Некоторые итоги и задачи дальнейшей борьбы с потерями при уборке

Реквизиты
Автор(ы): 
Направление: 
Период: 
1933-1934
Источник: 
Журнал Госплана и ЦУНХУ СССР "План" № 10 1935 г. Стр. 20-23

Борьба с потерями при уборке зерновых культур имеет громадное народнохозяйственное значение. Она дает возможность добиться дополнительных продовольственных и кормовых ресурсов и повышения производительности труда.

Партия и правительство неоднократно подчеркивали огромное значение борьбы о потерями при уборке [см. постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 5/ѴІІ 1932 г. и от 24/Ѵ 1933 г., а также постановление июльского пленума ЦК ВКП(б) 1934 г.]. В этих решениях перед местными организациями были поставлены совершенно конкретные и четко сформулированные задачи по улучшению качества уборочных работ и устранению потерь.

Однако опыт уборочной кампании 1934 г. свидетельствует о том, что ряд указаний партии и правительства остается еще невыполненным. Потери при уборке еще очень значительны. Поэтому необходимо тщательно учесть опыт подготовки и проведения уборочной кампания 1934 г., чтобы устранить все причины, порождающие потери в уборочную кампанию текущего года.

Основными недостатками в подготовке и проведении уборочной кампании 1934 г., судя по материалам; массовых обследований межрайонных комиссий по определению урожайности, были следующие: недостаточная мобилизация местными организациями колхозных масс и совхозных рабочих на организованное проведение уборки, плохой ремонт уборочного инвентаря во многих колхозах и совхозах. Кроме того большинство руководителей совхозов и колхозов не учитывали всех особенностей созревания хлебов, вызванных метеорологическими условиями весны и лета 1934 г.

В большинстве районов метеорологические условия периода уборки в 1934 г. были исключительно благоприятны— число дней с осадками было ограниченно.

Это дало возможность не только избежать крупных потерь от гниения и прорастания скошенного хлеба, но и создавало все предпосылки к ускорению уборочных работ и значительному снижению потерь. На преобладающей части территории Советского Союза косовица озимых и ранних яровых культур была закончена в 30—40 дней.

Эти сроки, являющиеся сами по себе уже значительным достижением в сравнении с длительностью уборки за предшествующие годы, оказались однако недостаточно сжатыми в условиях почти одновременного созревания озимых и ранних колосовых и технических культур, В результате недостаточной организованности уборки и сухой ясной погоды имели место значительные потери зерна от осыпания, в особенности по яровым хлебам.

Большинство краев и областей добилось в 1934 г. сокращения сроков уборки но сравнению с предшествующими годами. Однако ряд производящих краев и областей — Западно-Сибирский и Сталинградский края, Челябинская область и Казакская АСОР — плохо подготовились к уборке и ее проведению. Эти районы затянули частично косовицу озимых и ранних колосовых хлебов до выпадения снега, что резко увеличило понесенные ими потери.

В связи с значительно более ранним созреванием хлебов в 1934 г. по сравнению о обычными сроками (на 10—12 дней), ремонт тракторного парка, уборочного и молотильного инвентаря в ряде совхозов, МТС и колхозов не был закончен к началу уборки. Это замедлило развертывание уборочной кампании и повлекло за собой необходимость спешного окончания ремонта, что в свою очередь не могло не отразиться на качестве ремонта и на последующей работе инвентаря. В результате в самый разгар уборочных работ случались частые поломки уборочных машин, уменьшение производительности тракторов и уборочного инвентаря, выход тракторов из строя, необходимость их капитального ремонта и т. д.

Одним из факторов, оказывавших значительное влияние на уровень потерь в уборочную кампанию 1Я34 г., являются вызванные весенней засухой неравномерность созревания хлебов на одних и тех же участках и многоярусность. Это потребовало особо тщательного установления сроков уборки, приспособления уборочных машин к специфическим условиям хлебостоя и их регулировки в процессе уборочных работ. Между тем в значительной части совхозов и колхозов эти условия не были соблюдены.

В итоге в ожидании полного созревания хлебов многие колхозы и совхозы упускали время и допускали осыпание зерна от перестоя на ранее созревшей части хлеба. В климатических условиях 1934 г. это осыпание было очень значительным.

Несмотря однако на указанные выше недостатки подготовка и проведение уборочной кампании в 1934 г. отличались все же большей организованностью, чем в предыдущие годы. Это отмечается межрайонными комиссиями по определению урожайности не только в отношении отдельных образцовых колхозов и совхозов, но и целых районов.

Руководство районов, политотдельская и районная печать провели массовую работу с колхозниками в бригадах по устранению потерь.

В частности, как массовое явление в 1934 г., отмечаются не только наличие зерноуловителей на уборочных машинах, но и более или менее своевременная очистка их. Широкое распространение получили также подгребание колосьев и ручной сбор их с привлечением на эту работу не только пионеров и школьников, но и всего свободного взрослого населения колхозов.

