Спецсводка Полномочного Представительства ОГПУ по БССР "Об отрицательных настроениях рабочих промышленных предприятий БССР в связи с Постановлением ЦК и СНК СССР о колхозной торговле". 7 июня 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.06.07
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр. 152-155. М.: МФД, 2011. — 560 с. — (Россия. XX век. Документы).
Архив: 
ГА Минской обл. Ф. І64П. Оп. 1. Д. 132. Л. 546—549. Заверенная копия.

 

СПЕЦСВОДКА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОГПУ ПО БССР

«ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЯХ РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БССР

В СВЯЗИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦК И СНК СССР О КОЛХОЗНОЙ ТОРГОВЛЕ»1

7    июня 1932 г.

Совершенно секретно

Постановление ЦК и СНК СССР о сельхозналоге на 1932 г. и колхозной торговле воспринято основной массой рабочих как большого значения политическое мероприятие, направленное на улучшение жизненных условий всех трудящихся страны.

Некоторая незначительная часть рабочих не верит, что постановление ЦК и СНК даст эффективные показатели, и высказывания их проникнуты пессимизмом, безвыходностью из положения; используя отрицательные настроения части рабочих, враждебно настроенных, антисоветский элемент дискредитирует в глазах широких масс рабочих указанное постановление ЦК и СНК, внушая последним, что постановление не исправит тяжелого положения, что оно запоздало, весь скот уничтожен и проч.

Приведем наиболее характерные высказывания рабочих: «Сталин пошел назад, разрешил скот покупать и убивать, только жаль, что его нет. Сталин приноравливается к Ленину, но делает два шага назад и шаг вперед» (рабочий обувной фабрики Турецкий).

«Поздно Сталин додумался торговать с колхозами, если бы он додумался об этом в 1929—1930 гг., куда лучше было бы, а теперь из этого ничего не выйдет, потому что у крестьян ничего нет, все уничтожено» (рабочий Чугаевский, завод им. Ворошилова).

«Да, это было бы очень хорошо, но если бы было у колхозников, что вывозить на базар, то, что пишут в газетах [о] посевной кампании, — это ерунда, колхозы и совхозы своей земли не засеяли, единоличники, боясь попасть в Соловки, не засеивают больше земли, как 1—2 га» (рабочий завода им. Ворошилова Варейкин).

«Где колхозники возьмут продукты, мужика так завернули за эти два года, что он не видит, чтобы в дальнейшем было что делать — мероприятие партии уже запоздало» (рабочий завода им. Ворошилова Петрашкевич).

«Сначала гвалтом — насильно гнали мужика в коллектив, потом отменили, сами развалили деревню, создали большое недовольство мужиков в деревне соввластью, мужик опустил руки и не хочет работать, он не поверит никаким постановлениям» (рабочий завода им. Ворошилова Жилинский).

«Изданное постановление хорошее, но несвоевременное, потому что из мясных продуктов ничего нет, скушали весь запас. Это постановление надо было 2 года тому назад издать, тогда была бы разрешена мясная проблема» (рабочий Свирцов, типография БАИ).

«Постановление хорошее, но ЦК поздно додумалось, ибо, несмотря на постановление, крестьянину нечего везти на базар» (рабочие Чехотовский, Имбро Аркадий, сапожная мастерская горсовета).

«Никто не захочет торговать, потому что все будут бояться, чтобы их не выслали, пусть бы они разрешили вольную торговлю и были бы верными своим словам, т.е. никого бы не высылали, то через неделю всего было бы на базаре» (рабочий Давидович, постройка ГПУ №1).

«Когда у нас были кулаки, то ели хлеб и мясо, а сейчас дали льготу колхозам, чтобы они могли продать свой остаток хлеба. Это только временное явление, потому что Сталин увидел, что дело плохо, и повернул обратно — “вы, крестьяне, сейте, а потом я опять возьмусь за вас”. Но крестьяне сейчас на это не пойдут, они знают свой горький опыт, и пока у нас не будут те, которые сеяли хлеб и разводили скот, — у нас ничего не будет» (рабочий УМТа Кулевич).

«Партия уже начала отступать назад, идут зигзагом, не имеют ровного пути» (щетинная фабрика, Громантель).

«Опять головокружение от успехов, опять повернули вправо, Рыков сидит арестованный, скоро, наверное, и Сталина арестуют, но все равно из этого мяса не будет, ибо весь скот уничтожен» (рабочий Гомельской фабрики «Коминтерн» Баскин).

«Спохватились, но поздно, ибо у крестьян нет скота, весь скот уничтожен, и крестьянин не верит больше и скота не будет выращивать» (рабочий швейной фабрики Комиссарчик, г. Гомель).

«Деревня сама голодает, у нее все забрали, пусто, хоть шаром покати, картошка на базаре стала недоступной для рабочих» (рабочий швейной фабрики Ефунин, г. Гомель).

Несмотря на то что со дня опубликования в прессе постановления ЦК и СНК СССР о колхозной торговле уже прошло около 3 недель, но на ряде промпредприятий это постановление не прорабатывалось, и вокруг него не заострено внимание широкой партийно-советской общественности, благодаря чему со стороны рабочих и служащих некоторых промпредприятий отмечены нездоровые суждения.

«Довели страну, а теперь вспомнили, но навряд ли станет лучше, ибо в стране голод» (Белгосспирт, Касперский).

