Докладная записка Полномочного Представительства ОГПУ по БССР "О волнениях в г. Борисове в связи с уменьшением норм выдачи хлеба и снятием части населения со снабжения". 9 апреля 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.04.09
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр. 143-146. М.: МФД, 2011. — 560 с. — (Россия. XX век. Документы).
Архив: 
ГА Минской обл. Ф. 164П. Оп.І. Д. 132. Л. 388—392. Заверенная копия.

 

Совершенно секретно

Город Борисов является одним из крупнейших рабочих районов Белоруссии. Всего населения насчитывается около 50 тыс. чел., из коих занято непосредственно на производстве до 13 тыс. чел. Основное место занимает спичечная, фанерная и деревообрабатывающая промышленность.

Начиная с 5 апреля с.г. с объявлением уменьшенных норм снабжения хлебом для категорий, раньше получавших хлеб по 3-му списку, и снятием части населения с планового снабжения среди рабочих промышленных предприятий г. Борисова, а также среди служащих и неорганизованного населения стали отмечаться настроения резко отрицательного характера. В дальнейшем это недовольство, разжигаемое деятельностью антисоветского элемента города, приняло характер антисоветских выступлений с призывом к активным действиям.

Рабочий Промкомбината Ржеуцкий Бронислав с большим производственным стажем заявил: «На базаре пуд хлеба доходит до 40 руб., а в ЦРК хлеба не отпускают. При таких обстоятельствах дальше терпеть нельзя, рабочие запоют так, как еще никогда не запевали». Его поддержал рабочий Зяткин, добавивший, что «крестьянство только и ожидает войны, чтобы освободиться от колхозов». Выступления Ржеуцкого и Зяткина были поддержаны присутствовавшими при этом рабочими.

На заводе им. Домбаля работницы вязального цеха Свидерская, Юнускевич, Семченко, Короленок и др. снижение норм выдачи хлеба объясняют тем, что за счет этого снижения сделана надбавка работникам партийносоветского аппарата и что вообще с этой целью из рабочего вытягивают жилы. Свидерская заключила эти разговоры толкованием библии, где, мол, говорится, что в 1932 г. обязательно будет конец, что нынешнее положение, по ее мнению, как раз подтверждает это предсказание. Присутствовавшие при этом разговоре рабочие завода согласились с мнением Свидерской, причем со стороны некоторых из них были заявления, что «если не буржуи, то комиссары все равно задавят рабочего голодом».

Подобные настроения, главным образом, распространены среди рабочих Райпромкомбината, Белгосстроя, служащих и неорганизованного населения. Среди последних, кроме этого, имеются угрозы и факты агитации к отказу к невыходу на работу. Настроение неорганизованного населения города характеризуется поддержкой выступившего 5 апреля с.г. перед толпой в 400—500 чел. кустаря-слесаря Чухмана (психически ненормальный), который заявил: «Товарищи, братья и сестры. Коммунисты-большевики заставляют трудящихся голодать, обрекая на голодную смерть, от голода начинают вешаться, травиться и стреляться. Все это видят наши заграничные братья и сестры, которые восстанут с оружием в руках и освободят нас от ига коммунистов и принесут нам хлеба и булок». Выступление Чухмана было поддержано всеми присутствующими. Среди неорганизованного еврейского населения зафиксированы разговоры в том духе, что «по старому обычаю в конце каждого месяца богатые евреи устраивали праздник, вдоволь наедались, напивались и веселились, а бедные евреи голодны были и невеселы».

Необходимо отметить, что подобные отрицательные настроения имеют место среди некоторых рабочих-ударников и даже партийцев, не задетых снижением нормы хлеба. Так, например, слесарь-ударник шпалопропиточного завода Чалей, получавший по списку 2-й категории, и его сын Василий, комсомолец, — по 1-му списку, также выражали недовольство снижением норм, причем жена Чалея впоследствии принимала активное участие в разгроме хлебной повозки и принесла с собой две булки хлеба.

В связи с отмеченными выше отрицательными настроениями среди населения города в дни 7 и 8 апреля развернулись следующие события: 7 и 8 апреля, как в самом городе, так и в пригороде Новый Борисов, последовали массовые выступления преимущественно женщин, в результате чего была разгромлена хлебная лавка и расхвачен хлеб с двух повозок, следовавших к хлебным магазинам. Со стороны наводнивших улицы толп женщин и частично мужчин количеством от 300 до 500 чел. раздавались антисоветские выкрики и призывы вроде «бей всех советских бл..дей». В результате ареста некоторых наиболее активных участников выступления толпы в самом городе были рассеяны, а в Новом Борисове оставались на улице до позднего вечера.