Стимулирование участников этого сбора натуральной оплатой в размере 25% собранного зерна в ряде районов степной полосы УССР обеспечило, по данным ряда председателей МГК, совершенно исключительную за последние годы тщательность зачистки полей. В условиях пониженного урожая в этих районах это явилось источником значительных дополнительных продовольственных ресурсов.

Наглядное представление о положительных сдвигах в области подготовки и проведения уборочной кампании в 1934 г. по сравнению с предшествующим годом дает следующая сводка показаний контрольно-наблюдательных постов системы Госкомиссии по определению урожайности в совхозах и колхозах (см. табл. па стр. 22).

Если однако в целом по СССР проведение уборки значительно улучшилось и потери уменьшились, то в различных краях и областях успехи в борьбе с потерями характеризуются значительной пестротой.

В частности по всем показателям, перечисленным в приведенной таблице, а также по ряду других (о своевременности начала косовицы, оставлении хлеба неубранным на корню и валках и др.) резко выделяется отставание Челябинской области, Западно-Сибирского и Сталинградского краев и Казакской АССР. Несколько отставали также Восточно-Сибирский край, ДВК и Свердловская область.

 

Показатели

Показания о качестве в 1934 г. (в %)

Показатели о качестве в сравнении с 1933 г. (в %)

Хорошее

Удовлетворительное

Плохое

Лучшие, чем в 1933 г.

Такие же, как в 1933 г.

Хуже, чем в 1933 г.

1.

Состояние рабочего скота перед уборочной кампанией

28,3

58,9

12,8

2.

Состояние уборочного инвентаря  

40,1

45,2

14,7

3.

Качество подготовки к уборке в сравнении с 1933 г  

71,5

16,4

12,1

4.

Оценка работы рабочего скота в уборочную кампанию

54,5

34,9

10,6

В.

Оценка работы инвентаря в уборочную кампанию

51,8

33,2

15,0

6.

Организация охраны урожая от хищений и вредительства  

69,3

17,9

12,8

7.

Качество работы по скирдованию   

39,4

36,3

24,3

8.

Качество уборки по сравнению с прошлым годом

79,9

8,4

11,7

Эти края и области обязаны решительно перестроить всю работу по подготовке и проведению уборочной кампании в 1935 г. Надо полностью попользовать все богатейшие возможности, созданные в результате дальнейшего расширения тракторного парка, увеличения числа комбайнов и других уборочных машин. Огромное значение приобретает новый Сталинский устав, усиливающий заинтересованность колхозных масс в улучшении качества сельскохозяйственных работ.

Каковы количественные итоги борьбы с потерями за минувшие годы и перспективы, которые могут быть достигнуты в 1935 г., при условии своевременной подготовки к уборочной кампании и организованного ее проведения?

Необходимо прежде всего отметить, что только за последние два года определение размеров потерь при уборке производится путем не ориентировочных исчислений, основанных на единичных экспериментальных работах научно-исследовательских учреждений, а массовых обследований Комиссии по определению урожайности, охватывающих многие тысячи колхозов и сотни совхозов, расположенных во всех без исключение основных зерновых районах СССР.

Многообразие каналов потерь и специфика их затрудняют выработку единой методологии и возможность тщательного определения всех без исключения видов потерь в каждой обследуемой производственной единице (колхозе, совхозе). Поэтому несмотря на большие успехи, достигнутые в определении потерь, особенно в 1934 г., когда впервые была сделана попытка применения единой методологии для изучения трех главнейших каналов потерь (осыпание, оставление несрезанных и несобранных колосьев в поле и оставление верна в соломе), исчисление потерь, основанное даже на массовых материалах, не может пока претендовать на абсолютную или очень значительную точность.

Основными материалами для определения уровня потерь при уборке являются:

1. Данные о разрывах между урожаем на корню и результатами обмолотов по главнейшим зерновым культурам в колхозах, где производилось измерение урожая на корню. Наличие этих материалов за 193Э я 1934 гг. дает возможность использования их не только для ориентировки в размерах потерь за 1934 г., но и для освещения происшедших сдвигов в борьбе с потерями.

2. Данные специального обследования потерь в колхозах, проводившегося межрайонными комиссиями по определению урожайности. Этим обследованием было охвачено в 1934 г. около 10 000 колхозов по основным зерновым культурам. Материалы эти дают не только ориентировку в общем уровне потерь, но и довольно достоверное представление о потерях по двум основным каналам — оставление колосьев в поле и при обмолоте. Несмотря на то, что этим обследованием был охвачен и такой серьезный канал потерь, как потери от осыпания, тем не менее результаты его в этой части являются не вполне точными. Объясняется это тем, что методология изучения этого вида потерь не учитывает отдельных специфических моментов, которые выявились уже в процессе проведения работы.

3. Последним источником данных о размерах потерь являются отчетные письма контролеров-наблюдателей межрайонных комиссий, находящихся в совхозах и колхозах, относящиеся к периоду уборочной кампании 1934 г. Эти письма, не заключающие в себе цифрового выражения потерь, а дающие только словесную их оценку, не имеют самостоятельного значения и могут быть использованы лишь для подкрепления выводов, основанных на двух перечисленных выше источниках.

