Экономическое положение в США к началу 1936 г.

Реквизиты
Автор(ы): 
Период: 
1935
Источник: 
Журнал Госплана и ЦУНХУ СССР "План" № 3 1936 г. Стр. 43-45

Последний квартал истекшего года проходил под знаком заметного оживления, давшего основание буржуазной экономической прессе США утверждать о наступлении в 1935 г. «перелома» и о «начале восстановления». Объем промышленной продукции составляет в настоящее время примерно 80—85% уровня 1929 г. против 54% в период достижения низшей точки кризиса (1932 г.). По сравнению с 1934 г. промышленная продукция несколько увеличилась. Согласно индексу объема промышленной продукции Федерального резервного бюро промышленная продукция возросла в 1935 г. на 13%. Некоторое повышение промышленной продукции частично объясняется техническим переоборудованием ряда предприятий, заменой старых станков более новыми, вытесняющими рабочую силу. Известное улучшение конъюнктуры в последние месяцы истекшего года нужно в значительной мере приписать сильному росту производства в автомобильной промышленности, выпустившей в истекшем году несколько ранее обычного новые модели машин. Таким образом оживление в значительной мере произошло за счет будущих месяцев начала 1936 г. За ноябрь 1935 г. произведено было около 350 тыс. автомобилей против 85,2 тыс. за тот же месяц 1934 г. и против 63 тыс. в 1933 г. Повышенная активность автопромышленности оказала, влияние и на ряд других отраслей, в частности на стальную промышленность, среднесуточная продукция которой в ноябре 1935 г. составляла 121,3 тыс. т стали против 116,5 тыс. т в октябре 1935 г. и 61,9 тыс. т в ноябре 1934 г. Общая выплавка стали оценивается в 1935 г. приблизительно в 33,3 млн. т по сравнению с 25,6 млн. т в 1934 г. Необходимо однако отметить, что производственная мощность американской стальной промышленности достигает около 68,9 млн. т. Стальная промышленность в конце декабря работала еще с нагрузкой около 50%, т. е. гораздо ниже рекордной за время кризиса нагрузки в 57,2%, достигнутой в мае 1934 г.

Из отраслей машиностроения заметное повышение производства наблюдается в с.-х. машиностроении. Но имеющимся оценкам общая стоимость продукции с.-х. машиностроения (332 млн. долл.) на 84,4% выше чем в предшествовавшем году. Экономическая пресса отмечает также оживление строительства в 1935 г. Необходимо однако констатировать, что стоимость строительных контрактов за первые 9 месяцев 1935 г. несколько ниже прошлого года, причем характерен рост жилищного строительства за счет прочих видов строительства (капитального). Объем строительства остается чрезвычайно низким, составляя только 4—5% объема 1925 г.

Значительным фактором повышения сбыта предметов фермерского потребления и производства является некоторый рост денежного дохода фермеров (преимущественно верхних слоев фермерства). Денежный фермерский доход, упавший с 10,5 млрд. долл. в 1929 г. до приблизительно 4 млрд. долл. в 1932 г., оценивается в 1935 г. примерно в 7 млрд. долл. (на 10% больше, чем в 1934 г.). По данным департамента земледелия доход фермеров от выручки за проданные с.-х. продукты вместе с полученными от правительства премиями за сокращение посевных площадей составит в 1935 г. 6 900 млн. долл. против 6 387 млн. долл. В 1934 г. и 4 328 млн. долл. в 1932 г.

В хозяйствах наиболее состоятельных групп фермерства происходит смена износившегося за годы кризиса оборудования и это создает повышенный спрос на с.-х. машины. Однако, как видно из приведенных выше цифр дохода, источники этой покупательной силы, поскольку это касается всего фермерства в целом, крайне ограничены.

