§ 1. Различные определения государства.

§ 1. Различные определения государства¹*

Задача науки государственного права заключается в выяснении юридических начал, определяющих устройство государства. Но прежде, чем приступить к изучению государственного устройства, необходимо определить, что такое государство и чем оно отличается от других форм человеческого общения?

Все мы живем в государстве, на каждом шагу испытываем на себе его воздействие, подчиняемся его властвованию, пользуемся услугами его органов. Государство всем нам хорошо знакомо в его текущей деятельности, в его учреждениях, в его требованиях. Поэтому определение государства, казалось бы, не должно давать повода к спорам и разногласиям. На деле мы видим, однако, иное. Политическая литература дает множество разнообразных определений государства, и нет ни одного общепринятого. Причина этого разнообразия определений коренится, главным образом, в стремлении дать определение, могущее послужить основанием для дедуктивного построения всего учения о государстве. Поэтому, составляя определение; не довольствуются указанием отличительных признаков государственного общения, а стараются дать возможно полную характеристику его, предрешая при этом многие весьма спорные вопросы. Очень часто в определение вносят указания на органическую природу государства²*, на естественный ход его развития³*, на национальный его характер⁴*, на служение его определенным целям⁵*, на то, что государство есть личность⁶*. Между тем, по каждому из этих положений в литературе государственного права существуют большие разногласия.

Иногда в определении, вместо перечисления общих отличительных признаков действительно существующих государств, излагается, каким должно бы было быть идеальное государство по мнению данного мыслителя. Так, напр., Моль определяет государство, как “постоянный единый организм таких учреждений, которые, будут руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей, определенного на данной территории замкнутого народа и притом содействие всем сферам жизни человеческой, начиная от отдельной личности и оканчивая обществом”. Но нельзя, конечно, утверждать, чтобы все существовавшие и существующие государства преследовали только “дозволенные” цели и содействовали непременно всем сферам человеческой жизни. Еще далее идет в этом отношении Велькер, определяющий государство, как “суверенный, морально-личный, живой, свободный общественный союз народа, который по общему конституционному закону свободно-конституционной организации народа под руководительством конституционного самостоятельного правительства, стремится к правовой свободе и в ее пределах к назначению и счастью всех своих членов”. Если принять это определение, все государства, не имеющие конституционного устройства, пришлось бы признать не государствами.

Итак, первою причиной существующего разнообразия. определений государства следует признать неправильный прием определения, превращающий определение государства в суждение о нем. К этому надо присоединить еще и то, что до начала настоящего столетия государство отождествляли с обществом. Государство считалось единственной формой человеческого общежития. Определяя государство, не считали поэтому нужным указывать признаки, отличающие государство от других форм общения, а имели в виду наметить лишь общие характерные черты всякого общества. Этим объясняется, почему в старых определениях: например, Цицерона⁷*, Гуго Гроция⁸*, Канта⁹* не упоминалось вовсе, как о признаке государства, о властвовании.

Если ограничиться при формулировке определения государства лишь тем, чтобы указать его общие отличительные признаки, не думая при этом предрешать основных вопросов политической теории, задача значительно упрощается. Цель и происхождение государства, его личная или органическая природа, его естественное или искусственное развитие — все это вопросы спорные и потому, если вносить в определение эта признаки, избегнуть разногласий невозможно. Но сравнивая новейшие определения, уже имеющие в виду отличить государство от иных форм общения, мы замечаем, что решительное большинство их сходится в одном: в признании одним из отличительных признаков государства принадлежности ему принудительного властвования¹⁰*. Многие же определения государства и сводятся к одному этому признаку¹¹*. Существенное свойство государственного порядка заключается в запрещении применения принуждения частными лицами, в монополизации принудительного властвования государством¹²*.

Чтобы оценить и выяснить значение такого определения, надо выяснить само понятие государственного властвования и государственной власти.

Примечания:

¹* Моль. Энциклопедия государственных наук, SS. 23,48‑64. Zacharia. Deutsches Staats- und Bundesrecht. 3 Ausgabe, I. 1886. S. 40. Gumplowicz. Allgemeines Staatrecht. 1897. SS. 33‑44.

²* Ggrotefend. Das deutsche Staatsrecht. S 1. Der Staat der modernen Civilisation ist die auf dem bestimmt abgegrenzten Theile der Erdoberfläche bestehende organische Gemeinschaft der Menschen, deren Zweck und Aufgabe die Darstellung und Sicherung derjenigen äusseren Zustände und Verhältnisse ist, durch welche die sittlich freiheitliche Entwickelung der auf diesem bestimmten Raume sesshaften Individuen bedingt wird.

