Зажиточность и культура колхозной деревни

Реквизиты
Автор(ы): 
Период: 
1935-1936
Источник: 
Журнал Госплана и ЦУНХУ СССР "План" № 21 1936 г. Стр. 41-44

В своей исторической речи на I всесоюзном съезде колхозников-ударников товарищ Сталин, касаясь вопроса об условиях роста уровня жизни колхозников, сказал:

«Для того, чтобы стать колхозникам зажиточными, теперь вовсе не требуется обижать или эксплуатировать своих соседей. Да и не легко теперь эксплуатировать кого-либо, так как частной собственности и аренды на землю нет у нас больше, машины и тракторы принадлежат государству, а люди, владеющие капиталом, не в моде теперь в колхозах. Была такая мода и сплыла она навеки. Чтобы стать колхозникам зажиточными, для этого требуется теперь только одно — работать в колхозе честно, правильно использовать тракторы и машины, правильно использовать рабочий скот, правильно обрабатывать землю, беречь колхозную собственность...»

Сейчас — накануне созыва VIII Всесоюзного чрезвычайного Съезда Советов, призванного обсудить и принять новую сталинскую Конституцию СССР, чрезвычайно важно проследить, как изменился один из важнейших; показателей роста зажиточности — потребление колхозников: питание, приобретение промышленных товаров, удовлетворение культурных и бытовых, запросов по сравнению с потреблением крестьян в. дореволюционный период.

Как известно, основой благосостояния крестьян была земля. В. И. Ленин в «Аграрной программе соц. демократии в первой русской революции 1905— 1907 г.»1 дает следующее распределение земли по группам крестьянского населения (см. табл.).

Группы

Число владений (в млн.)

Число десятин земли (в млн.)

В % к итогу

Число владений

Число десятин земли

Разоренное крестьянство, задавленное крепостнической эксплуатацией

10,5

75,0

80,6

32,6

Среднее крестьянство

1,0

15,0

7,7

6,5

Крестьянская буржуазия и капиталистическое землевладение    

1,5

70,0

11,5

30,4

Крепостнические латифундии

0,03

70,0

0,2

30,4

Итого    

13,03

230,0

100

100

Таким образом, как видно из этих данных, большей частью земли владела небольшая кучка кулаков и помещиков. На долю же беднейшего крестьянства, которое по численности дворов составляло 80,6%, приходилось всего 32,6 % земельной площади. Отсюда понятен большой размер аренды земли крестьянскими хозяйствами, а именно продовольственной аренды. Арендная плата была чрезвычайно высокой. На основе материалов книги А. И. Шингарева «Вымирающая деревня» нами исчислено, что в обследованных им .деревнях при валовой продукции с 1 га в 6 руб. 50 коп. (за вычетом семян) аренда земли обходилась в 5 руб. 45 коп. К этому еще нужно прибавить огромные налоги и церковные поборы. Небольшая часть дохода крестьянских семей уходила на продовольствие. В. И. Ленин2 писал: «Крайняя нищета массы крестьян, которые привязаны к своему наделу и не могут жить с него, крайняя примитивность земледельческой техники, крайняя неразвитость внутреннего рынка для промышленности — таковы результаты этого положения вещей. И самым рельефным доказательством того, что в основе, в. сути своей дело остается неизменным вплоть до. наших дней, является теперешняя голодовка 30 миллионов крестьянства. Только крепостническая задавленность, обремененность, беспомощность массы закабаленных мелких хозяев может вести к таким ужасным массовым голодовкам а эпоху быстро развивающейся и сравнительно высоко уже стоящей (в лучших капиталистических хозяйствах) земледельческой техники».

