25 августа 1909 г. — «Краткий план исполнения новой судостроительной программы на русских заводах», представленный профессором К. П. Боклевским¹* председателю Совета министров П. А. Столыпину

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1909.08.25
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 354-356.
Архив: 
РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 494. Л. 43‑48. Подлинник.

Во исполнение словесного распоряжения вашего высокопревосходительства, данного мне 10 июня с. г., имею честь представить при сем краткий план исполнения новой судостроительной программы на русских заводах, но при условии привлечения к этому делу лучших иностранных судостроительных фирм.

В ближайшем будущем предстоит решение вопроса о новой крупной судостроительной программе.

До сих пор крупные военные суда либо целиком заказывались за границею, либо главным образом строились на казенных заводах.

В первом случае огромные суммы уходили из пределов России, что ложилось тяжелым бременем не только на бюджет, но и на платежные силы страны.

При отечественной постройке затрата на военный флот отражается только на бюджете, страна же ничего не теряет.

Действительно, у нас вследствие слабого развития промышленности имеется непочатый угол никуда не прилагаемой рабочей силы и естественных богатств, которые, так сказать, пропадают даром. Если путем временного обременения бюджета употребить эти силы и запасы на создание сильного боевого флота, то отпущенные страною средства вернутся обратно населению, а в конечном результате использованный труд и материал выразятся увеличением средств обороны страны.

Конечно, будут раздаваться мнения, что труд может быть приложен с большею экономическою пользою, но увеличение военного могущества страны, несомненно, имеет такое же государственное значение, так как обеспечивает стране лучшее положение в международных экономических отношениях.

Несмотря на это приходится констатировать несомненную непопулярность вопроса об ассигновании денег на флот, хотя бы он строился в России. Очевидно, непопулярность эта имеет в основе не только одно желание сберечь денежные средства. И действительно, она главным образом вызвана тем, что суда у нас до сих пор строятся очень долго, обходятся чрезвычайно дорого и часто бывают неудовлетворительны.

Удивляться последним обстоятельствам нельзя. Во всех государствах, даже в Англии, казенный способ постройки никого не удовлетворяет, и заказы в огромном большинстве случаев передаются частным заводам. У нас же и подавно (по причинам, о которых говорить здесь излишне) казенные заводы не могут правильно и экономно вести хозяйство, а по отношению к технической части не имеют того опыта, который накопили иностранные заводы и их инженеры из поколения в поколение.

Конечно, опыт может научить и нас, но мы слишком бедны, чтобы для получения опыта вести постройку сооружений, стоящих десятки миллионов рублей, и рисковать, что ряд подобных опытных сооружений будет неудачен.

Поэтому само собою напрашивается другое решение этого вопроса.

Так как программа ныне будет составлена на десять лет, то можно было бы все необходимое количество судов заказать компании известных иностранных строителей, с непременным условием построить все в России из русских материалов.

Общие условия состояли бы в следующем.

Компания строителей, в которую должны были бы войти не менее четырех известнейших фирм по судостроению или по постройке судовых механизмов, притом не менее чем трех различных стран (Англия, Франция, Германия), получает заказ на постройку всех определенных программою судов.

Компании этой предоставляется на время десяти лет пользование следующими казенными заводами: Балтийским, Галерным, Обуховским и Ижорским.

Компании предоставляется право передавать под своею ответственностью часть заказов частным русским заводам, исполнявшим до сих пор соответственные заказы для морского ведомства, и даже привлекать их к соучастию в Компании; но строить новые заводы или передавать заказы вновь выстроенным заводам Компания не вправе.

После принципиального решения вопроса, для каждого типа судов разрабатывается программа совместно Морским генеральным штабом, Морским техническим комитетом и представителями Компании.

В программе должны быть указаны предельные размеры судов и их элементы, бронирование, скорость, вооружение и особые требования морского ведомства, снабжение судов, а также сроки сдачи.

Вслед за сим Компания заявляет цены на судно каждого типа, и если цены будут признаны приемлемыми, то с Компаниею заключается контракт.

