Примечания

 

1. Начиная с осени 1925 г., в СССР имели место хозяйственные затруднения, проявлявшиеся в обострении товарного голода, повышении цен, значительном ослаблении червонца. В результате пришлось пересмотреть производственные планы, планы внешней торговли (торговый баланс 1925/1926 хозяйственного года был сведен с пассивом в 85 млн руб.).

2. Здесь и ниже римская цифра означает номер приложения, арабские цифры указывают абзацы в приложении, на основе которых даны сведения в обзоре.

3. Квартирники — здесь имеются в виду рабочие, имеющие жилье (квар-иры) при фабрике, и сокращение их числа прямо связано с уходом рабочих с предприятий.

4. Околоток — устаревшее обозначение окружающей местности, окрестности.

5. Имеется в виду Автономная Республика немцев Поволжья, образованная в 1924 г. из автономной области.

6. «Союзы наши вроде зубатовских...» — ЗубатовС.В. (1864-1917)— жандармский полковник, начальник московского охранного отделения (с 1896 г.) и Особого отдела департамента полиции (1902-1903 гг.). Создал систему политического сыска и был автором разновидности т.н. полицейского социализма, заключавшегося в образовании легальных рабочих организаций под контролем полиции.

7. «Выкатывать (вывозить) на тачках» — (жарг.) — угроза расправой.

8. «Празднование Рождества по новому стилю...» — религиозный христианский праздник Рождества Христова в середине 20-х гг. в СССР не поощрялся, но еще не был официально запрещен. Верующие, однако, отказывались его праздновать по «новому стилю», т.е. по григорианскому календарю, принятому в странах Западной Европы в ХУ1-ХУШ вв. вместо прежнего юлианского и введенного советским правительством в феврале 1918 г. Расхождение между григорианским и принятым до сих пор в Русской Православной церкви юлианским календарями составляет в XX в. 13 суток, отсюда — смещение дат церковных праздников.

9. В 1926 г. были проведены перевыборы Советов по всей стране. Итоги перевыборной кампании были подведены на июльском пленуме ЦК и ЦККВКП(б). В резолюции пленума отмечалось, что по РСФСР в выборах участвовали «47% всего состава избирателей деревни». (История Советской конституции в документах: 1917-1956. М., 1957. С. 559).

10. Краевая рада — здесь: название административной организации края на Кубани во время присутствия на ее территории белогвардейских войск.

11. Крестьянское антибольшевистское восстание на Тамбовщине в 1920— 1922 гг. под руководством А.С.Антонова (1989-1922). Подавлено частями Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского и И.П.Уборевича.

12. КНС — комитет незаможных селян на Украине (незаможник — так называли беднейших крестьян на Украине), в России — комитеты бедноты. Организации, считавшиеся опорой диктатуры пролетариата в деревне. Комитеты должны были контролировать вопросы крестьянского землеустройства, найма рабочей силы и т.п.

13. Центральная рада — здесь: объединенный орган националистических партий и организаций на Украине (март-декабрь 1917 г., Киев; январь-апрель 1918 г., Житомир, Сарны). После Октябрьской революции захватила власть и провозгласила т.н. Украинскую Народную Республику. 29 апреля 1918 г. распущена германским командованием, чьи войска оккупировали Украину.

14. Басмачество — антисоветское националистическое движение в Средней Азии феодально-байских элементов, мусульманского духовенства и т. п. под руководством организации «Шура-и-Ислам» («Совет ислама»), официально распущенной СНК Туркестана в 1918 г. Проявлялось в форме открытого политического вооруженного противостояния Советской власти с целью ее свержения. Подцерживалось рядом политических кругов Турции, Китая, Афганистана. Характерно массовым террором. Окончательно ликвидировано в 1933 г. Басмачи — участники этого движения (от тюрк, басмак — совершать налет).

15. Бай — богач, крупный землевладелец или скотовод в дореволюционной Средней Азии.

16. Казакстан — до Октябрьской революции и в первые годы Советской власти казахов называли казаками и киргизами (отсюда название — Киргизская республика). В 1925 г. съезд Советов Казакской ССР, а затем Президиум ВЦИК принял решение о переименовании Киргизской республики в Казахскую АССР. Однако в документах второй половины 20-х гг. еще встречаются названия Казакстан, казаки. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова говорится: «"Казаки" — одна из тюркских народностей, населяющая Закаспийские степи и составляющая большинство жителей Казакской АССР» (Т. 1. М., 1935. С. 1280).

17. В 20-е годы туземцами по аналогии с классической колониальной терминологией называли народы неславянского происхождения, проживавшие на окраинах страны. В дальнейшем этот термин вышел из употребления.

18. Дунгане — народ, проживающий в основном в Казахстане и Киргизии.

19. Иногородний — здесь в казачьих областях дореволюционной России: крестьянин, не принадлежащий к казачьему сословию. По инерции термин некоторое время продолжал употребляться и в советское время.

20. «Мусавато-дашнакская банда» — мусаватисты — члены националистической партии «Мусават» («Равенство») в Азербайджане в 1911-1920 гг. Программа: национально-территориальная автономия, панисламизм, пантюркизм. Дашнаки — члены партии «Дашнакцутюн» («Союз»), армянской националистической партии. Основана в 1890 г. Программа: с помощью европейских держав и России добиться автономии Западной Армении в составе Турции. В 1918-1920 гг. — правящая партия армянской буржуазной республики. После установления в Закавказье Советской власти — организаторы антисоветских мятежей.

21. Иттихадисты — члены турецкой партии «Иттихад» («Единение и прогресс»), созданной младотурками.

22. Пристав — начальник местной полиции в дореволюционной России.

23. Комиссар — должностное лицо, облеченное правительством особыми или значительными полномочиями.

24. «Черный крест» — организация «Черный крест помощи нуждающимся и заключенным анархистам». Возрождена в Советской России в 1918 г. по инициативе А.А.Карелина.

25. «С.Р.Н.» — «Союз Русского Народа» — крайне правая монархическая организация в дореволюционной России.

26. Сторонники патриарха Московского и всея Руси Тихона, выступавшего против Советской власти, но в 1923 г. вынужденного изменить свою позицию и призывавшего к сотрудничеству с Советами.

27. Обновленцы — сторонники религиозного течения внутри Русской православной церкви, стремившиеся приспособить церковь к условиям существования в Советском государстве. Основные группы обновленцев, возникнув в 1922 г., выступили против патриарха Тихона, проповедовали «коммунистическое христианство», провозгласили принцип лояльности Советскому государству. Внесли ряд изменений в церковное устройство, культ и быт духовенства (женатый епископ, второбрачие духовенства, богослужение на современном языке, демократизация прихода). Обновленчество как течение прекратило свое существование вскоре после Великой Отечественной войны, когда обновленческое духовенство вместе со своими приходами влилось в Русскую православную церковь.

28. Хунхузы (букв. — краснобородые) — участники вооруженных банд, действовавших в Маньчжурии с сер. XIX в. до 1949 г.

29. Боны — суррогаты денег, документы, дающие право на получение определенных ценностей.

30. Так в 1924-1934 гг. назывался областной центр на Украине — г. Кировоград.

31. «Привязать к приводному ремню» — жаргонизм, в данном случае означающий угрозу. Приводной ремень — ремень, для приведения в действие какой-либо машины.

32. Каолин (от названия местности в Китае) — горная порода, состоящая из глинистых минералов, применяемая в различных видах промышленности (химической, бумажной, фарфоровой и т.д.).

33. Мануфактура — здесь: — ткани и вообще в широком смысле все промышленные товары.

34. Третейский суд — относящийся к разбору конфликта, спора третьей, незаинтересованной стороной, избираемой по взаимному соглашению спорящими сторонами.

35. Жандарм — лицо, состоящее на службе в жандармерии. Жандармерия — особые политические войска в дореволюционной России для политической охраны и сыска, а также для борьбы с революционным движением.

36. «Оказывая внимание казакам — нашим врагам...» — имеется в виду, конечно, ситуация не середины 20-х годов, а Гражданской войны. Большинство казаков принимали в ней участие на стороне белогвардейских армий.

37. Речь идет о некотором расширении избирательных прав, предоставленных Конституцией РСФСР, утвержденной постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г., а также конституциями других союзных республик, утвержденных после их вступления в СССР.