В материалах царской комиссии по исследованию вопроса о движении благосостояния сельского населения с 1861 г. по 1900 г. приведены суммарные показатели бюджета 1 787 хозяйств 13 губерний Европейской России. Исчисленная по материалам доклада этой комиссии структура потребительского бюджета такова (в %):

Питание

77,0

Религия

3,0

Приобретение промышленных товаров (кроме продовольственных)

18,7

Прочие расходы

1,3

Культура

 

100

Все денежные доходы крестьянских хозяйств, сами по себе крайне незначительные, шли преимущественно на уплату повинностей и платежей и лишь остающаяся часть — на приобретение промышленных товаров. Поэтому стоимость этих товаров в потребительском бюджете крестьян составляла 18,7 %. При этом следует иметь в виду, что при довоенных бюджетах обследованиях для опроса отбирались хозяева «более толковые и более грамотные», т. е. более зажиточные. Наибольшую часть в потребительском бюджете крестьянина составляет стоимость питания. Продукты питания ему приходилось потреблять из своего хозяйства или приобретать у своих, же односельчан, что обусловливало крайне однообразный и скудный стол. Исследователи уровня благосостояния крестьян (Щербина, Шингарев, Титов) свидетельствуют о хроническом недоедании крестьян и о крайнем однообразии их питания (ржаной хлеб, картофель, капуста).

Великая Пролетарская Революция, давшая крестьянам землю, обеспечившая беднейшую часть крестьян с.-х. инвентарем, резко уменьшившая платежи, значительно увеличила доходность крестьянской семьи и коренным образом улучшила потребительский бюджет крестьянских семей. Вот как выглядела структура потребительского бюджета в 1926/1927 г. (в % к итогу расхода по бюджету):

Расходы

Середняки

Кулаки

Питание

74,9

70,0

Приобретение промышленных товаров (кроме продовольствия)

22,2

25,8

Расходы на удовлетворение культурных запросов   

0,7

1,1

Бытовое обслуживание   

2,2

3,1

Итого

100

100

Эти данные показывают, что крестьянство, располагая большими ресурсами, уже в 1926/27 г. имело возможность значительно больше, чем в дореволюционный период, покупать продукты промышленного производства. Заметно увеличился также в потребительском бюджете крестьян и удельный вес расходов на удовлетворение культурных запросов.

Однако следует подчеркнуть, что мелкое крестьянское хозяйство оставалось нерентабельным к требовало больших производственных затрат. Эти производственные расходы для середняцких хозяйств были, естественно, более обременительными, чем для кулацких хозяйств, которые были значительно лучше технически оснащены. Поэтому в кулацких хозяйствах и потребление было выше, чем в середняцких семьях.

На иных — новых — началах строится бюджет колхозника.

Товарищ Сталин на конференции аграрников-марксистов в 1929 г. говорил:

«...Теперь, после усиленного развития колхозного движения, крестьяне имеют возможность объединить свой труд с трудом своих соседей, объединиться в колхоз, разбить целину, использовать заброшенную землю, получить машину и трактор и поднять таким образом производительность своего труда вдвое, если не втрое. A что это значит? Это значит, что крестьянин имеет теперь возможность, благодаря объединению в колхозы, производить гораздо больше, чем раньше при той же затрате труда. Это значит, стало быть, что производство хлеба становится много дешевле, чем это имело место до последнего времени. Это значит, наконец, что при стабильности цен крестьянин может получить за хлеб гораздо больше, чем он получал до сих пор.

Таким образом путь коллективизации крестьянских хозяйств был единственно верным путем для подъема материального и культурного уровня жизни крестьянства. Одновременно с ростом накопления в обобществленном хозяйстве колхозников росли и личные доходы колхозников из колхоза. Достаточно указать, что за время с 1932 г. по 1935 г. доходы колхозников выросли больше, чем в 2 раза. Растет также и личное хозяйство колхозника. Все это не могло не отразиться в потребительском бюджете колхозника. По материалам бюджетных записей ЦУНХУ в 9 000 семьях колхозников Ленинградской, Московской, Западной, Воронежской, Оренбургской, Свердловской, Киевской, Одесской я Днепропетровской областей, Зап.-Сибирском, Азово-Черноморском, Куйбышевском краях и в БССР структура потребительского бюджета в 1935/36 г. выглядит следующим образом (данные предварительные):

Питание

64,6

Бытовое обслуживание

3,9

Приобретение промышленных товаров (кроме продовольственных)

26,3

Стоимость воспитания (кроме питания) детей в детских яслях, в детских садах и площадках

2,4

Удовлетворение культурных запросов

2,8

Итого

100

Приведенные данные свидетельствуют о крупных сдвигах, происшедших в потребительском бюджете колхозника.