³* Gumplowicz. Staatrecht. S. 16. Naturwüchsige Organisation der Herrschaft von Menschen über Menschen zum Wohle der Menschheit.

⁴* Bluntschli. Allgemeine Staatslehre, S.24. Der Staat ist die politisch-organisirte Volksperson eines bestimmten Landes.

⁵* Hegel. Grundlinien der Philosophie des Rechts, S. 314. Der Staat ist die Wirklichkeit der konkreten Freiheit. Kirchenheim. Staatsrecht, S. 9. Der Staat ist die Organisation eines sesshaften Volkes zu einem willens- und handlungsfähigen Gemeinwesen mit sittlich vernünftigen Gemeinzwecken.

⁶* Puffendorf. Jus naturae, VII, §14. Civitas est persona moralis composite cujus voluntas ex plurium pactis implicita et unita pro voluntate civium habetur, ut singulorum viribus et facultatibus ad pacem et securitatem uti posit. L. Stein. Verwaltungslehre, I, S. 4. So ist der Staat die zur selbstbestimmten Persönlichkeit und damit zur äussen und inner Individualität erhobene Gemeinschaft.

⁷* Cicero. Somn. Scip. C. 2. Concilia coetusque hominum jure sociati, quae civitates appellantur.

⁸* Hugo Grotius. De jure belli ac pacis, I, c. 1, § 14. Civitas est coetus perfectus liberorum hominum juris fruendi et communis utilitatis causa sociatus.

⁹* Kant. Metaphisische Anfangsgründe der Rechtslehre, § 45. Ein Staat (civitas) ist die Vereinigung einer Menge von Menschen unter Rechtsgesetzen.

¹⁰* Stahl. Die Philosophie des Recht, III, S. 133. Der Staat ist der Verband eines Volkes unter einer Obrigkeit zu Schutz und Pflege aller leiblichen und geistigen Güter, insbesondere zur Handhabung des Rechts und der Gerechtigkeit. Ahrens. Naturrecht. II, S. 263. Der Staat ist in dem allgemeinen Gesellschaftsorganismus derjenige besondere Organismus, welcher durch das Band des Rechts und vom Mittelpunkt einer centralen Macht aus alle gesellschaftlichen Kreise zu einer rechtlichen Einheit und Ordnung verknüpft. Schulze. Einleitung in das deutsche Staatsrecht, S. 121. Der Staat ist die Vereinigung eines sesshaften Volkes zu einem Gemeinwesen, unter einer höchsten Gewalt und einer bestimmten Verfassung, zur Verwirklichung aller Gemeinzwecke des Volkslebens, vor allem zur Herstellung der Rechtsordnung. Кто опускает в определении государства признак власти, делает это большею частью потому, что считает принадлежность государству власти уже и так подразумеваемой, как это, например, pfl. Grundsätze des gemeinen deutschen Staatsrechts I. S. 1.

¹¹* Ihering. Zweck im Recht, I. S. 308. Der Staat ist die Gesellschaft als Inhaberin der geregelten und disciplinirten Zwangsgewalt, S. 307. Die sociale Organisation der Zwangsgewalt. Larsson. System der Rechtsphilosophie, S. 283. Einen Staat nennt man diejenige menschliche Gemeinschaft, welche eine organisirte höchste Gewalt besitzt, als die oberste Quelle alles Zwanges Jellinek. Gesetz und Verordnung, S. 190. Der Staat ist die von einem machtvollen Willen getragene herrschaftliche Organisation eines sesshaften Volkes. Gumplowicz. Sociologie. S, 116. Der Staat ist eine Organisation der Herrschaft einer Minorität über Majorität. Garies. Encyclopädie. S. 122. Wir sehen im Staate das herrschende Gemeinwesen. Schäffle. Bau und Leben, IV, S, 216. Der Staat ist seinem Begriffe nach Organ der Integration des Gemeinwesens zur Willens- und Machteincheit. Bornhak. Preussisches Staatrecht, I, S. 63. Der Staat ist die von jeder irdischen Macht unabhängige Herrschaft über Land und Leute. Seidel. Bayerisches Staatsrecht, I, S. 352. Der Staat ist die unter einem höchsten Willen, dem des Herrschers, vereinigte Gesammtheit der Menschen eines Landes. Из этого сопоставления видно, что такие определения стали преобладающими. Но первый пример подобного определения мы находим еще в XVI веке у Bodin. De la république, I, p. 1. Republique est un droit government de plusieurs ménages et de ce qui leur est commun avec puissance souveraine. Республикой Боден называет вообще всякое государство.

¹²* Ihering. Zweck im Recht, I, S. 318. Das Zwangsrecht bildet das absolute Monopol des Staates.