а говорите, что виноват кулак». При этом один из безработных кричал: «Ребята, брось разговоры, кругом шпики! Ничего, скоро наши мытарства кончатся. Идет волна. Будет прибой. Будет конец издевательству».
Одесса. На собрании безработных по вопросу о реконструкции сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса в ответ на заявление докладчика о наличии достижений в области социалистического переустройства сельского хозяйства со стороны безработных раздавались реплики: «Какие там достижения?! Правительство насильно заставляет селян идти в колхозы. Все ДОПРы переполнены крестьянами, не желающими идти в колхозы».
На заявление докладчика, что «кулака будут безжалостно расстреливать», раздались выкрики: «Сегодня вы расстреливаете кулаков, завтра — середняков, скоро дойдет очередь и до нас». Поднялся шум, некоторые женщины заплакали. Собрание было сорвано.
Помощник начальника ИНФО ОГПУ Герасимова
Начальник 2 отделения Гросман
Рассылается:
1) Ягоде; 2) Товстухе (для Сталина); 3)Молотову; 4) Кагановичу; 5) Орджоникидзе; 6) Маленкову; 7-14) В ОГПУ; 15) В деле; 16-18) В отделении.
___________________________
1 Довести до «Шали» и «Гойты» — имеются в виду антисоветские выступления населения в Чечне в ноябре 1929 г. на почве недовольства хлебозаготовками. Подробнее см.: «Совершенно секретно»: Лубянка— Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 7. М., 2004. С. 560-562.
2. Чурек — хлеб.