Из сводки Политического Управления Украинского военного округа "О настроениях начальствующего состава". 1 февраля 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.02.01
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр. 155-158. М.: МФД, 2011. — 560 с. — (Россия. XX век. Документы).
Архив: 
РГВА. Ф. 9. Оп. 36. Д. 391. Л. 7—9. Заверенная копия.

 

Совершенно секретно

...Настоящая сводка освещает некоторые наиболее характерные настроения, главным образом среди беспартийного начсостава.

Отрицательные политические настроения в основном идут по линии вопросов, связанных с трудностями и темпами социалистического строительства (снабжение, торговля), коллективизации и текущих хозяйственнополитических кампаний на селе (хлебозаготовки). Характерно, например, заявление комвзвода 3-й кавдивизии Пархоменко (беспартийный): «Кричат везде — успехи, а ничего не дают, говорят, хлебная проблема разрешена, а хлеба вдоволь нигде не продают». Помкомроты 133 полка Сергиенко среди отдельных командиров так высказывает свое мнение о первой пятилетке и перспективах на вторую пятилетку: «Пять лет строим, а есть нечего, народ голодает, какой толк из того, что мы выполняем пятилетку да еще намечаем другую, ведь от первой пятилетки рабочие еле ноги тянут, а что же будет во время второй, тогда, наверно, все умрут с голода».

В значительной степени этот вопрос отдельными лицами начсостава тесно увязывается с вопросами материального обеспечения командира и на почве недочетов кооперативного обслуживания начсостава, снабжения семей промтоварами и организацией коммерческой торговли. «Сколько времени — только одни разговоры об улучшении материально-бытового положения начсостава. В прошлом году питание начсостава было лучше и дешевле, а теперь цены повысили, а качество ухудшилось» (комроты 75-й дивизии, б/п). «Для чего нужны коммерческие магазины. Увеличение количества кооперативных лавок увеличивает количество стоящих в очередях и на частника никакого влияния не оказывает» (преподаватель Одесской артшколы, б/п).

Пристального внимания требуют к себе явно нездоровые настроения отдельных командиров вокруг текущих кампаний на селе и, особенно, в связи с хлебозаготовками. Здесь мы имеем случаи явно оппортунистического и кулацкого влияния на отдельные лица начсостава (среди которых есть и партийцы), которые имеют непосредственную связь с селом, недавно прибыли из отпуска или по другим причинам в последнее время были на селе. В этих настроениях иногда прямо высказывается мнение о нереальности планов хлебозаготовок: «Был на селе, буряк не убран, крестьяне не видят перспектив на будущее и живут сегодняшним днем», — заявляет комвзвода 3-й кавдивизии, член партии, колхозник. А пиротехник склада № 72 (б/п) высказывает такие взгляды: «В колхозах весь хлеб забрали, ничего не оставили, а вот у единоличников совсем беда. Крестьяне с горя страшно пьют. Хлеб берут, а в кооперации никаких товаров нет, тогда как в Хаторге — их до черта, а купить ни рабочему, ни крестьянину нет возможности». «В колхозах крестьян хлебозаготовительными планами душат и скоро совсем задушат. Колхозы выполняют планы полностью, а потом обращаются за хлебом к государству» (помкомроты 73 полка, б/п). Начштаба батальона 297-го полка (б/п), возвратившись из района, говорил: «Мне партийцы на районе заявляли, что план хлебозаготовок нереален и они его (план) не поддержали». В 71-м стрелковом полку комроты Степанчук (середняк, б/п), прибыв из отпуска (из пограничного села), делился с командирами своими впечатлениями о «настроении села». Он говорил: «Мясозаготовки, которые проводятся в селе, комментируются на румынском берегу так: берут корову, тянут ее за рога, а сзади идут другие люди и плачут». Кроме того, Степанчук говорил, что «воевать крестьяне не хотят».