Основные черты экономического положения США характеризуются следующими обстоятельствами: 1) рост капиталовложений происходит не по линии строительства новых предприятий, а лишь по линии частичной смены машинного оборудования, что подтверждается не вовлечением новых масс рабочих в производство, а дальнейшим вытеснением их, 2) имеются перспективы дальнейшего роста цен и усиления инфляционных тенденций, 3) продолжаемся еще расходование правительственных средств для субсидирования финансовых кампаний и фермерской верхушки, 4) происходят дальнейшие военные приготовления.

Весьма ограниченное расширение производства и сбыта происходит в условиях взвинчивания цен монополистическими компаниями.

Характерным для современного периода является незначительное использование имеющегося запаса свободных капиталов и кредитов. Так например, сумма избыточных резервов в банках федеральной резервной системы превышает в настоящее время 2,9 млрд. долл. Огромный избыток лежащего в банках капитала и неспособность капитализма в сколько-нибудь значительных размерах использовать наличные производительные силы является одной из характерных особенностей всеобщего кризиса.

Анализ конъюнктуры в отдельных отраслях народного хозяйства показывает, что оживление касается преимущественно лишь отраслей, производящих средства потребления. В своем докладе на съезде американского общества банкиров в ноябре 1935 г. председатель «Комиссии по экономической политике» Айрес отмечал:

«С приближением года к своему концу в экономических условиях Америки проявляется странная аномалия... При преобладающем среди деловых кругов оптимистическом настроении и уверенности, что восстановление сильно идет вперед, — по прежнему распространена безработица, уменьшающаяся в незначительном масштабе, а объем промышленной продукция остается на уровне не более высоком, чем в начале года».

Причину этого Айрес видит в том, что «восстановление производства сделало значительные успехи лишь в отраслях, производящих те товары, которые покупаются; отдельными лицами в розницу на зарплату, и что оно задерживается в отраслях тяжелой промышленности...» Иначе говоря, повышенная активность имеет место только в отраслях, вырабатывающих средства личного потребления, но не в отраслях, производящих средства производства.

«Приходится констатировать,— продолжает Айрес,— что около 20% наших рабочих еще находятся без работы и число безработных не уменьшилось сколько-нибудь значительно за последние 2 года. Причина этого огромного размера безработицы в том, что наше национальное производство товаров еще на 20% ниже того, что мы могли бы назвать нормальным уровнем производства»1.

Число безработных составляет по различным оценкам от 10 млн. до 14 млн., причем более достоверной нужно считать вторую цифру. В одной из своих речей Рузвельт недавно указывал, что за 5 лет кризиса «промышленность научилась экономить на зарплате», и если бы ей сейчас удалось довести производство до уровня 1929 г., то было бы достаточно 80% занятой тогда рабочей силы2. По данным «Анналиста» деловая активность в период высшей точки просперити (июль 1929 г.) выражалась индексом 116,7, а в ноябре 1935 г. индексом 90,1, т. е. на 23—24% ниже, чем в 1929 г. Это указывает на то, что число безработных безусловно не меньше 14 млн.3.

Необходимо при этом учитывать, что относительный рост производства там, где он имел место, сопровождался вытеснением рабочей силы. Например со II квартала 1934 г. по II квартал 1935 г. продукция автомобильной промышленности увеличилась на 20%, а число человекочасов на предприятиях «Дженерал Моторс» и «Крайслер» упало на 10%. Между тем прибыли «Дженерал Моторе» увеличились (за первую половину года) на 20%, а «Крайслер» — свыше чем на 130%. Агентство Бебсона в своем обзоре («New York Times», 10/IX 1935) констатирует, что «производительность труда повышается, так что сейчас возможны даже большие прибыли, чем до кризиса». Прибыль автопромышленности, согласно «Уолл-стрит-Джорпал» (2/Х 1935 г.), почти вдвое выше, чем в прошлом году. Прибыли 10 главнейших автомобильных фирм (не считая Форда, не публикующего данных) составят в 1935 г. 160 млн. долл. против 86 млн. долл. в 1934 г.