38. Бело-зеленый — «зелеными» первоначально называли лиц, которые во время Гражданской войны, не желая служить в армии, укрывались в лесах (отсюда название). В дальнейшем они организовывались в партизанские отряды и участвовали в военных действиях на той или другой стороне, в зависимости от их социального состава. Здесь, вероятно, имеется в виду т.н. бело-зеленая Армия возрождения России под командованием генерала Фостикова, действовавшая в 1920 г. на Северном Кавказе.

39. Вахмистр — высшее солдатское звание в кавалерии старой русской армии, соответствовавшее званию фельдфебеля в пехоте.

40. Осважист — вероятно, указание на то, что названное лицо было членом ОСВАГа (Осведомительное агентство) — крупнейшего идеологического центра белого движения. ОСВАГ координировал все направления политико-идеологической деятельности правительства генерала А.И.Деникина. Образован летом 1918 г. В феврале 1919 г. реорганизован в отдел пропаганды при деникин-ском правительстве, но название «ОСВАГ» бытовало и после его ликвидации.

41. Урядник — унтер-офицер в казачьих войсках старой русской армии, а также нижний чин уездной полиции в дореволюционной России.

42. Псаломщик — низший церковный служитель в православной церкви; дьячок, пономарь.

43. Ножницы цен — выражение впервые предложено Л.Д.Троцким в докладе о промышленности на XII съезде РКП(б). Так был назван процесс расхождения промышленных и сельскохозяйственных цен, графическое изображение этого процесса совпадало со схематическим изображением ножниц, в которых линия движения индекса сельскохозяйственных цен играла роль нижнего лезвия ножниц, а линия индекса промышленных цен — верхнего. До осени1922 г. соотношение динамики цен было обратным, переломная точка датируется приблизительно октябрем 1922 г., после чего на протяжении длительного времени продолжалось непрерывное расхождение цен. Отношение индекса промышленных и сельскохозяйственных цен составляло на 1 сентября 1922 г. 0,94, на 1 октября 1923 г. — 3,19. К 1926 г. разрыв сократился, но тем не менее был весьма заметным. На 1 июля 1926 г. общесоюзный индекс розничных цен промышленных товаров, исчисленный Конъюнктурным институтом, составлял 266, а сельскохозяйственных — лишь 209 (цены 1913 г. = 100), причем по сравнению с 1 апреля 1926 г. разрыв увеличился. Причина существования ножниц цен — в несоответствии между поступающими на рынок товарными массами промышленной и сельскохозяйственной продукции.

44. «Лицом к деревне» — советский лозунг 20-х годов, согласно которому как от органов государства, так и от отдельных лиц и организаций требовалось уделять больше внимания нуждам деревни и крестьянства.

45. Вычищенный — т.е. исключенный. Так в 20-е годы называли лиц, лишившихся должности или членства в организации за какой-либо проступок, а также за сокрытие социального происхождения.

46. «Ленинский призыв» — массовый прием рабочих в ряды РКП(б) в 1924 г., происходивший после смерти В.И.Ленина.

47. Вилайет — административная единица в некоторых районах Средней Азии в 20-е годы.

48. Кошчи — (узб. — пахарь) — массовая организация крестьянства в республиках Средней Азии и Казахстана, созданная по решению 5-го съезда компартии Туркестана (1920 г.). Фактически была аналогом комитетов бедноты.

49. Червонец — здесь: денежный билет номиналом в десять рублей, находившийся в обращении в СССР с 1922 по 1947 г. Заменил неустойчивые совзнаки.

50. Курбаши — командир отряда басмачей.

51. Аксакал (от тюрк, ак — белый и сакал — борода) — глава рода, старейшина, почтенный человек в Средней Азии и на Кавказе.

52. Дехканство, дехкане—дехканин — в Узбекистане и Таджикистане: крестьянин, (от тюрк. (Шщап—деревенский).

53. «Уходить за Кубань, как в 1918 г.» — намек на события Гражданской войны, когда значительная часть просоветски настроенных жителей во время второго наступления Добровольческой армии генерала Деникина на Екатеринодар была вынуждена уйти за р.Кубань, где формировала партизанские отряды.

54. Новый курс партии в деревне — то же, что «лицом к деревне».

55. Крестсоюз 1905 г. — Всероссийский крестьянский союз — организация, стремившаяся к объединению всех крестьян вне зависимости от их социального положения. Такие союзы образовывались во многих регионах страны (1905-1907).

56. Партийцы-«чемоданщики» (жарг.) — те, кто «сидит на чемоданах», т.е. приехали на время и готовы уехать. Намек на короткий срок деятельности приезжего в Совете.

57. Стражник — здесь: низший полицейский чин в сельских местностях в дореволюционной России.

58. Милифирковцы — члены «Милли-Фирка» («Национальная партия»), националистической партии крымских татар. Основана в июле 1917 г. Выдвинула лозунг «Крым для крымцев», поставила целью (с помощью Турции и Германии) оторвать Крым от России. С уходом германских оккупационных войск из Крыма (ноябрь 1918 г.) выдвинула программу культурно-национальной автономии Крыма, не поддержанную белогвардейскими режимами. Блокировалась с российской контрреволюцией в борьбе против Советской власти. После эвакуации из Крыма белогвардейских войск перешла на нелегальное положение. Деятельность партии продолжалась вплоть до середины 40-х годов.

59. Шариатские суды — суды, в которых применяются шариатские правовые нормы. Шариат — совокупность религиозных и юридических норм мусульманского права, принципов поведения, соблюдение которых обеспечивает праведную, угодную Аллаху жизнь.

60. Эфенди (принадлежащий к благородному сословию, достойный уважения)— обращение, применявшееся у ряда мусульманских народов (прежде всего — турок) к широкому кругу лиц, в том числе к лицам духовного звания и чиновникам.

61. Шейх—здесь:—представитель высшего мусульманского духовенства, богослов и правовед.

62. «Апаш-Орда» — националистическая организация в Казахстане. Сформировалась в 1917-1918 гг. Добиваясь автономии Казахстана, выступала с позиций панисламизма и пантюркизма. Ее деятельность некоторое время продолжалась и после Гражданской войны.

63. Вероятно, имеется в виду крупное поражение басмачей в сентябре 1919 г. в районе городов Андижан, Ош и Джелалабад, благодаря чему удалось сохранить Советскую власть в Туркестане.

64. Эмирские чиновники — эмир — в странах мусульманского Востока титул военачальника, правителя.

65. Эсеры в России существовали в виде трех самостоятельных партий: эсеры (правые эсеры), левые эсеры, эсеры максималисты. В 20-е годы, занимая антисоветские позиции, отдельные группы эсеров находились на нелегальном положении.

66. ППС — сокращенное название Польской социалистической партии. С 1926 г. была в оппозиции к правящему в Польше режиму.

67. Каноничность — здесь: соответствие церковному праву.

68. Миряне (устар.) — лица, не имеющие духовного звания, а также сельские, деревенские жители, члены общины.

69. Сектантство — религиозные течения, оппозиционные к официальной церкви: молокане, баптисты, духоборы и др.

70. Баптисты — приверженцы одной из разновидностей протестантизма, особенностью которой является требование сознательного принятия крещения и автономии общин. В России баптизм появился в 1860-х гг. Октябрьскую революцию руководители русского баптизма встретили враждебно. В 1926 г. руководители баптизма признали Советскую власть и положительно решили вопрос о возможности для баптистов служить в Красной Армии.

71. «Итальянить» («итальянская забастовка») — работать с формальным соблюдением всех правил и инструкций. Такая работа приводила к резкому снижению производительности труда.

72. Сажень — русская мера длины, равная 2,134 м, а также поверхность чего-либо или количество какого-либо материала, равные этой мере (погонной, квадратной или кубической). Применялась до введения новой метрической системы мер, но иногда использовалась и позднее.

73. Штейгер — горный мастер, техник, ведающий рудничными работами.

74. «Вы не забывайте 9-го января 1905 г.» — намек на расстрел в этот день рабочей демонстрации, послуживший началом революции 1905-1907 гг.