Разработанные Центральной госкомиссией по определению урожайности итоговые данные о разрывах между урожайностью на корню по главнейшим продовольственным хлебам — озимой ржи, озимой и яровой пшенице,— охватывающие основные районы размещения этих культур, таковы (см. табл. на стр. 23).

Как видно из приведенных данных, уровень разрывов в 1934 г. в среднем по всем обследованным колхозам снизился по сравнению с 1933 г. как по абсолютным своим размерам, так и по отношению к величине урожая на корню по всем трем культурам.

Однако размеры этого снижения далеко не одинаковы. Более значительно снизились потери по озимым хлебам, которые в виду более раннего созревания убирались в первую очередь и понесли поэтому меньшие потери от осыпания, нежели яровые культуры, в частности пшеница. Потери по этой последней были еще в 1934 г. очень значительны. Вызвано это неизжитой еще до настоящего времени в большинстве колхозов и совхозов пресловутой очередностью в проведении сельскохозяйственных работ и неумелым сочетанием уборки и хлебосдачи.

Название культуры

Год

Число краев и обл., вошедших в обработку

В них охвачено обследованием

Разрыв между урожаем на корню и результатами обмолота

колхозов

га

в ц с га

в %

Озимая рожь

1933

22

2 853

8 843 510

1,7

21,0

1934

23

2 913

576 043

1,2

16,4

Озимая пшеница

1933

11

1 121

438 421

1,6

23,9

1934

12

1 620

404 208

1,4

18,9

Яровая пшеница

1933

12

1 065

870 162

2,1

33,3

1934

12

1 054

558 811

2,0

27,0

Пользуясь приведенными выше данными для оценки размеров потерь, необходимо однако учитывать, что размеры разрывов не дают вполне точного представления о них, так как существующий учет обмолотов в колхозах недостаточно правилен. По данным массовой проверки учета обмолотов в колхозах, проводившейся межрайонными комиссиями по определению урожайности, данные учета обмолота преуменьшены ориентировочно по продовольственным хлебам на 3—5%, а по фуражным культурам — овсу, ячменю, которыми кормят скот без всякого контроля — на 7—10%.

Если, исходя из этого, внести соответствующие поправки в данные о разрывах между урожаем на корню и урожаем по обмолоту, то размеры потерь для 1934 г. можно определить: по ржи в 12—13%, по озимой пшенице — в 14—15% и по яровой пшенице — в 20—22%.

Пользуясь тем же методом расчетов для определения потерь по кормовым культурам — овсу и ячменю, — можно считать их для 1934 г. равными примерно потерям по яровой пшенице.

В общей массе потерь особенно велики потери от оставления колосьев в поле и от недовымолота. Абсолютные размеры потерь по этим каналам на основе данных массового обследования колхозов межрайонными комиссиями по определению урожайности в 1934 г. составляли (см. табл. па след. ст.).

Третий источник данных, имеющийся в нашем распоряжении,— письма контролеров-наблюдателей,— подтверждает отмеченное нами снижение потерь в 1934 г. по сравнению с 1933 г. Из общего количества (6 820) сравнительных оценок контролерами-наблюдателями размеров потерь за эти два года 5 202, пли 89,3%, падает на оценки, определяющие уровень потерь 1934 г. ниже 1933 г. В 348 случаях, пли 6,0% показаний, мы имеем одинаковую оценку уровня потерь в только в 276, или 4,7%,— указание на их повышение по сравнению с 1933 г.

Культура

Потери от оставления колосьев в поле

Потери от оставления зерна в соломе и полове

Итого потери в кг на 1 га по обоим каналам

Число обслед. колх.

Обсл. площ. в тыс. га

Потери в кг на га

Число обслед. колх.

Обсл. площ. в тыс. га

Потери в кг на га

Озимая рожь

1540

305,6

41,0

1415

298,1

17,0

58,0

» пшен

951

241,9

59,0

912

232,1

14,1

73,0

Яровая »

801

548,0

44,0

781

537,2

14,0

58,0

Ячмень

700

105,1

38,0

732

93,1

11,0

49,0

Овес

458

48,6

47,0

450

46,7

36,0

83,0

Естественно, что исчисленные нами общие размеры потерь полностью не могут быть отнесены к категории так называемых бесхозяйственных потерь. К этой категории может быть отнесена только та часть их, которая выходит за пределы технически неизбежных.

Если считать, что при современном уровне вооруженности нашего сельского хозяйства технически неизбежные потери не должны превышать, по расчетам Всесоюзного института механизации сельского хозяйства, 5—7%, то следует признать потери при уборке в 1934 г. совершенно недопустимыми для социалистического сельского хозяйства. Окрепшие в организационно-хозяйственном отношении колхозы и совхозы могут добиться полного устранения бесхозяйственных потерь. Это даст нашему народному хозяйству дополнительный эффект, без каких бы то ни было новых затрат, в 40 — 60 млн. ц зерна. Боевая задача всех организаций, работающих в области сельского хозяйства, и в частности низовых плановых органов — в ближайшую уборочную кампанию полностью устранить все недостатки, имевшие место в 1934 г. при проведении уборочной кампании.