8 апреля с утра выступления снова возобновились, хотя и в несколько меньших размерах. В г. Борисове отдельные толпы женщин и мужчин, когда их призывали успокоиться, заявили, что они обошли все учреждения и нигде никого не нашли, что у власти, таким образом, никого нет. В Новом Борисове, где с собравшейся толпой вел разговор секретарь райкома партии т. Томашевский, один из рабочих завода им. Домбаля (фамилия пока не установлена) призывал толпу избить Томашевского, и когда этот рабочий был задержан и заключен под стражу, то толпа, окружив помещение квартальной милиции, воспрепятствовала его отводу в г. Борисов, потребовав освобождения, что, однако, выполнено не было. Со стороны выставленных на улице милицейских пикетов отдельными милиционерами не только не принималось мер к успокоению толпы, а, наоборот, имелись случаи призыва к активным действиям. Так, например, милиционер Прадед, когда ему предложили не допускать расхватывать хлеба, заявил: «Я сам голоден». Другой милиционер (фамилия неизвестна), подойдя к толпе женщин, призывал их действовать организованно. Оба арестованы.

Когда в результате принятых мер волна выступлений в Новом Борисове днем 8 апреля начала спадать и выступившие выстроились в очередь за получением хлеба из открытых магазинов, то в другом месте появилась группа детей, которая направилась к казармам 4-го стрелкового полка с криками: «Дайте хлеба и возможность учиться».

Во избежание расхвата хлеба на улице во время перевозки его в магазины, как это случилось 7 апреля, весь хлеб на 8 апреля был доставлен в магазины ночью. Вследствие этого толпы женщин в этот день не имели возможности повторить свои действия. 8 апреля по некоторым предприятиям значительная часть рабочих не вышла на работу, участвуя в выступлениях, так, например, на Райпромкомбинате не явилось 20 человек, на постройках Белгосстроя из 123 человек рабочих на работу не вышло 80 человек, а 8 апреля — 110 человек.

Рабочие, занятые на постройках Белгосстроя, являются, в основном, сезонниками, приехавшими из различных местностей Украины. На постройке фабрики «Коминтерн» вышедшая на работу артель Беляева в количестве 10 человек все же к работе не приступила, и когда десятник Зильберман спросил о причинах, то рабочий Беляев ему ответил: «Дай хлеба, а если не дашь, то получишь вот это», причем замахнулся топором. После этого случая вся артель организованно ушла с работы. На постройке бани и школы фабзавуча выступления рабочих сопровождались заявлениями: «Если коммунисты не умеют руководить, то не нужно было и браться, доведут до того, что хлеб придется брать силой».

В связи с имеющимся положением для устранения могущих быть в дальнейшем эксцессов по линии партийных и профессиональных организаций приняты меры к тому, чтобы весь поступающий из хлебопекарни хлеб завозился непосредственно на предприятия, а не в магазины, расположенные в городе. Одновременно с этим весь парт- и профактив мобилизован для проведения разъяснительной работы по предприятиям. Также установлены дежурства по хлебным магазинам. В течение дня 9 апреля разъяснительной работой будут охвачены 3 смены рабочих.

По нашей линии приняты следующие меры: на место в г. Борисов выехала оперативная группа ПП под руководством помощника начальника СПО ПП, коей поручено совместно с аппаратом ГПУ просмотреть имеющиеся материалы и разработки на городской контрреволюционный элемент и сезонных рабочих, преимущественно из кулацкой среды, и проведение одновременной операции по активно проявившим себя элементам и наших подучетников. Срочно прорабатываются лица, выявленные в процессе самого выступления. Дано указание собирающиеся на улицах толпы рассасывать мерами агентурного порядка, абсолютно избегая оперативного вмешательства. На место также выехал секретарь ЦК КП(б)Б по снабжению т. Рискин для урегулирования вопроса со снабжением и проведения соответствующей партийно-разъяснительной работы.

По данным на 12 час. 9 апреля в Борисове ночь прошла спокойно, и с утра проявления отдельных групп, собирающихся у магазинов, носят более спокойный характер. Все дополнительно поступившие сведения будут сообщены очередной докладной запиской.

Зам. ПП ОГПУ по БССР Дукельский

Нач. СПО ПП Зубрицкий