Протокол допроса посланника Э. Цехлина 2 августа 1945 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.08.02
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 490-492
Архив: 
ЦА ФСБ России. Н-18500. JT. 10—13. Подлинник. Машинопись. Автограф.

 

2 августа 1945 г.

Москва

Протокол допроса

Цехлина Эриха, 1883 г[ода] р[ождения], уроженца гор. Шифельбайн (Померания), немца, из семьи служащего, с высшим образованием, не судимого, женатого, с 1941 г. по сентябрь 1944 года являвшегося 2-м посланником в гор. Хельсинки (Финляндия).

Вопрос. С какого времени и в качестве кого вы работали в Министерстве иностранных дел Германии до назначения вас на должность генерального консула в г. Ленинград?

Ответ: В Министерстве иностранных дел Германии я работал с 1919 года, вначале референтом, а затем руководителем секции по польским вопросам. Эту должность я занимал до 1928 года, т.е. вплоть до назначения меня генеральным консулом в г. Ленинград.

Вопрос. Почему именно вас, специалиста по польским вопросам, назначили генконсулом в Ленинград?

Ответ: Какими соображениями было вызвано мое назначение на эту должность, мне неизвестно.

Вопрос. Чем вы занимались до поступления на службу в Министерство иностранных дел?

Ответ: По окончании университета я с 1907 г. по 1910 г. работал аспирантом Государственного секретного архива в гор. Берлин, затем работал 4 года аспирантом и ассистентом Государственного архива в гор. Познань. С 1916 года до поступления на службу в Министерство иностранных дел был референтом по польскому вопросу при военном управлении по оккупации Прибалтики.

Вопрос. Какие задачи были поставлены перед вами при назначении вас на должность генконсула в Ленинград?

Ответ: Задачи и соответственная затем деятельность консульства в Ленинграде состояли в основном из следующего: защита интересов германских подданных, выдача виз на въезд в Германию, налаживание и развитие культурных связей с Германией и информация Министерства иностранных дел о состоянии промышленности и сельского хозяйства Ленинграда и Ленинградской области.

Вопрос: Какими источниками информации пользовалось консульство для получения интересующей вас информации?

Ответ: Сводки с информацией, отсылаемые в Министерство иностранных дел, составлялись по материалам прессы и личным наблюдениям. Другими источниками информации консульство не пользовалось.

Вопрос: Кто из сотрудников консульства занимался сбором секретной информации?

Ответ: Сбором секретной информации кто-либо из сотрудников возглавляемого мною консульства не занимался. Во всяком случае, мне это не было известно.

Вопрос: До какого времени вы являлись генеральным консулом в Ленинграде и куда вы затем были переведены?

Ответ: В Ленинграде я оставался до 1933 года, затем получил назначение в качестве консула в гор. Каунас.

Вопрос: Сколько лет вы работали посланником в Литве?

Ответ: Посланником в Литве я был до момента, когда Литва вошла в состав Советского Союза, а затем в 1941 году был назначен в германское посольство в Финляндию на должность второго посланника.

Вопрос: Какие задачи перед вами поставлены при назначении в Литву?

Ответ: Задачи передо мной были поставлены те же, что и при назначении меня генконсулом в Ленинград, т.е. обычные задачи любого посольства.

Вопрос: К периоду вашей дипломатической работы в Литве относится приход к власти фашистов в Германии. Какие в связи с этим новые задачи были поставлены перед вами?

Ответ: Никаких изменений в дипломатической деятельности посольства не произошло.

Вопрос: Вы получали впоследствии специальные задания по линии НСДАП, бюро Риббентропа или других организаций?

Ответ: Нет, никаких других заданий, кроме указанных мною выше, посольство не выполняло.

Вопрос. Какую и по заданию кого посольство вело работу среди немцев, проживающих в Литве?

Ответ: Посольство в Литве заданий на проведение какой-либо работы среди немцев не имело и не проводило.

Вопрос. Ваш ответ не соответствует действительности. Подрывная работа фашистов в Прибалтике общеизвестна, но вы не желаете дать правдивые показания?

Ответ: Я не отрицаю, что такая работа проводилась, но утверждаю, что посольство этим не занималось. С лицами, занимавшимися фашистской пропагандой, я не знаком.

Вопрос. Какие функции вы выполняли, будучи вторым посланником в гор. Хельсинки?

Ответ: Будучи вторым посланником в гор. Хельсинки, я вел наблюдение за работой: консульского культурно-политического и паспортного отделений.

Вопрос. Какие меры вами предпринимались в целях удержания Финляндии в состоянии военных действий против Советского Союза?

Ответ: Никаких мер в этом отношении лично мной не предпринималось, и заданий на этот счет я не имел.

Вопрос: Вы не хотите говорить правду. Следствию известно, что такого рода задания германское посольство в Финляндии имело и всячески старалось его выполнить. Вы будете об этом показывать?

Ответ: Кроме меня, в Финляндии, в гор. Хельсинки, имелся первый посланник — Блюхер, который имел более тесное общение как с Министерством иностранных дел в Финляндии, так и с правительственными кругами Финляндии, а поэтому такого рода вопросы находились непосредственно в его компетенции. Я же абсолютно никакого отношения к этому не имел.

Протокол с моих слов записан верно и мне прочитан на понятном мне немецком языке

ЦЕХЛИН

Допросил: сотрудник 2 отдела ГУКР «Смерш» майор ЛАВРЕНТЬЕВ