Вытеснение рабочих из производства сопровождается интенсификацией труда и удлинением рабочего дня занятых рабочих. «Координатор промышленного сотрудничества» Берри недавно «жаловался» представителям печати, что улучшение конъюнктуры «не находится в соответствии с безработицей, уменьшившейся лишь незначительно» ... «Имеется,— указывает Берри,— ряд нарушений правил о рабочем дне, и не может быть никакого сомнения, что это означает ускорение роста безработицы. Если тенденция увеличивать рабочий день не будет сломлена, безработица увеличится до потрясающих размеров» («Journal of Commerce», 7/ХИ 1935). Падение удельного веса дохода рабочего класса в национальном доходе свидетельствует о том, что улучшение экономической конъюнктуры не сопровождалось повышением покупательной способности рабочего класса. С 1934 по 1935 г. удельный вес заработной платы рабочих и служащих снизился с 64,2% до 63,4% всех доходов («United States News», 25/XI 1935). Реальная зарплата рабочих падает ввиду резкого повышения стоимости жизни. Согласно данным «National Industrial Conference Board» стоимость жизни в сентябре 1935 г. была на 3,1% выше, чем в том же месяце предшествующего хода, и на 16,6% выше, чем в апреле 1933 г. (начало «восстановительной деятельности» правительства Рузвельта). Розничные цены продуктов питания были на 6,1% выше, чем в прошлом году, и на 37% выше, чем в апреле 1933 г. Как указывает «New York Post» (17/Х 1935), одно лишь повышение хлебных цен ложится на потребителей новой тяжестью в 200 млн. долл. Заметно падает потребление мяса, которое например в июне 1935 г. составило 808 Млн. фунт.4 против 1 085 млн. фунт, в июне 1934 г. в результате резкого вздорожания мяса. В конце августа 1935 г. мясо было на 66% дороже, чем весною 1933 г. Прибыли мясных компаний увеличились лишь за последний год на 50%:, а за 2 последних года в 10 раз. Вместе с тем сумма зарплаты, выплаченной в мясных предприятиях в потекшем году, на 10—15% ниже, чем в предшествовавшем году5. Пособия безработным сокращаются и будут в дальнейшем по требованию предпринимателей сокращаться. Рузвельт в своем последнем выступлении в Атланте (штат Георгия) заявил, что «период ассигнований» закончился. Съезд промышленников в начале декабря 1935 г. требовал в принятой программе прекращения общественных работ, выплаты благотворительных пособий правительством, а также протестовал против проекта уплаты (пенсии ветеранам, против социального страхования, Съезд требовал также отмены всяких ограничений рабочего дня. Таким образом улучшение, наступившее в капиталистической промышленности, знаменует собой новую полосу наступления финансового капитала на жизненный уровень трудящихся города и деревни.

Временное улучшение, наблюдаемое сейчас в экономической конъюнктуре США, стеснено рамками нынешней депрессии. Самой характерной чертой этого оживления является дальнейшее сужение или незначительное расширение капитального строительства лишь на отдельных участках. Рост производительности происходит не на базе новых капитальных вложений или значительного роста использования мощности аппарата, не за счет строительства новых предприятий, а за счет переоборудования старых предприятий, интенсификации труда и удлинения рабочего дня. В результате этого безработица не рассасывается. Слабое расширение продукции и сбыта происходит в условиях роста, а не падения товарных цен. Это сужает границы и без того стесненной покупательной способности масс. Повышение спроса в значительной мере является искусственным и стимулировано правительственными субсидиями. Иначе говоря, опрос идет за счет бюджетного дефицита, который в конечном итоге покрывается путем массовых налогов.