«Постановление-то хорошее, но навряд ли что-нибудь получится, ибо крестьянин все, что имел, зарезал, а если у кого и осталось, то с недоверием отнесутся к этому постановлению» (Белгосспирт, Щепелевич).

«В данное время колхозникам нечего продавать, они сами на базарах покупают хлеб да муку» (Стройобъединение, Лиходзиевский).

Отдельные члены КП(б)Б вместо того, чтобы дать решительный отпор антисоветским проявлениям отдельных рабочих, плетутся в хвосте у отсталой части последних, поддерживая их требования, и в некоторых случаях сами являются инициаторами нападок на ЦК ВКП(б).

«Это постановление запоздалое и ничего не даст, крестьянство уже больше не поверит партии и сеять не будет. Удивительно, что русский народ — 180 млн населения — так мучается и молчит» (рабочий Полеспечати, г. Гомель, Блюменкранц, член КП(б)Б).

«Уже ничего не поможет, поздно спохватились» (г. Гомель, Полеспечать, Беркович, член КП(б)Б).

«Это поворот вправо — увидели, что дальше некуда, повернули обратно» (Полеспечать, г. Гомель, Чернов, член КП(б)Б).

«Я теперь совсем пропал и обречен на гибель, если я не имею возможности приобрести стакан молока, десяток яиц и фунт масла. Я вдоволь даже хлебом не наедаюсь» (Швейная фабрика «Коминтерн», г. Гомель, Марголин, член КП(б)Б).

По промпредприятиям г. Минска — завод им. Ворошилова, «Коммунар», обувная фабрика и фабрика «Красный Текстильщик» — не проведена широкая разъяснительная работа и не популяризировано постановление ЦК.

Минск. Завод им. Ворошилова. По решению партии и правительства о колхозной торговле никакой беседы с рабочими не проводилось, только ограничились расклейкой воззваний, рабочий, прочитав их, по-разному его истолковывал. Завод «Коммунар». Разъяснения среди рабочих о колхозной совторговле не было, статей и заметок в многотиражку «Коммунаровец» также не было. Обувная фабрика. Рабочие фабрики ничего не знают о постановлении ЦК и СНК СССР о колхозной торговле, никакой разъяснительной работы не ведется. Фабрика «Красный Текстильщик». По вопросу о колхозной торговле и открытии ларьков никакой разъяснительной работы не ведется.

На тех промпредприятиях, где партколлективы своевременно провели разъяснительную работу о постановлении ЦК, отмечены положительные высказывания рабочих и служащих.

«Это постановление очень важное, и решение это имеет громадное политическое значение» (Вигдорчик, б/п, плановик Полеспечати, г. Гомель).

«Этим постановлением хорошо партия сделала, теперь уже будет все и дешевле» (Рудинский, Мингосстрой).

«Если в дальнейшем такие базары колхозные будут, можно будет жить, ибо уже на базаре на 50 % подешевела картошка и другие продукты» (рабочие завода «Ударник...2, Лапюко).

Зам. ПП ОГПУ по БССР Шаров

Врид. начальника СПО ПП ОГПУ по БССР Симоновский

1 Речь идет о постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6 мая 1932 г. «О плане хлебозаготовок из урожая 1932 г. и развертывании колхозной торговли хлебом», в котором констатировалось, что «на основе победы колхозной и совхозной системы хозяйства над системой единоличного хозяйства и разгрома кулацких элементов в деревне» СССР в два года достиг такого расширения посевных площадей и роста валовой продукции зерна, что если из урожая 1928 г. было заготовлено 660 млн пудов зерна, в 1930 г. — 1350 млн, то в 1931 г., несмотря на засуху, — 1,4 млн пудов. В постановлении делался вывод, что «благодаря осуществлению политики ленинской партии страна вышла из кризиса зернового хозяйства». В качестве важной причины принятия данного постановления были названы успехи выполнения пятилетки в области промышленности, рост производства промтоваров. «В связи с этим непрерывным ростом количества промтоваров и ростом производства зерна в деревне увеличиваются возможности развертывания колхозной торговли». Наряду с методом хлебозаготовок в практику вводился еще один метод снабжения городского населения — торговля хлебом самими колхозниками, ставилась задача сочетать эти два метода и развернуть колхозную торговлю за счет некоторого сокращения госхлебозаготовок по крестьянскому сектору. В постановлении было указано, что в целях расширения товарообмена между городом и деревней план хлебозаготовок из урожая 1932 г. по колхозам и единоличным хозяйствам будет сокращен на 264 млн пудов по сравнению с 1931 г. и составит 1103 млн пудов. В отношении же совхозов, наоборот, будет увеличен со 108 млн пудов (в 1931 г.) до 151 млн. Предписывалось закончить выполнение плана хлебозаготовок не позднее 1 января 1933 г. Признавалось также целесообразным после выполнения хлебозаготовительного плана и образования семенных фондов, т.е. с 15 января 1933 г., предоставить колхозам и колхозникам полную возможность беспрепятственной продажи излишков хлеба по своему усмотрению как на базарах и рынках, так и в своих колхозных лавках. Местные органы власти обязывались оказывать колхозам и колхозникам полное содействие и принять меры к искоренению частников и перекупщиков-спекулянтов, пытающихся нажиться на колхозной торговле (СЗ СССР. 1932. № 31. Ст. 190).

2 Фамилия неразборчива