Докладная записка Первого секретаря Башкирского обкома ВКП(б) Я.Б.Быкина И.В.Сталину о состоянии поголовья скота в республике и обеспечении его кормами. 9 марта 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.03.09
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр. 213-215. М.: МФД, 2011. — 560 с. — (Россия. XX век. Документы).
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 154. Л. 242 - 238. Заверенная копия.

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ БАШКИРСКОГО ОБКОМА ВКП(Б)

Я.Б. БЫКИНА И.В. СТАЛИНУ1 О СОСТОЯНИИ ПОГОЛОВЬЯ СКОТА В РЕСПУБЛИКЕ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО КОРМАМИ

9 марта 1932 г.

Совершенно секретно

По кормовому балансу Башнаркомзема, на 15 декабря 1931 г. обеспеченность колхозного сектора грубыми и сочными кормами на стойловый период 1931 — 1932 гг. выражалась в 77,9 %, причем обеспеченность отдельных районов неодинакова. Районы, пострадавшие от недорода, обеспечены кормами от 19 до 49 %. Таким образом, удовлетворение потребности этих районов до пределов средней обеспеченности требовало значительных кормовых ресурсов. Положение с кормами в животноводческих совхозах обстояло значительно хуже. Несмотря на мобилизацию всех кормов в зерновых колхозах все же по балансу дефицит доходил до 25 % потребности.

В настоящее время положение с кормами значительно ухудшилось вследствие того, что колхозы и совхозы не сумели с осени ввести правильное кормление, не установили известный рацион с включением соломы, не установили точный учет кормов и его охрану, благодаря чему корма расходовались в большом количестве, расхищались и проч. Учет кормов в совхозах, произведенный в декабре мес., оказался неверным, количество кормов было преувеличено.

В результате мы имеем, начиная с конца декабря, резкое уменьшение поголовья. Колхозы в массовом масштабе предлагали скотозаготовителям лошадей, якобы негодных для работы, но были приняты соответствующие меры борьбы как со сдачей на мясо, так и с забоем лошадей. Резко повысился убой мелкого скота. Вместе с этим начался падеж скота от истощения. Почти во всех районах мы имеем факты падежа лошадей, коров в КТФ.

Так, например, по произведенному сплошному учету в Уфимском р., более благополучном по сравнению с другими, устанавливается, что убыль скота против показанного в объектах обложения достигает по лошадям 17 %, по крупному рогатому скоту 29,9 %, по овцам 50,2 %. В Бакалинском р. необобществленное стадо крупного рогатого скота уменьшилось на 38 %, а молодняк на 64 %. В Стерлитамакском р. при перевозке хлеба из глубинного пункта на 80 км до 50 % лошадей выходит из строя, на посевную кампанию сено забронировали только 34 колхоза, остальные колхозы кроме соломы других кормов не имеют. Если лошадям на период сева в отдельных районах забронировано сено, то колхозные лошади, рогатый скот, в том числе и телята, теперь содержатся только на соломе и отчасти на силосе. Положение было бы значительно хуже,, если бы не была развернута силосная кампания. Силос, впервые заложенный в таких больших размерах в текущем году, сыграл большую роль, когда осталась только одна солома, и крестьянин-колхозник и неколхозник поняли пользу силоса. Должен поставить в известность ЦК, что вывозка хлеба из глубинок в августе — сентябре по 60—120 км в непролазной грязи под дождем по дорогам Башкирии при особенно неблагоприятных условиях с кормами плохо повлияла на состояние конского поголовья, резко ослабив лошадей, между тем т. Чернов, зная, что нам придется завозить семена, не поставил перед ЦК вопрос о действительном положении БАССР, наоборот, все время настаивал на закрытии глубинок и на вывозе всего хлеба из глубинок, и теперь, в самый период бескормицы, накануне сева, при истощенном состоянии лошадей нам приходится развозить в глубины свыше 4 млн пуд. семян. Этот вопрос следует учесть в будущую хлебозаготовительную кампанию — вывоз хлеба из глубинок Башкирии производить, начиная с зимней дороги — октябрь, ноябрь месяцы. Положение с другими видами скота не лучше. Падеж молодняка свиней достигает 45 %. Из-за отсутствия сильных кормов весь зимний приплод под угрозой гибели, а в лучшем случае недоразвитость. Понятно, что дело тут не только в кормах, но и в бесхозяйственности, которая является главным злом, но с бесхозяйственностью боремся.