Политорганы и парторганизации в своей работе недостаточно учитывают то, что в настоящее время части пополнили средние звенья начсостава молодым командно-политическим составом. Особенно это касается командиров взводов, которые не проходили нормальных школ (сверхсрочные младшие командиры, одногодичники, экстерники и пр.). Значительное число среди этих командиров в той или иной степени связаны с селом. Со стороны отдельных лиц, преимущественно из данной категории, за последнее время мы имеем случаи проявления отрицательных политических настроений вокруг мероприятий на селе (хлебозаготовки, коллективизация).

Приводим такие факты: Комвзвода 265-го полка Осауленко на основании письма, полученного им из дома, высказывал явно кулацкие антиколхозные настроения. Он говорил: «Мне из дома пишут, что крестьяне начинают голодать. Забрали весь хлеб. Улучшить положение крестьянства правительство не в силах, а делает только хуже. Коллективизация — это дело гиблое, пусть бы сами крестьяне работали на себя». Комвзвода 283-го полка Стыщенко (середняк), приехав из отпуска, делился «своими впечатлениями» так: «Народ обижают безжалостно, хлеб забрали окончательно. Бригады ходят по селу и разоряют хаты, ищут хлеб, который уже давно у крестьян забрали. Крестьяне озлоблены до того, что если бы их сейчас взбудоражить, то их никто бы не мог успокоить. Ведь это же безобразие так обижать народ».

Мы имеем факты, правда, весьма единичные, но в то же время характерные, когда некоторые командиры-партийцы, проявляющие явно правооппортунистические настроения, колебания и даже несогласие с политикой партии на селе, ставят под сомнение успешность политической работы с красноармейцами вокруг этих вопросов. Вот, например, что говорит среди своих товарищей комвзвода 134-го полка Басс (член ВКП(б), недавно возвратившийся из отпуска): «Трудно теперь рассчитывать на поддержку крестьян, я не знаю, как сейчас агитировать красноармейца за генеральную линию партии, на политзанятиях они и слушать нас не хотят, зная, что мы говорим неправду». А комвзвода 283-го стрелкового полка Працько (кандидат ВКП(б)) прямо заявляет о неверности политики партии на селе: «Политика соввласти на селе неправильная: крестьян грабят, у них все забирают. Как я буду объяснять красноармейцу политику партии, разве можно ему доказать, что это верно, если он на горьком опыте убеждается в обратном».

Политорганы и парторганизации в своих документах зачастую даже не выделяют отдельно начсостав от красноармейцев. Почти ни один политорган не сообщает, какая работа проводится сейчас в частях с начсоставом вокруг важнейших хозяйственно-политических кампаний (особенно вокруг хлебозаготовок) и вопросов международного положения. Это ярко свидетельствует о том, что парторганизации и политорганы частей этим актуальным вопросам своей работы с начсоставом не уделяют должного внимания.

Несмотря на напряженное положение с выполнением планов хлебозаготовок по Украине, политорганы и парторганизации слабо знают настроения начсостава, не мобилизуют его внимание на возможности и необходимость выполнения планов хлебозаготовок, не активизируют беспартийного командира в его работе среди красноармейцев. Между тем имеют место факты, когда среди начсостава оказываются отдельные лица, которые имеют связь с кулацким хозяйством, берут их под свою защиту путем посылки различных справок, вплоть до жалоб прокурору. Так, например, в 71-м стрелковом полку помполит командира 4-й роты Фрич оказался сыном кулака. Фрич взял своего отца под защиту, подал жалобу прокурору о «незаконной» продаже имущества отца-кулака. Узнали об этом в полку только тогда, когда военкомом полка была получена от прокурора копия ответа Фричу, где подтверждается законность действий местных властей. В этом же полку комвзвода Чеберяк (б/п) обратился с жалобой в сельсовет по поводу ареста его отца-кулака (отец арестован за несдачу хлеба и кулацкую агитацию. Хлеб оказался зарытым в яму)...