Справка ИНФО ОГПУ о недочетах в ходе лесозаготовок по Северному краю, Сибири, ДВК, Нижегородскому краю и Уральской области. 31 января 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.01.31
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.8 1930 г., Москва, 2008 Стр. 81-83
Архив: 
ЦА ФСБ РФ Ф. 2. Оп. 8. Д. 655. Л. 125-130. Подлинник.

 

31 января 1930 г.

№ 380328 Совершенно секретно

Ход выполнения плана лесозаготовок

Имеющиеся материалы о ходе лесозаготовок по-прежнему сигнализируют серьезную угрозу срыва выполнения планов лесозаготовок по ряду районов Союза. Необходимый перелом в ходе лесозаготовок еще не наступил. По Северному краю на 10 января годовой план лесозаготовок был выполнен только в размере 30,8%. Десятидневка с 1 по 10 января дала увеличение лесозаготовок на 5,4%. По Сибкраю на 1 января было заготовлено делового леса в размере 16,4% и дров в размере 27,2% годового плана. По Нижегородскому краю на 1 января было заготовлено деловой древесины в размере 26,8% годового плана. Вывоз заготовленных дров и леса достиг по Северному краю на 10 января 9,7%, по Сибкраю за первый квартал 1929-30 хозяйственного года — 6% годового плана. По Сибкраю очень неблагополучное положение создалось на слипперных заготовках. На 10 января из 400000 слипперов, подлежащих заготовке по плану, было заготовлено только 1654 слипперов и 13763 полуслипперов. Слипперной тюльки заготовлено 67674 км.

Недостаток инструмента

На лесозаготовках Сибири и Нижегородского края отмечается значительный недостаток инструмента.

По системе Сиблесотреста на 10 января отмечался недостаток следующего инструмента: пил продольных — 625 шт., пил поперечных — 650 шт., лесорубных и шпалотесных топоров — 9600 шт., колунов — 1080, напильников — 1800 шт. Учет имеющегося инструмента и потребности в нем не налажен, вследствие чего имела место посылка инструмента не нуждающимся в нем лесоучасткам.

По Нижегородскому краю недостаток инструмента отмечается на лесозаготовках Чувашской АССР, Вятского, Шарьинского и Нолинского округов. На заготовках Севвостлеса в ЧАССР отмечается недостаток 6000 поперечных пил. Заявки Смоллеса на 4200 пил для лесоучастка Вятского окр. удовлетворены только на 25%.

Вербовка рабсилы

Несмотря на увеличившийся за последний период выход лесорубов в лес, все же количество их не превышает в среднем 50% общего числа завербованных. По Северному краю количество работавших в лесу на 10 января составило 65,7% годового плана и 62,3% к общему количеству всех завербованных на то же число. Количество конных лесорубов равнялось 52,3% годового плана и 58,4% всех заподряженных. По Сибирскому краю на 1 января количество работавших лесорубов не превышало по Сиблестресту 50%, а по Комсеверпути 19% потребности в рабочей силе.

Недочеты при вербовке рабсилы для лесозаготовок Сибирского края в ряде случаев усугубляются невыполнением хозорганами постановления о передаче вербовочной работы органам Наркомтруда. Хозорганы продолжают проводить вербовку самостоятельно, отказывая органам труда в отпуске обусловленных сумм на содержание вербовочного аппарата. Одновременно отмечаются случаи неудовлетворительной работы органов труда по вербовке рабсилы.

В Красноярском округе передача вербовочных функций отделу труда вызвала отрицательное отношение со стороны хозорганов. Хозорганы, несмотря на заключенный договор, отказали в отпуске средств на содержание вербовочного аппарата Окротдела труда. Чрезвычайная тройка Окрисполкома по лесозаготовкам постановила вербовочное бюро Отдела труда распустить, передав их работу в чрезвычайные тройки при РИКах.

Ачинский Отдел труда проводит вербовку рабсилы для лесозаготовок крайне неудовлетворительно. Связь с хозорганами отсутствует, в результате чего имели место случаи производства вербовки для организаций, не нуждающихся в рабочей силе. Вербовщики не знали условий работы и оплаты в организациях, для которых они производили вербовку. Рабочим давались обещания по ряду пунктов, не предусмотренные проектами договоров, в результате чего впоследствии лесорубы уходили с работы. Вербовщиками составлялись «дутые» списки завербованной рабсилы.

Отмечены отдельные факты, когда работники низового соваппарата из-за хлебозаготовок фактически срывают лесозаготовки: лесорубам до сдачи хлеба запрещается выезд в лес, а лесорубы, приступившие к работе, снимаются за несдачу хлеба с лесозаготовок.

На заседании Медведского сельсовета Ачинского округа в связи с приездом вербовщика рабсилы для лесозаготовок было постановлено: «Выезд из села Медведского воспретить впредь до сдачи хлеба».

Курбатовский сельсовет того же округа в связи с невыполнением хлебозаготовительного плана снял с работы выехавших на вывозку леса. Были сняты с работы и рабочие по постройке бараков для лесорубов.

В Канском округе, несмотря на острую потребность лесоорганизаций в гужсиле, всачики леса снимались с работы для перевозки хлеба.

