Протокол допроса Г. Мората 23 августа 1945 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.08.23
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 377-378
Архив: 
ЦА ФСБ России. П-5383. Л. 25—27. Подлинник. Рукопись. Автограф.

 

23 августа 1945 г.

Берлин

Я, ст[арший] следователь Берлинского оперсектора НКВД СССР капитан Королев, через переводчика Демидову допросил обвиняемого Морат Ганса, 1879 года рождения.

Вопрос. Интересовалось ли Министерство иностранных дел у своих консулов взаимоотношением иностранных государств к Советскому Союзу?

Ответ: По вопросу, в какой степени интересовалось Министерство иностранных дел отношением других государств к Советскому Союзу, мне не известно. С 1938 года по 1940 год я работал в Экономическом отделе Министерства иностранных дел и руководил рефератом; в обслуживание мое входили: Венгрия, Чехословакия, Болгария, Югославия и Греция.

Вопрос. Какими конкретно вопросами экономического порядка занимался ваш реферат?

Ответ: В тот период времени, т.е. с 1938 по 1940 года, когда я был руководителем реферата по перечисленным выше государствам, политика германского правительства была на сближение экономических связей путем заключения с ними торговых договоров и соглашений.

С 1940 года по 1944 год я работал в этом же отделе, только обслуживал Южную Америку, в мое подчинение входило 16 отдельных государств: Аргентина, Уругвай, Бразилия, Венесуэла, Чили, Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Парагвай, Панама, Гондурас, Никарагуа, <нрзб> и Коста-Рика.

Работа по перечисленным выше государствам Южной Америки моего реферата была аналогичной, — заключение торговых договоров на вывоз продукции из данных государств. Особенный упор делался на вывоз промышленного сырья, руды и цветные металлы.

Положение резко изменилось с началом войны Германии с Советским Союзом, и особенно в странах, подвергшихся оккупации со стороны немецких войск. Торговые соглашения тогда уже не заключались, действовали приказным порядком, и вывоз сырья, а также продуктов питания из оккупированных стран повысился. Ввоза в оккупированные районы из Германии не было, не считаясь с населением данных стран, в результате чего население голодало. В качестве примера приведу Грецию.

Для обеспечения населения Греции ежедневно ввозилось зерновой продукции 36 тыс. тонн. С началом войны этого ввоза Греция ниоткуда не получала, кроме этого, хозяйство Греции сильно пострадало от военных действий. Германия тоже ничего не давала, в результате греческий народ терпел голод.

Германия из Греции стала вывозить хромовую руду. Такое же положение было и в других оккупированных странах, но о более конкретных фактах вывоза продуктов питания и сырья из других стран мне неизвестно. Мне, например, известны некоторые политические комбинации Министерства иностранных дел Германии и, в частности, Риббентропа.

Вопрос. Приведите конкретные факты политических комбинаций министра иностранных дел Германии Риббентропа?

Ответ: По Версальскому договору пользоваться Данцигским коридором Германия была лишена. В 1939 году Германия захотела вернуть Польский коридор себе, но поставила вопрос перед Польшей не о захвате всего коридора с Данцигом, а только о пользовании железной дорогой.

Узнав об этом, английское и французское правительство прислали к Риббентропу своих представителей с тем, чтобы заручиться документом, в котором бы говорилось о занятии Германией только железной дороги, проходившей по коридору. Риббентроп такого документа не дал, сказав им свое мнение о занятии железной дороги, а впоследствии объявили войну Польше.

Примерно в это же время у Розенберга возникла мысль — идея отторгнуть от Советского Союза Украину. Но считали, что Советский Союз Украину не отдаст без войны, поэтому с конца 1940 года — 1941 год стали проводить парады войск, стягивать войска к восточным границам. Среди населения Германии проводилась пропаганда о том, что, якобы, Советский Союз готовится к войне против Германии.

За несколько времени до нападения Германии на Советский Союз посол Германии в Москве граф Шуленбург из каких-то источников узнал, что Германия намерена напасть на Россию, прилетел в Берлин, имел с Гитлером беседу, предупреждая его, чтобы он не делал нападения на Россию. Гитлер Шуленбургу ответил: «Вопрос решен, Германия будет воевать с Россией», — и через некоторый период времени действительно Германия напала на Советский Союз.

Должен сказать, что таким быстрым изменениям в политике германского правительства к Советскому Союзу после заключенного договора о ненападении населением Германии было воспринято с непониманием.

Вопрос: В чем выражалась ваша взаимосвязь в работе с Зюринг Отто?

Ответ: С Зюрингом Отто никакой связи в работе не было, мы с ним работали в разных отделах с разными направлениями. Зюринга я знаю только как работника Министерства иностранных дел.

Протокол с моих слов записан верно и мне через переводчика прочитан, в чем и расписываюсь.

МОРАТ

Допрос перевела: К. ДЕМИДОВА

Допросил: ст[арший] следователь Берлинского оперсектора НКВД СССР капитан КОРОЛЕВ