Такое положение и с поголовьем молочного стада. Отсюда, как следствие, стоит под угрозой выполнение плана маслозаготовок. Удои очень низкие, в некоторых районах в целях сохранения молодняка молоко отдается телятам или высасывается ими. Много имеем выкидышей, преждевременного отела и падежа коров. Контрактация молока произведена на 80 % и в ближайшие дни будет закончена, но реальность этой контрактации требует особой проверки.

Такое же положение со скотозаготовками. Приводим характерный пример: в Уфимском р. по сплошному учету выявлено 35 тыс. овец, а по плану заготовок им нужно сдать 31 тыс. голов. Весь скот истощенный, и для того, чтобы выполнить план в весовом выражении, требуется сдавать значительно большее количество голов. Нужно довести до сведения ЦК, что двухкоровных хозяйств осталось незначительное количество, абсолютное большинство единоличников имеют по одной корове. У колхозников в единоличном пользовании также по одной корове на хозяйство. Таким образом, план заготовки крупного рогатого скота в значительной степени выполняется за счет изъятия последней коровы с заменой ее теленком, лошадью и проч. Все это не учтено при определении плана скотозаготовок и вывозки мяса из Башкирии. При утверждении плана мясозаготовок Башкирии на I кв. 1932 г. вместо намеченных «Союзмясо» 4 тыс. т (по заявлению уполномоченного ЦК т. Корнюшина), в связи со срывом скотозаготовок на Северном Кавказе, Башкирии добавили еще 4 тыс. т на вывоз. Изъятие последней коровы у колхозника и единоличника содействовало усиленному убою скота даже в более благополучных по кормам районах. Об этом я ставил в известность ЦК еще на октябрьском пленуме ЦК (1931 г.) на заседании во время разбора вопроса о плане хлебозаготовок.

Что мы предприняли? Поставили во всей широте вопрос об улучшении ухода за скотом, закрепили лучшие кадры, обеспечили нуждающихся хлебом; проводим учет всех кормов, охрану их и рациональное кормление, проводим социалистический заем у колхоза — колхозу и у колхозников; продолжаем заготовку кормов в более благополучных районах и сельсоветах. Нужно сказать, что в этом году заготовка грубых кормов нами проведена с большим напряжением и превысила заготовки урожайного 1930 г. Если в 1930 г. мы заготовили 75 тыс. т, то в этом году заготовлено 83 тыс. т. Такую заготовку нужно было провести не только с точки зрения выполнения плана, но и перераспределения кормов между секторами. Вывезли грубых кормов за пределы Башкирии 19 784 т, остаток на 1 марта 14 тыс. т, которых недостаточно для удовлетворения местных потребностей без сельского сектора.

Из-за недостатка кормов мы вынуждены были дать согласие тресту «Скотовод» сдать в скотозаготовки 6 тыс. голов скота с тем, чтобы таким же количеством его укомплектовать в следующие кварталы из местных заготовок. По колхозам дали директиву принять все меры к обеспечению годного для производственных целей рогатого скота, немедленно отбраковать негодный для производственных целей скот и сдать заготовителю. В случае невозможности обеспечения кормами привести в соответствие с кормовой базой.

Перед нами стоит весенняя посевная кампания, и состояние поголовья и бронирование кормов проходит неудовлетворительно и за счет тех фондов, которых не хватает для того, чтобы сохранить скот на стойловый период.

Башобком просит ЦК: 1) Немедленно прекратить вывоз грубых кормов из Башкирии. 2) Прекратить вывоз картофеля как единственного сильного корма. 3) Отпустить и завезти в пределы Башкирии 100 тыс. ц концентрированных кормов (овес, жмыхи и проч.) для весенней посевной кампании и для поддержания скота на стойловый период и для обеспечения маслозаго-товок. 4) Срочно пересмотреть план мясозаготовок по БАССР в сторону снижения его в соответствии с состоянием поголовья.

Ответственный Секретарь Башобкома ВКП(б) Быкин

1 Так же адресована Л.М.Кагановичу, П.П.Постышеву, копии направлеы В.В.Куйбышеву и А.И.Микояну