75. 23 февраля 1926 г. был издан приказ по ВСНХ СССР №413, который назывался «Режим экономии». Приказ был подписан председателем ВСНХ СССР Ф.Э.Дзержинским. Приказ требовал от предприятий, подведомственных ВСНХ, «немедленно начать работу по пересмотру всех накладных расходов в сторону максимального их уменьшения». Для наблюдения за работой по снижению накладных расходов была создана специальная комиссия под председательством начальника Административно-финансового управления ВСНХ СССР Г. А. Русакова. Текст «приказа Дзержинского» был опубликован 24 февраля 1926 г. в «Торгово-промышленной газете». 25 апреля 1926 г. в газете «Правда» было опубликовано обращение ЦК и ЦКК ВКП(б) «О борьбе за режим экономии». Борьба за режим экономии в это время имела и еще один аспект. В письме И.В.Сталину от 28 марта 1926 г. Ф.Э.Дзержинский обращал внимание на то, что местные партийные и советские органы «рассматривают средства наших хозорганов как источник для покрытия разных расходов, ничего общего не имеющих с работой данного хозоргана... Эти требования предъявляют очень часто председатели исполкомов, секретари парторганизаций, иногда даже члены ЦК нашей партии... Для того, чтобы действительно можно было провести режим экономии, необходимо, прежде всего, искоренить это зло — незаконные поборы по требованию или с санкции местных властей». В обращении ЦК и ЦКК ВКП(б) от 25 апреля 1926 г. «О борьбе за режим экономии» говорилось о недопущении «прямых или косвенных материальных поборов парторганизаций с хозорганов».

76. «Ворота фабрики открыты» — намек на возможное увольнение.

77. Приказчик — служащий какого-либо лица или организации, управляющий хозяйством. Здесь — анахронизм.

78. Вероятно, имеется в виду популярный энциклопедический словарь, выпущенный русским книгоиздателем Ф.Ф. Павленковым (1839-1900) и неоднократно переиздававшийся.

79. «Мандарин» — здесь: европейское название государственных чиновников в старом феодальном Китае. Употреблено в ироническом смысле.

80. Вероятно, намек на белогвардейское прошлое указанных лиц (в 1918 г. сформированный на румынском фронте отряд полковника М.Г.Дроздовского оказал помощь белоказакам, выбитым советскими частями из Ростова, а 8 июня захватил сам город. Значительная часть казаков присоединилась к отряду Дроздовского, который позднее влился в Добровольческую армию генерала Деникина. В белых войсках этот отряд в обиходе называли «румынским»),

81. Атаман — здесь, вероятно, бывший выборный начальник в казачьих войсках и селениях, выполнявший военные, полицейские и административные функции. Атаманами также называли главарей разбойничьих и бандитских отрядов.

82. «Будем избирать сходом» — т.е. открытым голосованием с самостоятельным контролем над его результатами. Сход — собрание членов сельской общины в дореволюционной России.

83. Субботники — близкая к секте молокан группа христиан. Еженедельным праздником считали субботу.

84. Гультяй (разг.) — лодырь, человек, любящий веселиться (гулять), а не работать.

85. Гласный особый учет — принятая в 20-е годы советскими правоохранительными органами система надзора за лицами, хотя и не совершившими преступлений (т.н. бывшие контрреволюционеры и антисоветские элементы), либо совершившими и отбывшими наказание и признанными «социально опасными». Предусматривала обязательную регистрацию данных лиц в органах милиции и периодическую личную явку. В чем-то напоминала существовавший в дореволюционное время «гласный надзор полиции» и современную «подписку о невыезде».

86. Волостной старшина — должностное лицо крестьянского общественного управления, созданного по реформе 1861 г.

87. Зазейское восстание вспыхнуло в январе 1924 г. в ряде сел Амурской губернии (Тамбовка, Николаевка, Вознесеновка и др.). Для руководства восстанием был приглашен белогвардейский генерал Сычев из Харбина. Отличалось жестокостью с обеих сторон. Подавлено в феврале 1924 г.

88. «Хабар» — здесь: слух, сообщение.

89. Ликпункт — здесь: учебное заведение по ликвидации неграмотности, школа.

90. Коран — (букв, чтение) главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки рубежа — УП-УШ вв.

91. Сохт — ученик, послушник у мусульман.

92. «Лучшие земли отдали бандитам-чеченцам...» — намек на территориальное размежевание, осуществленное в 20-е годы на Северном Кавказе, которое часть казачьего населения считала несправедливым.

93. Секты, наиболее известные в то время среди ингушского и чеченского населения, исповедовавшего ислам. Названы по именам шейхов.

94. Сабу — мера объема кумыса.

95. Лишенные права голоса (т. н. «лишенцы») — в СССР до принятия Конституции 1936 г. лица, лишенные избирательных и других гражданских прав в связи с принадлежностью к т.н. эксплуататорским классам.

96. Сектанты-прыгуны — религиозная секта, выделившаяся в 1830-х гг. из секты молокан. Отвергали таинства и обряды православной церкви, поклонение иконам и почитание святых. Название произошло от обычая прыгать во время богослужения.

97. Имам — у мусульман — руководитель богослужения в мечети, а также светский и духовный глава общины.

98. Духоборы — русская христианская секта, возникла во второй половине XVIII в. Считая себя борцами «за дух» (откуда они и получили свое название), духоборы отрицали всякую обрядность православной церкви и ее догматы. В1843 г. большая часть духоборов была переселена в Закавказье.

99. Городовой — нижний чин городской полиции в дореволюционной России.

100. «Получали тысячи, миллионы и миллиарды...» — намек на инфляцию в Советской России в 1917-1924 гг.

101. Нэпман — частный предприниматель, торговец.

102. Воскресник — добровольное коллективное выполнение какой-либо общественной работы в воскресенье.

103. Имеются в виду биржи труда, учрежденные декретом Совнаркома от 31 января 1918 г. Занимались учетом и планомерным распределением рабочих рук во всех отраслях народного хозяйства, упорядочением спроса и предложения труда, трудоустройством безработных и выдачей им пособий.

Биржи труда закрылись с исчезновением безработицы в годы первой пятилетки.

104. «Спецы»-специалисты — квалифицированная часть технической интеллигенции, работавшей на советских предприятиях.

105. УКП—Украинская коммунистическая партия, стояла на платформе украинского коммунизма (одной из разновидностей национал-коммунизма). Партия протестовала против политики большевиков на Украине, полагая, что коммунизм победит в ней только тогда, когда Украина станет независимой. В 1924 г. УКП было отказано в приеме в Коминтерн. В 1925 г. партия была распущена.

106. «Свободные» выборы — т.е. выборы с участием всего населения, в том числе и лишенного по советскому законодательству прав голоса.

107. Сионист — приверженец сионизма (от названия холма Сион в Иерусалиме) — идеологии и политики части еврейского народа. Главный лозунг — колонизация Палестины, а после 1946 г. — всемерная поддержка государства Израиль. На Украине, где в 20-е годы проживало много еврейского населения, сионистские настроения встречались нередко.

108. АМССР — Автономная Молдавская Советская Социалистическая Республика. Входила в то время в состав Украины.

109. Смысловая опечатка: надо «проектируемым изменениям системы налога», а не «практикуемым».

110. В марте 1926 г. в печати обсуждались возможные изменения в системе единого сельскохозяйственного налога. Эти изменения были сформулированы в резолюции апрельского (1926 г.) пленума ЦК ВКП(б):

«а) производить исчисление налога на основе определения доходов не в натуральной (пересчет на пашню), а в денежной форме;

б) включить в число объектов обложения ранее не учитываемые (или недостаточно учитываемые) источники доходов крестьянского населения (виноградарство, пчеловодство, садоводство, огородничество, имеющие промысловый характер, а также неземледельческие заработки и т.п.);

в) изменить шкалу обложения в направлении большей прогрессивности, с полным освобождением от налога маломощных групп и усиленным обложением зажиточных и кулацких слоев крестьянства». (От XIV съезда до XV Конференции ВКП(б). Резолюции апрельского пленума ЦК ВКП(б) и июньского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) 1926 г. М., 1933. С.24-25).

111. Национальные демократы, социал-федералисты — политические партии в Грузии, одним из пунктов программы которых было требование для Грузии в составе Российской империи национально-территориальной автономии. После 1917 г. практически распались и прекратили свою деятельность.

112. «Нежелание вводить грузинский язык в Абхазии...» — письменность . абхазского языка, существует на основе русского алфавита, поэтому местному населению изучение русского языка давалось гораздо легче грузинского. Хотя Абхазия находилась в составе Грузинской ССР, но с 1921 по 1931 г. она имела по существу статус союзной, а не автономной республики (юридически противоречивая ситуация), и ее администрация долго противилась распространению здесь грузинского языка. Вплоть до прекращения существования СССР Абхазская АССР была его единственным национально-государственным образованием, в котором официально действовали три государственных языка — русский, абхазский и грузинский.