Во-первых, налицо иная — качественно более высокая — структура потребительского бюджета. Это относится ко всем элементам потребительского бюджета.

Возьмем питание колхозника. Нами уже указывалось выше на скудный и однообразный стол крестьянских семьях в довоенный период. За период с 1932/33 с.-х. года по 1935/36 г. потребление отдельных групп продуктов питания росло в таких размерах:

Продукты

Потреблено на 1 душу в 1935/36 г. в % к 1932/33 г.

Хлеб печеный

111,6

Картофель и овощи

122,9

Фрукты и ягоды

193,3

Сахар

351,6

Мясо и сало

132,2

Рыбные продукты

142,5

Молоко

142,3

Масло коровье

178,1 .

Яйца

133,0

Таким образом стол колхозников стал более разнообразным, питательным. При общем увеличении потребления особенно сильно растет потребление высококачественных продуктов — фруктов, сахара, мяса и сала, рыбных продуктов, молока, масла коровьего и яиц.

Значительные качественные сдвиги наблюдаются и в ассортименте приобретаемых промышленных товаров. За тот же период (с 1932/33 г. по 1935/36 г.) приобретение промышленных товаров для личных нужд возросло на 37,2%, в том числе приобретение кожаной обуви—на 24,3%, галош — на 98,7%, тканей— на 38,3%, мыла — на 34,1 %, книг, газет и журналов — на 211,4%, музыкальных инструментов — на 74,7%  и мебели — на 42,1 %.

Второй особенностью потребительского бюджета является рост культурных запросов и степень их удовлетворения. Об этом достаточно ярко свидетельствуют показатели структуры бюджета и в частности рост покупок книг, и газет, журналов и музыкальных инструментов.

А. И. Шингарев, касаясь культурного уровня населения обследованных им в 1900 г. деревень, писал: «Культурный уровень населения не отличается ничем он окружающих сел и деревень, такое же ужасающее невежество, непонимание и незнание почти всего, что выходит из тесного кругозора земледельческой жизни, масса предрассудков и суеверий, живущих с незапамятных времен... и в настоящее время, в Животнинном посещает школу меньше половины всех мальчиков и 1/5 всех девочек. В Моховатье 3 школьника на всю деревню являются в своем роде исключением среди поголовного отсутствия детей в школе..»

Тяжелые экономические условия, ужасающая бедность даже не позволяли крестьянам отдавать своих детей в школу.

Не то при колхозном строе. В семьях колхозников все дети учатся. Повышает свой культурный уровень и взрослое население. Насколько вырос культурный уровень колхозников, убедительно показывают материалы; обследования бюджета времени колхозников, произведенного ЦУНХУ. Из всех обследованных лиц читали газеты, книги, журналы в I квартале 1936 г. по сравнению с первым кварталом 1934 г. (в %):

 

1934 г.

1936 г

Мужчины

74,2

75,6

Женщины

19,2

33,7

Большую роль в росте культурного уровня колхозников играют кино, спектакли. За I кварталы 1934 и 1936 гг. следующее число лиц посещало кино, спектакли (в % к обследованному числу):

Возрастные группы

Мужчины

Женщины

1934 г.

1936 г.

1934 г.

1936 г.

16-18 лет

67,7

73,3

62,0

79,7

19-24 »

60,0

69,3

54,8

63,6

25 —34 »   

48,2

62,5

31,9

40,9

35—59 »

29,5

41,1

15,2

24,3

Все обследованное население

45,0

54,3

32,1

40,1

Все это свидетельствует о тяге колхозников к расширению своего кругозора.

Третья особенность потребительского бюджета колхозников— это воспитание детей в детских садах, детских яслях и детских площадках. Оно дает возможность колхознице активно участвовать в колхозном производстве и в общественной жизни. Широко известно, какое огромное значение партия и правительство придают вовлечению женщин в колхозное производство. В советском государстве женщины имеют одинаковые права, с мужчинами. Колхозный строй дает крестьянке и экономическую независимость. В колхозе женщины и мужчины имеют одинаковое право на труд.

