Шифротелеграмма генерального секретаря ЦК КП(б) У С.В.Косиора И.В.Сталину о положении с заготовкой семян 15 марта 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.03.15
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр.21-22. М.: МФД, 2011. — 560 с. — (Россия. XX век. Документы).
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 80. Л. 61—61об. Подлинник.

 

Строго секретно

Вторая пятидневка марта по сбору семян не дала серьезных сдвигов. Собрано 5 млн ц, что к установленному заданию составляет 55,2 %. Если считать фонды по фактическому состоянию коллективизации (вместо намечавшихся 84 % — 74 %, что имеется фактически на сегодняшний день), то собранные фонды составляют 65 % потребности.

Почти из всех областей сообщают, что, как правило, районы, имеющие свыше 75 % посевных материалов, стараются уменьшить свои действительные фонды, чтобы избегнуть обязанности поддержать другие. Самый тщательный анализ положения говорит о том, что зерно в колхозах, безусловно, есть. Подтверждением этого является такой факт, что положение в деле сбора семян, пожалуй, хуже всего в районах с наиболее благоприятным урожаем: Харьковской, Днепропетровской областях.

В колхозных амбарах хлеба нет, все распределено легально и нелегально колхозникам. Под влиянием нажима на хлебозаготовки и допущенных местами перегибов, а также под влиянием кулацкой агитации, что будто бы заберется весь хлеб, колхозник и индивидуальник весь хлеб припрятали. Очевидно, надо во что бы то ни стало разрядить создавшуюся в связи с последним периодом хлебозаготовок атмосферу. Во многих местах среди колхозников идут разговоры, что государство все равно не оставит поля незасеянными и даст семена, поэтому беспокоиться нечего.

В связи с этим просим разрешения провести следующие меры:

1) Объявить выполнение хлебозаготовительного плана по колхозам законченным. Все дальнейшие заготовки вести в порядке кампании добровольной продажи колхозниками имеющихся у них хлебных излишков. Все последнее время фактически мы заготовляли только то, что давал колхозник.

2)    Все недостающее до посевных фондов зерно взять у колхозников из полученного ими хлеба в качестве займа, подлежащего обязательному покрытию из нового урожая. Эти два предложения необходимы для того, чтобы колхозник знал, что фактическое распределение хлеба, несмотря на его неправильности, утайку и растаскивание, мы больше оспаривать не будем и требовать возврата от колхозников неправильно взятой части хлеба, несмотря на невыполнение колхозом плана, также не станем.

3)    Кроме того, необходимо объявить от имени союзных органов о порядке хлебозаготовок из будущего урожая, исходя из того, чем больше урожая добьется колхоз и колхозник, тем больший фонд должен быть выделен и распределен на личное потребление. Чем больше трудодней у колхозника, тем больший натуральный фонд потребления должен быть обеспечен для его семьи в установленные сроки, учитывая необходимость создания у колхозника и в колхозах также некоторых запасов.

Этим последним предложением необходимо устранить последствие и предотвратить на будущее время ту вреднейшую уравниловку, которая была допущена в этом году [в] практике хлебозаготовок, когда исправный, хорошо работавший колхоз получил несколько добавок к первоначальному плану, когда в хороших, добросовестных колхозах значительная часть хдеба, предназначавшаяся на личное потребление, была изъята по хлебозаготовкам, а те, кто работал плохо, кто утаивал, отделался выполнением только 50—69 % плана, и фонды личного потребления в таких колхозах были выше добросовестных колхозов. Эта практика подрывает стимул для хорошей работы как колхоза в целом, так и отдельного колхозника.

Опубликовать первые 2 пункта нужно на протяжении 2—3 дней.

Косиор