113. 5 марта 1926 г. Всесоюзный Тюркологический съезд, заседавший в Баку, принял резолюцию о введении нового тюркского алфавита на латинской основе. За нее проголосовал 101 человек, 7 было против и 6 человек воздержались. В тот же день Президиум ВЦИК Закавказья постановил «считать новый тюркский (латинский) алфавит обязательным наравне с существующим арабским».

114. «Неизжитое назначенство» — практика, когда на выборные должности людей не выбирают, а назначают.

115. Хан — титул феодального правителя у тюркских и монгольских народов.

116. Казий (кади) — в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата.

117. Мухтасиб — должностное лицо, ответственное за соблюдение мусульманских норм шариата в быту и общественной жизни.

118. Ибрагим-бек — руководитель басмачей в Таджикистане (Восточной Бухаре). В 1922 г. отряды Ибрагим-бека вместе с басмачами Энвер-паши взяли Бухару. В 1923 г. Ибрагим-бек ушел на левый берег реки Вахш (за границу). В1924 г., собрав тысячу басмачей, вступил в бой с частями Красной Армии и был разбит. Вновь ушел за границу и продолжал борьбу с Советской властью. Арестован в 1931 г. Совещание в этот период не состоялось из-за наступления частей Красной Армии, вытеснивших Ибрагим-бека с небольшим отрядом в Афганистан.

119. «Социалистический вестник» — журнал. Издавался с февраля 1921 г. в Берлине. Центральный орган меньшевистской партии. Редактор — Ф.И.Дан (Гурвич).

120. Производственный анархизм по синдикалистской системе — имеется в виду т.н. анархо-синдикализм — течение в рабочем движении, находящееся под влиянием анархизма. Отвергает политическую борьбу, считает главной и высшей формой организации рабочего класса профсоюзы (по франц. — синдикаты; отсюда — синдикализм). Выступает за переход орудий и средств производства в собственность профсоюзов, тактику «прямого действия» (саботаж, бойкот, экономическую забастовку и, как «высшую форму» борьбы, всеобщую политическую стачку). Наибольшее распространение получил в начале XX в. После октября 1917 г. часть анархо-синдикалистов поддержала Советскую власть, другие встали на путь борьбы с ней. К середине 20-х годов сохранил известное влияние среди некоторых слоев рабочего класса и части советского и партийного аппарата. Конфедерация анархо-синдикалистов открыто проводила свою деятельность в СССР до 1926 г.

121. Балахович — Булак-Балахович (Бэй-Булак-Балахович) С.Н. (1883-1940) — один из руководителей контрреволюции на северо-западе России, генерал-майор (1919 г.). Организовал т.н. «Народно-добровольческую армию». В ноябре 1920 г. после поражения от советских войск бежал в Польшу. Но его деятельность продолжалась и позднее.

122. Аккордная работа — выполняемая по договору, сдельная. Из текста следует, что администрацией цеха она рассматривалась как выполненная в рабочее время и оплачивалась ниже, чем сверхурочная, что и послужило основой данного конфликта.

123. «Волынить» — «волынка» — тип «итальянской» забастовки, когда рабочие выходят на рабочие места, но работу не делают.

124. «Главки» — основной орган хозяйственного управления. Здесь подразумевается начальство вообще.

125. Здесь обращается внимание на то, что тезисы выступления были заранее подготовлены и отредактированы.

126. По Конституции СССР 1924 г. на съезд Советов Союза ССР жители городских поселений направляли 1 депутата от 25 тыс. избирателей, а жители сельских местностей — 1 депутата от 125 тыс.

127. Троцком в 1923-1929 гг. назывался город Гатчина (Ленинградская область).

128. «Кокбаре» (точнее — «кокпары») — состязание между наездниками, смысл которого заключается в том, чтобы при искусном владении лошадью отобрать у противников тушку козла (овцы или другого животного) и быть первым у финиша.

129. Хивинское ханство, в состав которого входил Хорезм, признало протекторат России в августе 1873 г.

130. Милан — наставник и руководитель у мусульман.

131. Пятидесятник — лицо, которому отдано под начало 50 человек. Здесь, вероятно, староста.

132. Партмаксимум — сумма денег, выше которой члены ВКП(б) не имели права получать зарплату. «Излишек» они обязаны были перечислять в партийную кассу. Партмаксимум не превышал среднего заработка высококвалифицированного рабочего.

133. «Толстопузый сенновец» — торговец с Сенного рынка в Петрограде-Ленинграде. Сухаревка — знаменитый московский рынок, место заключения спекулятивных сделок.

134. В 1926 г. существовала большая разница между заготовительными и продажными ценами на хлеб. Эти цены отличались в зависимости от местности, вида хлеба, месяца года. Однако характерной была такая картина: заготовительные цены на рожь в Поволжье в феврале 1926 г. были 1 руб. 24 коп. за пуд, а ржаная мука в Москве тогда же стоила почти вдвое дороже — 2 руб. 45 коп. за пуд, причем в других городах население платило за ржаную муку еще больше.

135. К неорганизованному населению относились крестьяне, ремесленники, торговцы-кустари и т.д., не имевшие своих профсоюзов.

136. «Бывшие люди» — так в 20-е годы называли лиц лишившихся в результате Октябрьской революции своего привилегированного общественного положения.

137. Единый сельскохозяйственный налог был введен Декретом ВЦИК в мае 1923 г. Первоначально он включал натуральную и денежную части. С 1 января 1924 г. налог взимался только деньгами. С самого начала ставки налога были дифференцированными, начислялись в зависимости от мощности и платежеспособности хозяйств. На апрельском (1926 г.) пленуме ЦК ВКП(б) вносились существенные изменения в построение единого сельскохозяйственного налога, шкала обложения была изменена в направлении большей прогрессивности, с полным освобождением от налога наиболее маломощных групп и усилением обложения зажиточных слоев крестьянства. Сумма налога устанавливалась в 300 млн руб. вместо 235 млн предыдущего года. Налоговые ставки, как было позже признано, не учитывали индивидуальный доход каждого крестьянского хозяйства, а исходили из средних норм.

138. Помгол — Комиссия помощи голодающим при ВЦИК, должна была объединять и координировать деятельность государственных и общественных организаций по борьбе с голодом в 1921-1922 гг. Возглавлял Комиссию М.И.Калинин.

139. Кантон — административная единица в некоторых районах СССР в 20-30 гг.

140. «По гранам 1918 г.» — вероятно, сокращение — «по границам».

141. На территории Средней Азии в 1926 г. проходило национально-государственное размежевание проживавших там народов. Автономию в виде республик или областей получили лишь коренные народы этого региона. Русскоязычное население автономии не получало. Национально-государственное строительство сопровождалось проведением земельной реформы, в результате которой крупные землевладения распределялись между бедствующими слоями населения.

142. Остров Урта-Тугай на Аму-Дарье в 1917 г. был покинут российскими войсками и его заняли афганцы. Со временем пространство между островом и афганским берегом было занесено песком. На этом основании афганская сторона претендовала на владение островом. В феврале 1926 г. для рассмотрения пограничного вопроса была создана советско-афганская комиссия. СССР согласился на передачу острова Афганистану при условии, что он не будет использоваться басмачами для нападения на советскую территорию.

143. Экспроприация — лишение собственности и прежнего социального положения одного класса другим. Ряд политических партий в России, в программу которых входил террор (эсеры, анархисты и пр.), употребляли этот термин для обозначения насильственного изъятия своими организациями у государственных учреждений и отдельных лиц денег или ценностей, что, с их точки зрения, не было обычным грабежом, так как отнимаемое шло на нужды партии.

144. Прокламация — здесь: — агитационный листок политического содержания, листовка.

145. Протоиерей Гидулянов И В. — профессор Московского университета, противник обновленчества.

146. «Даниловцы» — монахи Свято-Даниловского монастыря в Москве, сторонники патриарха Тихона.

147. Митрополит Серафим Чичагов — Чичагов Леонид Михайлович (1856-1937), митрополит Варшавский и Привисленский. В 1922 г. арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, затем сослан в Архангельск на 4 года. В 1937 г. расстрелян.

148. Автокефалия — административно-самостоятельная церковь в православии.

149. «Литовцы» — сторонники протоиерея Василия Липковского, провозглашенного сначала епископом Украинской автокефальной православной церкви, а затем возведенного «автокефалистами» в сан «митрополита Киевского и всея Украины». Женатый «епископ» и «митрополит», естественно, не был признан Русской православной церковью.