За январь—август 1936 г. из общего количества выработанных семьями колхозников трудодней, на долю женщин приходится следующее количество (в %):

Белорусская ССР   

30,3

Азово - Черноморский край

30,5

Ленинградская обл.  

43,4

Западная »

41,9

Кабард-Балкарская обл.

24,9

Московская »  

43,8

Киевская обл.

30,1

Воронежская »  

31,6

Одесская »

34,5

Куйбышевский край  

33,3

Днепропетровская обл.

31,6

Оренбургская обл.  

29,4

Узбекская ССР   

24,1

Свердловская »  

42,9

Туркменская ССР   

28,3

Зап-Сибирский край  

28,1

   

Приведенные данные показывают, насколько уже завоевано и вложено в жизнь формулированное в статье 122 проекта новой сталинской Конституции — «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни».

Ведь неуклонно растущий бюджет колхозника является лучшим доказательством того, что гарантированное проектом новой Конституции право на труд и на отдых вытекает из общих основ экономического строя Советского Союза. Это наглядно иллюстрируется также материалами ЦУНХУ о бюджете времени крестьян (1922—1923 гг.) и колхозников (1934—1936 гг.) Воронежской области (часы и минуты в среднем в сутки). (Cм. табл.).

 

Годы

Летом

Зимой

Производст-

венный труд

Прочие трудовые затраты

Отдых

Сон

Производст-

венный труд

Прочие трудовые затраты

Отдых

Сон

Мужчины - главы семьи

1923

11-51

2-56

3-15

5-58

2-32

3-26

8-19

9-43

1934

10-19

2-08

4-24

7-09

7-56

2-37

4-53

8-34

1936

8-23

2-28

5-27

7-42

5-35

2-57

6-29

8-59

Женщины - домохозяйки

1923

7-49

8-02

2-26

5-43

3-30

8-47

4-11

7-32

1934

6-04

7-00

4-18

6-38

3-36

7-37

4-28

8-19

1936

4-43

6-50

5-01

7-26

2-37

7-28

5-16

8-39

Летом крестьяне -единоличники, как мужчины, так и женщины, расходовали много времени на труд, время, затрачиваемое на сон и на отдых, сокращалось до предельного минимума.

Зимой у мужчин—за отсутствием работы — в бюджете времени 6 часов в сутки занимали «бездеятельный отдых и нераспределенное время».

На плечи женщины и зимой падала большая тяжесть работы по дому. И потому крестьянки как летом так и зимой работали по 13—15 часов в сутки.

В коллективном же хозяйстве трудовые затраты более равномерно распределяются в течение года. В напряженный период — весенние полевые работы в период уборки урожая, механизация с.-х. работ ведет к повышению производительности труда колхозника и тем самым к сокращению трудовых затрат. В коллективном хозяйстве труд колхозников используется производительно и зимой, что дает возможность изживать сезонность крестьянского труда — наследие мелкого крестьянского единоличного хозяйства.

В бюджете времени колхозника стирается грань между мужским и женским трудом. Удельный вес трудовых затрат в бюджете времени мужчин и женщин сближается.

Сокращение расхода времени на труд позволяет колхозникам и колхозницам уделять больше времени на отдых, на .повышение своего культурного уровня.

***

Приведенные нами выше цифры и факты являются яркой иллюстрацией огромных сдвигов, происшедших в потребительском бюджете колхозников. Но это только лишь первые шаги. Нет сомнения, что дальнейшее укрепление колхозного строя, рост стахановского движения на колхозных и совхозных полях приведут к дальнейшему, еще большему повышению материального благосостояния и культурного уровня колхозников.

_______________________________________________________________________________

1 Статистика в работах В. И. Ленина, стр. 383, Москва, 1933 (под редакцией М. Н. Смит). Из этой работы взяты абсолютные величины.

2 См. статью «Сущность аграрного вопроса в России»