Немалую роль в современной повышательной тенденции играют элементы военной конъюнктуры. Последние несомненно являются непосредственной причиной повышения американского экспорта в октябре 1935 г. до наиболее высокого уровня за период с марта 1931 г. В своем выступлении 25/ХІ министр иностранных дел Хэлл открыто заявил, что вывоз некоторых товаров — нефти, .меди, грузовиков, тракторов, металлического лома — имеет военное назначение. Хэлл указал на случай отправки из Калифорнии бензина в «восточные порты, а на самом деле в итальянское Сомали»6. Многие товары отправляются в нейтральные страны для переотправки в Италию. Запрещение вывоза военных припасов мало беспокоит капиталистические круги. По мнению агентства Брукмайра это запрещение может лишь повлиять на непосредственные отправки из США; «многие американские концерны имеют иностранные филиалы, военные материалы трудно поддаются определению и обычно практикуется отправка через нейтральные страны. Агенство Каплингер в своем письме от 5/Х также указывает, что «несмотря на нейтралитет» вопреки запрещению экспорта военных материалов для воюющих стран, имеется полный простор для военных сделок».

В сельском хозяйстве истекший год характеризуется непрерывным падением фермерских цен на ряд важнейших с.-х. продуктов вплоть до осени. Индекс цен пшеницы упал с 115 в январе до 96 в августе (1909—1914 гг. = 100); индекс цен хлопка упал со 108 в январе до 90 в сентябре, индекс цен на фрукты упал с 87 до 82 в октябре, молочных продуктов со 112 до 96 в июле. Исключение составляет мясной скот, индекс цен на который поднялся за январь — октябрь с 96 до 125. Общий индекс фермерских цен, достигший наивысшего уровня в феврале и апреле (111), упал до 102 в июле и снова поднялся до 109 в октябре. В среднем7 за 1935 г. индекс цен с.-х. продуктов составил 80 против 65 в 1934 г. и около 50 в среднем за 1932 и 1933 гг. Достигнув в мае 1931 г.81 пункта, индекс снова упал до 77 в декабре.

***

Покупательная сила фермерского доллара, упала до 81 в июле, снова поднялась до 89 в октябре. Необходимо однако учесть, что это повышение индекса объясняется преимущественно тем, что американские статистики исчисляют покупательную силу фермерского доллара на основе пониженного индекса цен товаров, покупаемых фермерами. Между тем на протяжении года, как известно, происходило повышение цен на товары широкого потребления, а не падение цеп. Общий индекс оптовых цен например вырос со 115 в январе до 118 в сентябре, а розничные цепы росли еще быстрее.

В среднем покупательная сила фермерского доллара составила в истекшем году 85% довоенного уровня по сравнению с 73% в предшествовавшем году и 65% в низшую точку кризиса, и это не могло не сказаться на общем улучшении конъюнктуры. Повышение покупательной силы доллара однако еще не решает вопроса о повышении покупательной способности всего сельского хозяйства и основных слоев фермерства. Мелкое фермерство по прежнему находится в тяжелом положении. Улучшение с.-х. конъюнктуры, выгоды от которых достаются на долю наиболее зажиточных слоев, по существу не изменило положения трудящихся масс деревни.

В итоге оценки нынешнего экономического положения необходимо констатировать, что американскому финансовому капиталу не удалось ослабить всеобщий кризис, не удалось существенно уменьшить безработицу и изжить аграрный кризис. Дальнейшее улучшение конъюнктуры крайне стеснено узкой базой покупательной способности масс и через более или менее короткий срок должен наступить новый катастрофический крах.

____________________________________

1 Протоколы съезда Американского общества банкиров 11— 14/ХІ 1935 г. «Commercial a Financial Chronicle» от 30/XI 1935, Section II.

2   «New, York Herald Tribune».

3 По данным «National Industrial Conference Board», несомненно преуменьшенным, в конце 1935 г. насчитывалось 9,2 млн. безработных.

4 1 фунт=453,6 г.

5 Economic Notes «Labour Research Association», October 1935.

6 «Commercial a Financial Chronicle» 23/XI 1935 r.

7 Economic Notes. «Labour Research Association», November 1935.