150. «Экзархисты» — здесь: сторонники патриаршего экзарха Украины (в 1921-1929 гг.) митрополита Киевского и Галицкого Михаила (Ермакова Василия Федоровича, 1862-1929 гг.).

151. Поручик — офицерский чин в дореволюционной армии (здесь — в польской) рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана. Примерно соответствует современному званию «старший лейтенант».

152. Десятница — здесь: власть, которая ничего не дает крестьянам, а лишь требует от них (от слова «десятский» — должностное лицо в дореволюционной России, выполнявшее полицейские функции в деревне).

153. Амторг — акционерное общество, осуществляющее торговлю между США и СССР.

154. Гривенный (гривенник) — (разг.) десятикопеечная монета.

155. «Почему к нам приезжают австрийцы, когда... самим не хватает земли» — намек на приезжих немецких колонистов.

156. В связи с обсуждением в Особом Совещании по воспроизводству основного капитала (ОС ВОК) пятилетнего плана развития нефтяной промышленности, весной 1926 г. в газетах сообщалось о плане строительства нефтепровода Грозный — Туапсе. Введен в строй в начале первой пятилетки.

157. Соцстрах—социальное страхование. В СССР — государственная система материального обеспечения трудящихся при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях, осуществляемая за счет общественных фондов потребления без каких-либо вычетов из заработной платы.

158. Кассировать (кассация) — здесь: признание выборов недействительными и отмена их в случае нарушения Конституции или избирательного закона.

159. Харьков в 1918-1934 гг. был столицей Украины.

160. Управа — название учреждений в дореволюционной России, ведавших общественными и административными делами.

161. Бундовец — член организации «Бунд» (на идиш — Випё — союз) — националистическая партия. Основан в Вильно в 1897 г. В 1898-1903 гг. и с 1906 г. — автономная организация в РСДРП. Поддерживал «экономистов», меньшевиков, ликвидаторов, троцкистов. В 1912 г. бундовцы исключены из РСДРП. В Первую мировую войну на позициях социал-шовинизма. В 1917 г. поддерживал Временное правительство. После Октябрьской революции на антибольшевистских позициях. В 1920 г. отказался от борьбы с Советской властью. В 1921 г. самоликвидировался.

162. Болтушка — здесь: — жидкая пища, приготовленная из муки или толокна, разведенного, разболтанного в воде или в молоке.

163. Едоки — имеются в виду все члены семьи, в том числе и нетрудостпо-собные.

164. «Смотрит сентябрем...» — т.е. ждет результатов осеннего урожая.

165. Кредитки — ценные бумаги, в данном случае речь идет о кредитном рубле.

166. Варфоломеевская ночь — массовое истребление гугенотов католиками в праздник святого Варфоломея в ночь на 24 августа 1572 г. в Париже. Выражение стало синонимом массового жестокого истребления людей.

167. «...и с Англией будет война» — всевозможные слухи о близкой предстоящей войне были очень распространены в СССР в середине 20-х годов, особенно усилившись после осложнений советско-британских отношений.

168. Мюрид — послушник у мусульман, сторонник суфизма (суфизм от араб, суфа — грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета), мистического течения в исламе. Мюридизм — условный термин для названия движения горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817— 1864 гг. Сочетал суфизм с активным участием в джихаде (араб. —священная война, война за веру: буквально — священие, рвение), оправдывал предписание ислама, предусматривающее применение любых средств для его распространения и утверждения, вплоть до т.н. «священной войны» против иноверцев. Здесь: анахронизм.

169. «Железный батальон смерти» — аналогия с добровольческими воинскими формированиями, созданными в середине 1917 г. Временным правительством.

170. «Красненькая»—десятирублевая купюра царского времени. Здесь: иносказательно —10 руб.

171. В середине 20-х годов в Крыму резко увеличилась численность еврейского населения, надеявшегося на создание здесь еврейской национальной автономии (проекты создания таковой имели место, но так и не были реализованы).- Это вызвало сильную негативную реакцию местного населения.

172. Иеговисты — «Общество свидетелей Иеговы», секта, основанная в 1872 г. в США. Признают единым богом Иегову, отвергают основные христианские догматы. В связи с антисоветской направленностью деятельность иеговистов в СССР была запрещена.

173. Толстовцы — последователи религиозно-утопического учения Л.Н.Толстого. Проповедовали возможность преобразования общества путем нравственного совершенствования.

174. «Не журись» (укр.) — не печалься, не кручинься. В названии банды заключена мрачная ирония.

175. Страстная суббота — последняя перед Пасхой суббота, последней недели (недели «страстей Христовых») Великого поста. Этот день верующие должны были проводить в молитвах и не участвовать в развлечениях.

176. Войсковой круг — общевойсковое собрание в казачьих войсках. Являлся высшим органом власти, решал вопросы войны и мира, организации походов, выборов должностных лиц и т.п. Утратил свое значение в XVIII в., но в 1917-1918 гг. существовал у белоказаков на Дону и Урале.

177. Ктитор — здесь: церковный староста.

178. Здесь, вероятно, имеются в виду сербы, осевшие в России в период Гражданской войны.

179. Плащаница (правильно — плащеница) — полотнище с изображением тела Христова в гробу.

180. Разверстка (продразверстка) — в 1919-1921 гг. —обязательная сдача крестьянами государству всех излишков хлеба и других продуктов сельского хозяйства сверх установленных норм на личное потребление. Отменена в связи с введением новой экономической политики.

181. Продотряды — вооруженные отряды Советской власти, осуществлявшие продразверстку.

182. «Военный коммунизм» — система экономических и политических мер советского государства в 1918-1921 гг, основанная на идеологии большевизма и направленная на мобилизацию всех ресурсов с целью успешного ведения Гражданской войны и отражения интервенции. Важнейшим элементом «военного коммунизма» была продразверстка.

183. Восстание 1924 г. — речь вдет о Зазейском восстании. См. примечание 87.

184. Ново-методные школы — с 1923/1924 учебного года в школах РСФСР был введен т.н. «бригадный метод» обучения. Все школьное обучение сводилось к трем общим темам: природа, труд, общество.

185. Кричать «джур» — здесь: угрожать.

186. События в Китае — имеются в виду демонстрации и митинги, прокатившиеся в стране в конце мая 1926 г. в связи с годовщиной расстрела студентов в Шанхае, положившего начало народной революции в Китае в 1925-1927 гг.

187. Окладной лист —официальный перечень налогоплательщиков с указанием размера их податной обязанности.

188. Дизагцы — одна из народностей Кавказа.

189. В связи со всеобщей забастовкой в Англии, начавшейся 3 мая 1926 г., Президиум ВЦСПС с участием представителей ЦК отраслевых профсоюзов принял 5 мая 1926 г. решение об отчислении четверти дневного заработка для поддержки бастующих английских рабочих. В тот же день ВЦСПС перевел Генеральному совету английских тред-юнионов 250 тыс. руб. 7 мая были переведены еще 2 млн руб., собранных рабочими СССР. Генсовет, однако, отказался принять эти деньги и всякую другую помощь от СССР. Тем не менее, профсоюзы продолжали отчислять деньги бастующим английским горнякам. К концу 1926 г. сумма пожертвования достигла 11,5 млн руб.

190. Г. Верный переименован в г. Алма-Ата в 1921 г.

191. Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1926/1927 гг. было опубликовано в «Собрании законов СССР», 1926 г. № 30, ст. 192. В газете «Правда» 30 июня 1926 г. было опубликовано постановление ЦИК и СНК СССР о порядке применения положения о едином сельхозналоге на 1926-1927 год.

192. Комитет кавказских конфедератов — антисоветская организация, созданная на Кавказе в 20-е годы. Программы всех составлявших ее групп нередко значительно отличались друг от друга. Претендовала на объединение всех недовольных Советской властью, независимо от вероисповедания.

193. Вероятно, речь идет об афганской серебряной монете — кабульской рупии. В июне 1926 г. вместо кабульской рупии был введен серябряный афгани, но некоторое время в обращении находились и старые монеты.

194. О борьбе с басмачеством и взаимоотношениях с Афганистаном в этот период см.: ЗевелевА.И., ПоляковЮ.А., ЧугуновА.И. Басмачество: возникновение, сущность, крах. М., 1981. С. 152-156 и др.