Лишь по заключении контракта Компания представляет на утверждение подробно разработанные чертежи и спецификации, которые должны отвечать всем пунктам программы.

На проверку чертежей и спецификаций устанавливается определенный срок.

Отступления от программы, сделанные Компаниею, должны быть исправлены и, если от этого последует по вине Компании потеря времени, то ответственность за это ложится на Компанию. Если отступления от программы потребуются морским ведомством, то сопряженная с этим потеря времени и возможное увеличение обусловленной платы лежат на ответственности морского ведомства. Точно так же морское ведомство несет ответственность за превышение без вины со стороны Компании срока на проверку чертежей и спецификаций.

Утвержденные конструкции без согласия Компании изменению не подлежат.

Основными условиями контракта с Компаниею считаются между прочим следующие.

Компания должна образовать акционерное общество или паевое товарищество с уставом, однообразным с уставами обществ, действие коих в России разрешено.

Правление или ответственный комитет управления, пользующийся правами правления, должен находиться в С.‑Петербурге.

Правление и комитет управления должны, по уставу, состоять по крайней мере наполовину из русских подданных.

Как высший административный персонал, так и технические конторы и личный состав мастерских (инженеры, мастера и пр.) должен состоять по крайней мере наполовину из русских подданных.

Мастеровые должны быть русские, и только 10 % мастеровых может быть иностранных.

Заводы морского ведомства передаются в распоряжение Компании согласно инвентарю, составленному до заключения контракта.

Компания обязана страховать заводское имущество от огня, причем полис пишется на имя морского ведомства.

На погашение заводского имущества ежегодно списывается и удерживается с Компании за здания 2,5 % их стоимости и за оборудование 5 % его стоимости, по составленному до заключения контракта инвентарю.

По окончании работ, при обратной сдаче заводов морскому ведомству, составляется вновь инвентарь, причем за недостающее имущество с Компании удерживается балансная стоимость его, а лишнее приобретенное Компаниею имущество либо принимается, по усмотрению морского ведомства, в казну по балансной стоимости, либо Компании предоставляется его убрать.

При исполнении работ Компания имеет одинаковые права и обязанности со всеми прочими русскими заводами, подчиняясь, согласно Уставу о промышленности, фабричной инспекции и правилам о сношениях с наблюдающими. Однако независимо от этого Компания должна передавать наблюдающим следующие дополнительные документы: ежедневные сведения о числе рабочих в каждой мастерской, копии расценок задельных работ, заверенные фабричной инспекциею, копии всех инструкций и общих приказов по заводу, спецификации заказа материалов, хотя бы без цен.

В каждой отдельной службе, где начальником является иностранец, один помощник его должен быть русский подданный, пользующийся достаточным доверием правления для того, чтобы иметь доступ ко всем делам этой службы. Служащего этого правление, разумеется, может менять по своему усмотрению и обязывать его обычною в коммерческих делах скромностью и сохранением коммерческой тайны, но он сам должен иметь возможность использовать свою службу для изучения практических приемов иностранных заводов.

В обеспечение исправного исполнения работ и соблюдения сроков Компания вносит в государственное казначейство залог в размере 10 % от стоимости заказа. Залог этот возвращается частями после сдачи каждого судна и истечения обусловленного для него гарантийного срока. Последние 10 млн. руб. залога выдаются не ранее обратной сдачи заводов морскому ведомству.

Условия платежей должны быть одинаковые с практиковавшимися при последних заказах частным заводам в России и за границею.

Особо должен быть рассмотрен вопрос о рассрочке платежей, если Компания пожелает совместить поставку с некоторого рода займом.

Помета П. А. Столыпина: «Читал. 25 августа».

Помета: «К делу о Совещании [по судостроению] по представителю председателя Совета министров».

Примечание:

¹* Боклевский Константин Петрович (1862‑1928) — инженер-судостроитель, статский советник, с 1902 г. — декан кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института и профессор кафедры корабельной архитектуры, представитель председателя Совета министров в Совещании по судостроению, в 1917 г. — главный инспектор заводов морского ведомства.

РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 494. Л. 43‑48. Подлинник.