Отрицательное отношение к лесозаготовкам мобилизованных комсомольцев

Мобилизация комсомольцев в Зуевском районе Вятского округа проходит неудовлетворительно. В ряде ячеек мобилизованные комсомольцы отказываются от поездки на заготовки. Один из комсомольцев ячейки Окрздрава после мобилизации немедленно сдал свой членский билет, два комсомольца ячейки спичечной фабрики «Красная звезда» после мобилизации напились пьяными и устроили дебош.

На Кожзаводе № 3 Вятского округа среди некоторых комсомольцев отмечается отрицательное отношение к мобилизации на лесозаготовки. Имеют место следующие разговоры: «Кто эти заготовки выдумал, тот пусть и едет на них. На бирже полно безработных, нужно их посылать, я вот первый отказываюсь от поездки».

Комсомольская бригада Краснопресненского райкома ВЛКСМ Московской области, мобилизованная на лесозаготовки Нижкрая, проезжая через г. Вятку, устроила на вокзале дебош, отказываясь от уплаты за обеды.

Перегибы хозорганов и низового соваппарата

В ряде районов Севкрая отдельные работники хозорганов и низового соваппарата, добиваясь увеличения выхода лесорубов в лес, применяют в отношении середняков1 и даже бедняков2 совершенно недопустимые меры воздействия (объявление бойкота, угроза в случае невыезда арестом, вербовка при посредстве милиции).

В д. Ручьевской Приозерского района Севкрая наряду с кулаками был объявлен бойкот и не выехавшим в лес беднякам и середнякам. Среди 32 человек, отданных под суд за невыезд, был один бедняк и 9 середняков.

На собрании сельсовета в Приозерском районе прораб Коротаев, член ВКП, заявил: «Не поехавшие в лес бедняки и середняки — их мы должны положить на обе лопатки совместно с кулаками и отправить куда следует». После соответствующего замечания одного из членов сельсовета Коротаев взял свои слова обратно.

На собрании в д. Бережно-Дуброво Севкрая прораб заявил: «Кто хочет ехать в лес, тот должен немедленно выехать, а кто не хочет, тот должен немедленно быть отправлен в Исправдом».

В Троицком сельсовете Севкрая милиционер по предложению вербовщика собрал всех завербованных и заявил: «Кто хочет ехать в лес, тот вставайте вправо, кто не хочет — влево». Все встали вправо.

Отмеченные в предыдущих наших сводках (379530, 378972, 378652, 377386, 376642) недочеты в области продовольственного и бытового обслуживания лесорубов Севкрая, не устраненные до сих пор, характерны также для положения на лесозаготовках Нижкрая, ДВК, Сибири и Уральской области.

Помощник начальника ИНФО ОГПУ Герасимова

Начальник 2 отделения Гросман

Рассылается:

1) Ягоде; 2) Мессингу; 3) Евдокимову; 4) Артузову; 5) Прокофьеву; .6) Бокию; 7) Благонравову; 8) Агранову; 9) Товстухе (для т. Сталина); 10) Кагановичу; 11) Молотову; 12) Орджоникидзе; 13) Рыкову; 14) Микояну; 15) Сырцову; 16) Угланову; 17) Романову; 18) Евреинову; 19) Лобову; 20) Мальцеву; 21) В деле; 22) В отделении.

________________________________________________

1Середняки—в структуре крестьянства 1920-х гг. занимали промежуточное положение между кулаками и бедняками (см. примечания «Кулаки» и «Бедняки»). Середняки составляли значительное большинство крестьянства. По данным на 1927 г., 62,7% крестьянских хозяйств относилось к категории середняцких. Крестьяне-середняки составляли также более половины населения СССР в целом. По данным Всесоюзной переписи 1926 г., население СССР насчитывало около 148 млн человек, из них 81 млн, или 54,7%, было отнесено к категории крестьян-середняков. Чтобы считаться середняком, необходимо было не обладать ни одним из многочисленных «кулацких признаков», т.е. практически по своему экономическому положению и уровню материального благосостояния не намного возвышаться над бедняками и батраками. Середняцкие хозяйства — это, чаще всего, хозяйства малотоварные, потребительские, с тенденцией к очень медленному и неустойчивому, зависимому от многих факторов (природных, демографических и др.) росту производства. В середняцких хозяйствах безраздельно господствовал ручной и конно-ручной труд. В отличие от безлошадных бедняков и батраков, середняцкие семьи имели минимальное количество рабочего скота (обычно одну или две лошади), что позволяло им в достаточно приемлемом объеме выполнять весь цикл необходимых сельскохозяйственных работ. Середняцкая масса деревни была неоднородной, прослеживалась дифференциация в материально-бытовом положении (существовали понятия «крепкий середняк», «маломощный середняк» и т. п.). 

2Бедняки — по данным на 1927 г., среди крестьянских хозяйств 22,1% относились к категории бедняцких, 11,3% — пролетарских (батрацких). Следовательно, бедняки и батраки (с членами семей) составляли примерно 1/3 сельского населения. Для бедняцких и батрацких хозяйств была характерна безлошадность. А без лошади в тех условиях вести нормальное сельское хозяйство было невозможно. Даже имея землю, хозяйствовать самостоятельно они не могли и, как правило, находились в зависимости от зажиточных слоев деревни. Такое положение трудно было изменить в одиночку; для них, т.е. для бедняцко-батрацкой массы, объективно выход был в объединении. В их среде встречались люди, подверженные антиколхозным настроениям, в том числе и откровенно прокулацким («подкулачники»), но таковых было явное меньшинство.