195. Ногайцы и абазинцы (правильно — абазины) — народы, проживающие на Северном Кавказе.

196. «Гехолуц» — Всероссийская трудовая организация, ставившая своими целями проведение работы по пролетаризации и коллективизации еврейских масс в СССР, а также подготовку трудящихся евреев для личного участия в создании коллективистского трудового общества в Палестине. В 1920-х гг. в СССР распространялся журнал «Гехолуц».

197. «Поалей Цион» — еврейская националистическая организация. Возникла в начале XX века в ряде стран, в том числе и России (главным образом, на Украине). В Советской России в 20-е годы была под запретом.

198. Баштан — поле, на котором выращивают бахчевые культуры.

199. ЧОН — части особого назначения, военизированные отряды в 1919-1925 гг. Создавались при партийных органах (от заводской ячейки до губернского комитета), использовались для борьбы с врагами Советской власти.

200. Масляная неделя — в Русской Православной церкви неделя перед Великим постом, во время которой верующим запрещается есть мясо, но можно употреблять масло, сыр и рыбу.

201. Азанча — служитель мечети, призывающий пять раз в день на молитву верующих мусульман.

202. Мардикер — батрак, работающий по найму.

203. Чайрикер — неимущий арендатор воды и земли.

204. Пятница — праздничный день у верующих мусульман.

205. В Болгарии в 20-е годы находилась основная часть эвакуировавшейся белогвардейской армии Врангеля.

206. Инструкция ВЦИК о порядке учета доходностей — по-видимому, речь идет о «Постановлении о едином сельскохозяйственном налоге на 1926-1927 год», принятом ЦИК СССР 25 апреля 1926 г. В этом документе определялось, что единый сельхозналог исчисляется и взимается с каждого отдельного хозяйства по совокупности доходов, получаемых им в денежной или натуральной форме от следующих источников: а) полеводства, б) луговодства, в) крупного рогатого и рабочего скота, г) в отдельных местностях — от мелкого скота, от специальных, носивших промысловый характер, отраслей сельского хозяйства (садоводство, хмелеводство, виноградарство, табаководство, пчеловодство и др.), а также от неземледельческих заработков. В документе подробно определялся порядок учета доходности и исчисления налога. Так, в РСФСР (кроме Киргизской АССР), Белорусской ССР и ЗСФСР с первых 20 руб. дохода на едока должно было выплатиться 2 коп. с каждого рубля; с суммы дохода от 20 до 30 руб. на едока — 3 коп. с каждого рубля, от 30 до 40 руб. — 5 коп. с рубля, от 40 до 50 руб. — 10 коп. с рубля, и так далее по прогрессивной шкале.

207. Овин — постройка, помещение, где просушиваются снопы хлеба и других сельскохозяйственных культур.

208. Комбеды — организации сельской бедноты в Европейской части России в 1918 — начале 1919 гг. Осуществляли в деревне властные функции.

209. Тюрками в 20-е годы называли азербайджанцев (такое наименование употреблялось и в переписях населения).

210. Карловацкий Собор («Русский Всезаграничный Церковный Собор») проходил в Сремских Карловцах (Сербия) 21 ноября — 2 декабря 1921 г. На соборе были представлены епископы, черное и белое духовенство, видные православные ученые-богословы, эмигрантские политические деятели. Собор принял послание к русской эмиграции с призывом восстановить на престоле династию Романовых, обратился к участникам Генуэзской конференции с просьбой не вести переговоров с представителями Советской власти. Часть делегатов собора во главе с архиепископом Евлогием не поддержала эти политические акции, отрицательно отнесся к ним и патриарх Тихон.

211. Арианство — течение в христианстве, не принимающее один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущносги бога-отца и бога-сына. Осуждено как ересь церковными соборами. МонофиЗитство (правильно— монофиситство)—учение, трактовавшее соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и «яковитской» сирийской церкви.

212. Вероятно, имеется в виду объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б), проходивший 16-23 июля 1926 г. Тезис Сталина и его сторонников о возможности построения социализма в СССР истолковывался оппозицией как отход от идеи мировой революции.

213. Адвентисты (от лат. айуепШз — пришествие) — протестантская секта, в основе вероучения которой лежит ожидание «второго пришествия Христа» и «тысячелетнего царства». Адвентизм возник в 1830-х гг. в США. В России адвентисты появились в 80-х гг. XIX в. К Октябрьской революции отнеслись враждебно, долго не признавали Советскую власть. В 1924 г. 5-й всесоюзный съезд адвентистов седьмого дня принял обращение к ЦИК СССР с заявлением о лояльности советскому строю.

214. Христиане-молокане — религиозная секта в России, сложилась во второй половине XVIII в. Отрицали обряды, иконы, святых, храмы, священников, всю церковную иерархию. Единственным источником истины для молокан являлась иносказательно толкуемая Библия. Октябрьскую революцию встретили враждебно.

215. Духоборы — сектанты крайнего протестантского толка. Движение зародилось во второй половине XVIII в. среди крестьян Воронежской, Тамбовской, Екатеринославской губерний и в Слободской Украине. Духоборы полагали, что в мире извечно происходит борьба духовного с плотским. Духоборы считали себя последователями библейского персонажа Авеля, истинными людьми и избранным народом. Руководитель духоборов, по их мнению, и есть Христос во плоти. Никаких обрядов духоборы не признают, за исключением бракосочетания.

216. Доходный дом — жилой дом с квартирами, сдающимися внаем.

217. Курбан-байрам («Байрам Курбан») — один из главных религиозных праздников у мусульман.

218. Намаз — мусульманская каноническая молитва, совершаемая не менее пяти раз в день. Полуденную молитву по пятницам предписывается проводить в мечети под руководством имама.

219. Чугучак — приграничный населенный пункт на территории Китая.

220. Намек на многочисленность начальства, носившего, как правило, брюки фасона галифе, т.е. особого покроя, обтягивающие колени и сильно расширяющиеся кверху, очень удобные для верховой езды. Названы так по имени распространившего их в XIX в. в ряде европейских армий, в том числе и русской, французского кавалерийского генерала Галиффе.

221. Шамилевские винтовки и пистолеты — имеется в ввиду старое оружие, сохранившееся со времен имама Шамиля (1799-1871), руководившего борьбой горцев Кавказа против царских войск.

222. Перенесение дня отдыха с воскресенья на пятницу по религиозным соображениям — здесь речь идет о том, что у мусульман, которых здесь было, вероятно, больше, выходным днем является пятница, поэтому рабочие других вероисповеданий воспринимали это с неудовольствием.

223. «... а ест будут отбирать самовары» — речь идет о конфискации самоваров в счет уплаты налога.

224. Беспатентный скупщик — т.е. не имеющий разрешения на торговлю, не платящий налога и имеющий возможность спекулятивной перепродажи.

225. «По лошади просудим» — т.е. затратим на судебные издержки деньги, вырученные от продажи лошади и другого имущества.

226. Распределение земли «по фактическому землепользованию» — т.е. оставить землю без всякого передела (предлагался передел «по едокам») у тех, кто фактически ее обрабатывает.

227. Операция по разоружению Чечни проводилась с 23 по 26 августа 1925 г. 5 сентября Н.С.Уншлихт (зам. наркома военмора и председателя РВС СССР) докладывал в Политбюро ЦК ВКП(б): «... сущность операции заключается в том, что войска, сосредоточиваясь на северной, восточной и западной границах Чечни, одновременным движением в центр области проводят разоружение населения и изъятие бандитских элементов... Операция была предварительно подготовлена по линий ОГПУ». В операции принимали участие 4840 пехотинцев, 2017 кавалеристов и отряд сотрудников ОГПУ. Было задействовано 130 станковых пулеметов, 102 легких пулемета, 14 горных орудий, 8 легких орудий и 8 самолетов. Кроме того, действовал заградотряд НКВД из 307 чел. с 10 пулеметами. Власти готовили также операции по разоружению Дагестана и других народов Кавказского региона, но из-за утраты «фактора внезапности» (после разоружения Чечни) они были отложены.

228. Шахсей-Вахсей — день поминовения шиитского имама Хусейна, убитого 10 октября 680 г. (шииты — сторонники шиизма, второго по численности приверженцев направления в исламе). Сопровождается самоистязанием верующих.

229.Акафист—молитвенно-хвалебное песнопение, а также церковная служба, состоящая из таких песнопений. Здесь — в иносказательном смысле.

230. «Гнали буржуазию до Новороссийска...» — намек на события Гражданской войны, когда в 1920 г. Добровольческая армия генерала Деникина эвакуировалась из Новороссийска в Крым.

231. Ниже приводится перевод текста, хотя содержание и смысл текста на украинском языке в целом достаточно понятен и предусматривает не дословное цитирование, а краткую характеристику целей и требований определенных кругов крестьянства. Сам текст представляет из себя не литературную, а разговорную речь, содержащую национальный, культурный и эмоциональный колорит. При переводе эта специфика в определенной степени теряется. В документе украинский текст написан по-русски. Из-за этого возникают ошибки и недоразумения. Например: в тексте значится «завидует» («зав1ует»), читать следует «заведует»; «пованних» — «поганых»; «пархани» («пархатЬ>) — «пархатые» и т.д.

Пунктуация в переводе выполнена в соответствии со смысловой разбивкой текста. Первые два предложения, по-видимому, являются строками из стихотворения и поэтому даны без перевода.

«УССР. Крестьянско-рабочая республика.

Земля и воля.

Где ты бродишь, наша воля, мы тебя шукаем. Ох несчастна наша доля, воли мы не маем. Где ж та воля, которую нам обещали, где та земля, которую нам сулили, когда мы совершали революцию, когда мы шли за той партией, что возглавляла революцию. Прошли какие-то четыре года, а от той обещанной земли и воли ничего не осталось, волю скрутили так, что не знаешь как вздохнуть, повсюду шпионы, повсюду рабкоры, агитпросветы и всякая жидовская паскуда оплела нас, затуманила своим термидором. Теперь надо только хвалить и ничего не скажи про наше горе. Все газеты в руках жидов и жидовской партии, они пишут только про то, про что они хотят, а наши беды, нужды — им про то мало горя. На выборах, на сходах придет от таких жидочек или жидовский прихвостень, коммунист или комсомолец — закрутит, завертит, не даст толком разобраться да кричит: все согласны, подымай руки. Вот это и есть свобода выборов и свобода суждений. Как что-нибудь не по партийному — то сейчас же ты контрреволюционер, и пошли тогда все напасти. А где та земля, которую нам сулили? Землю, которую нам обещали, всю сделали государственной, так что ей может распоряжаться только государство, а государством правит партия, а партия — это больше всего жвды, ну значит, и землей распоряжаются жиды. Вот отсюда пошла жидовская колонизация; вот потому и отдают жидам нашу украинскую землю, а нас засылают в Сибирь; и говорю — дай вам по 80 дес. холодной тайги — посылай туда пархатых, да давай им хоть по 180 дес., а нам дай хоть по 6, да своих, родных. Но нет, жида оставляют на Украине, так тут он может и торговать и шинковать, а надельную землю будет пахать наймом, а сам своих рук не приложит. Да Наркомзем на Украине сделали курам на смех: жида-Дудкина видите? Жид заведует всей украинской землей. Сколько я ни трудись, выходит, что я работаю не для себя, не для своей семьи, а для социального строя да на ту жвдовскую ораву. Всех прихвостней и всю деревенскую голытьбу, всех голодранцев, которые не работают, а только умеют есть. Вот тебе и социальный строй: наверху сидит жид и всем заправляет — это и есть партия и жиду своему помогает. Под жидом рабочий — жидовский раб, который работает только 8 часов, а то пирует и держит над нами гегемонию, какое-то там шефство, а в самом низу мы, хлеборо-бы-горемыки, что всю прорву кормим и на своей шее держим, чтоб они без нас подохли со своими «ленинскими заветами», со своими фабриками, заводами, ибо их, поганых фабрикантов, никто кроме нас не кормил бы. Нет, братец, если хочешь встать лицом к селу, то дай нам землю, чтобы она была наша, а не жидовская, чтобы она была в наших руках, а не в руках каких-то там госхозяйств, да прирезанная сахарным заводам, а то нам говорят: «Вы ту же землю обрабатываете и на своей то же было». Так, да не так. На своей земле я весь доход беру себе, а тут мне дают только заработок, а разве будет заработок равен тем десяткам пудам свеклы, которые уродились на десятине? Но мы не дураки и все рассудили, и стоим за землю, волю, ибо власть наша отдалась жидам и творит волю жвдовскую. Организуйтесь, объединяйтесь с другими сельсоветами и тогда дружно выступайте со своей волей и со своими требованиями.

1) Вся земля нам, крестьянам, долой жидов с Украины; отобрать у них землю.

2) Долой гегемонию рабочих и компартии, мы управимся и сами через свою власть, которую мы изберем свободно.

Свяжитесь с сельсоветами: Беспальческой, Боглановской. Организационный комитет Крестьянско-рабочей республики». (Перевод выполнен А.В.Марчуковым)

232. Разночинцы — так в конце XVIII — XIX вв. в России называли интеллигенцию, не принадлежавшую к дворянству, выходцев из других сословий — купечества, мещанства, духовенства, а также из мелкого чиновничества. Здесь, вероятно, в смысле — иногородние.

233. «Закьят» — налог на имущество и доходы, взымающийся с каждого мусульманина согласно канонам шариата.

234. «Той» — празднество, пиршество у мусульманских народов.

235. Разрешить казачеству объединиться в станицы — станица — большое казачье селение на Дону, Кубани и некоторых других областях. В 20-е годы наряду с другими мерами по ликвидации казачьих сословных привилегий, проводившимися советским правительством, станицы были переформированы в села. Восстановление станиц означало бы частичное возвращение прежних привилегий, поскольку станичники (которыми были только казаки) имели право выбирать своего атамана.

236. «Восстание в 1924 г. в Амурской области» — очевидно речь идет о Зазейском восстании. См. пр. 87.

237. «Волчья сотня» — так назывались отряды белогвардейского генерала А.Г.Шкуро.

238. Вероятно, речь идет о наборе (мобилизации) в территориальные воинские части.

239. Национальные военные формирования существовали в СССР в 20-е годы.

240. Ламы — буддийское духовенство.

241. УПСР (в тексте ошибочно—УАСР) — Украинская партия социалистов-революционеров. Возникла в период Первой русской революции. В 1918 г. раскололась, правое крыло принимало участие в борьбе с Красной Армией. В1920 г. лидеры правого крыла эмигрировали.

242. УСД (полностью — УСДРП) — Украинская социал-демократическая рабочая партия. Создана в 1905 г. Члены партии возглавляли ряд правительств Директории Украинской Народной Республики. В 1920 г. организации УСДРП на территории страны прекратили существование. В эмиграции выделились левое и правое течение.

243. УНР — Украинская Народная Республика, существовала в 1918-1920 гг.

244. Сталине — название Донецка в 1924-1961 гг.

245. Введенский Александр Иванович (1889-1946) — протоиерей, с 1922 г. — активный сторонник обновленческого движения. В том же году запрещен в служении Русской православной церковью. С 1923 г. — обновленческий «епископ», «архиепископ». С 1924 г. — обновленческий «митрополит».

246. Штрейкбрехер — тот, кто работает на предприятиях во время забастовки, срывая ее проведение.

247. «Боны в ЦРК» — суррогат денег, которые можно было обменять на товары только в лавках Центрального рабочего кооператива (ЦРК).

248. Отменить трех станочную работу — работу на трех станках. Она позволяла обходиться меньшим числом рабочих и, следовательно, увеличивала число безработных.

249. Повестки — здесь: извещение о приеме на работу.

250. МЮД— Международный юношеский день, праздник молодежи, ежегодно проводившийся в ряде стран в 1915-1945 гг. Установлен решением Бернской международной конференции социалистической молодежи.

251. Разводом свиней... —свинья считалась у мусульман нечистым животным, и правоверные не употребляли свинину в пищу.

252. Лентяев-калмыковцев — речь идет о сторонниках Калмыкова— заместителя председателя исполкома Карачаево-Черкесии, убитого в 1926 г.

253. В этом районе земля казаков для кабардинцев не отбиралась — т.е. с точки зрения информатора основы для конфликта нет. Показательно, однако, что здесь косвенно признаются многочисленные факты передачи казачьих земель горским народам.

254. Пограничные споры Ингушетии с Кабардой — после ликвидации Горской АССР в 1924 г. на Северном Кавказе возникли автономные республики, между которыми часто происходили территориальные споры.

255. Слухи о предстоящей войне с Китаем — среди населения Дальнего Востока распространялось мнение о вступлении СССР в войну на стороне китайских коммунистов (см. комментарий 186).

256. «Тройки» — 3 станка.

257. Экономии — здесь, вероятно, предприятия.

258. «Тройки» и «пятерки» — здесь: организации безработных.

259. Маломощный середняк — крестьянин, имеющий 1-2 лошади.

260.Аршин — старая русская мера длины, равнялся 0,71 м.

261. Николай Николаевич (1856-1929), Кирилл — Кирилл Владимирович (1876-1938), великие князья императорской фамилии, находились в эмиграции, претенденты на российский престол. Александр Михайлович (1866-1933) — великий князь, адмирал, женат на сестре Николая II. После Октябрьской революции — эмигрант.

262. «Молодая Россия» — вероятно, речь идет о созданном в 1923 г. за рубежом «Союзе Молодой России», преобразованном в 1925 г. в Союз Младороссов.

263. Программа ГУС — Государственный ученый совет (Наркомпроса). Научно-педагогическая секция ГУСа разрабатывала новые схемы учебных программ для школы, основным отличием которых было расположение всего материала по трем комплексам: природа, труд, общество. На местах рядовыми учителями идеи составителей программы не принимались. Опыт показывал, что в тех школах, где «гусистские» комплексы поглощали все внимание учителей и учащихся, уровень знаний катастрофически падал. В течение 1926/1927 учебного года проводилась работа по устранению наиболее вредных черт «комплексной» системы преподавания.

264. Евангелисты — члены секты евангельских христиан, одной из разновидности баптизма. В России секта появилась во 2-й половине XIX в. В 1944 г. объединилась с баптистами.

265. Талька — моток ниток установленной длины.

266. КНС — см. комментарий 12.

267. ДОПР — дом принудительных работ. Советская терминология 20-х годов мест заключения, применявшаяся на Украине. Фактически — тюрьма, в которой содержались находящиеся под следствием и отбывали наказание лица, осужденные на срок свыше шести месяцев, но обычно не более двух лет и при этом не признанные «социально опасными».

268. «Червот куркуль — красные кулаки.

269. «Царевич Алексей», «царевна Анастасия» — расстрелянные в 1918 г. в Екатеринбурге дети последнего российского императора Николая II. В 20-е годы, в связи с недовольством части советского общества проводимой государственной политикой, появилось много легенд о полном или частичном спасении императорской семьи и было отмечено немало случаев самозванства.

270. ИТ Л — исправительно-трудовой лагерь.

271. Колчак А.В. (1873-1920) — один из главных руководителей российской контрреволюции, адмирал (1918). 18 ноября 1918 г. установил в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке военную диктатуру, принял титул «Верховного правителя Российского государства» и звание главковерха (до 4 января 1920 г.) Во время Гражданской войны вел активные боевые действия против Красной Армии на Урале и в Поволжье. После понесенных им поражений был выдан большевисткому Военно-революционному комитету, по постановлению которого 7 февраля 1920 г. расстрелян. Армия Колчака в значительной степени состояла из сибирского крестьянства, недовольного политикой большевиков. Однако примерно с середины 1919 г. крестьянство разочаровывается в деятельности Колчака, что выразилось в ряде восстаний.

272. Михаил Романов — вероятно, речь идет о Михаиле Михайловиче Романове (1861-1929), великом князе, постоянно проживавшем в Англии после морганатического брака с графиней Меренберг. Не исключено также, что имеется в виду Михаил Александрович Романов (1878-1918) — брат Николая II, которому последний русский царь передал право престолонаследия. Он был арестован в Гатчине, перевезен в Пермь и расстрелян, но в Читинском округе об этом в то время могли и не знать.

273. Юнкерское училище — юнкера в дореволюционной России — воспитанники военного училища, готовившего офицеров.

274. Гайдамаки — здесь: название отрядов украинских националистов (петлюровцев), боровшихся в Граждансую войну против Советской власти.

275. МахноН.И. (1889-1934) — один из лидеров контрреволюции на Украине. В апреле 1918 г. начал партизанскую борьбу против австро-германских войск, расположившихся на Украине. Опирался на зажиточные слои крестьянства, среди которых приобрел большую популярность. В 1919-1920 гг. воевал против белогвардейцев и петлюровцев, а также против Красной Армии. Трижды вступал в соглашение с Советской властью и трижды нарушал его, поднимая мятеж. В 1921 г. бежал в Румынию.

276. Джадид (от арабского усул-и-джадид — новый метод) — здесь: сторонник новой власти из коренного населения.

277. Мектаб — начальная школа.

278. Медресе — мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Средней Азии.

279. Четверть — здесь: русская мера объема жидкостей, равная 1/4 ведра или 3,08 л.

280. К описываемому времени Покровского уже не было в живых, так что разговоры о восстании под его руководством — легенда, возникшая вследствие неинформированности о его судьбе.

281. Картуз — мужской головной убор с козырьком. Носился, в основном, незажиточными слоями населения (отсюда—картузник). Намек на противостояние между казачьим и иногородним населением (казаки носили форменные фуражки).

282. Поверстных —здесь: поверстная плата, т.е. плата за каждую версту. Верста — русская мера длины, равная 500 саженям, т.е. 1066,8 м. Иногда применялась и в послереволюционное время.

283. «Пустить под ножницы» —т.е. под машину для резки различных материалов. Жаргонизм — убить. Здесь: уволить.

284. Бронь подростков — термин, относящийся к периоду официально допускаемой безработицы. Согласно тогдашним политическим и правовым установкам, учреждения и предприятия обязаны были обеспечивать несовершеннолетних (15-17 лет) работой, для чего администрацией сохранялось (бронировалось) некоторое количество рабочих мест. Численность несовершеннолетних была заранее определена в процентном отношении к общей численности сотрудников: при появлении соответствующих вакансий надлежало прежде всего принимать на работу подростков «по броне». Как правило, принимались те, кого направляли горкомы и райкомы комсомола.

285. «Православные христиане» (истинно-православные христиане) — секта, которая вела борьбу как против Советской власти, так и против Русской православной церкви, отошедшей, по мнению истинно-православных христиан, от принципов истинного православия.

286. «Черная Хмара» — хмара — туча, мгла, темнота.

287. Лобогрейка — простейшая жатвенная машина с ручным сбрасыванием сжатого хлеба.

288. Ординарец — военнослужащий, состоящий при командире или штабе и выполняющий, главным образом, обязанности посыльного.

289. Гусельников (вероятно, Гусельщиков) — белогвардейский генерал, очень популярный среди казачества.

290. Праздник Покрова — Покров Пресвятой Богородицы — православный праздник. Отмечается 1 (14) октября.

291. 10-летие киргизского восстания — имеется в виду восстание киргиз в 1916 г., протестовавших против использования их в армии на строительных работах. Восстание было подавлено казаками.

292. На Гороховой улице в Петербурге находилось центральное охранное отделение полиции — символ репрессий.

293. Рыков пьет...—РыковА. И. (1881-1938) — советский партийный и государственный деятель. После смерти В.И.Ленина с 1924 г. председатель Совнаркома. При нем была вновь введена государственная монополия на производство винно-водочных изделий, поэтому государственную водку в просторечии называли «рыковкой». В тексте намек на получившую известность среди населения слабость Рыкова к алкогольным напиткам.

294. «Подкулачной» — подкулачник — любой крестьянин, действующий, по мнению властей, в интересах кулаков.

295. «Партия кандидатов в правление присылает в конвертах» — т.е. тех, кто будут избраны по спискам партячеек.

296. «Черная доска» — доска (публичное объявление), на которую заносились имена отстающих или провинившихся в чем-либо, что влекло за собой ряд общественных и административных порицаний. Активно применялась в 20-е годы.

297. Хабарщик (жарг.) здесь: взяточник.

298. Милиционер — здесь: военнообязанный, входящий в состав милиционной армии, т.е. армии, в которой воинские части в мирное время имеют только учетный аппарат и небольшие командные кадры, а остальные военнообязанные приписываются к частям по месту жительства и проходят кратковременные учетные сборы.

299. Мы покорили Кавказ... —намек на Кавказскую войну 1817-1864 гг., в результате чего Россия завоевала Чечню, Горный Дагестан и Северо-Западный Кавказ, где возникло немало казачьих поселений.

300. Вакуф (вакф) — в мусульманских странах имущество (движимое и недвижимое), отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Оно не облагалось налогом и не отчуждалось. Экономическая основа влияния мусульманского духовенства.