Глава IV. Предположение о развитии промышленности в Центральном районе.

Глава IV. Предположение о развитии промышленности в Центральном районе

При разработке проекта электрификации Центрального района предположено исчислить мощность районных станций применительно к тому состоянию промышленности, которое можно ожидать через 10 лет после восстановления восходящего хода промышленной жизни, нарушенного мировой войной и революцией. За исходный пункт при этом принято то состояние промышленности, которое имело место в 1916 г.

Далее предположено, что в последующий период рост промышленности остановился и что развитие начнется с 1920 г., как раз с того состояния, которое имело место в 1916 г. При этом, однако, учитывалось уменьшение оборудования в тех случаях, когда имелись точные данные о разрушении промышленного инвентаря.

Суждение о размерах роста промышленности, которого мы должны ожидать, должно опираться на следующие соображения: в своем росте промышленность каждой страны стремится, во-первых, к удовлетворению спроса и потребности внутреннего рынка, а затем к удовлетворению рынков внешних; в условиях капиталистического производства и распределения продукта примешивается еще коммерческий интерес, но при наличных в России формах государственного производства совершенно ясно, что первой заботой государства будет удовлетворение потребностей собственного населения, и в этом отношении в силу крайне недостаточного душевого потребления всех продуктов в России никакой темп роста промышленности не будет слишком велик.

Но если для роста промышленности нет границ в смысле достижения избыточности производимых продуктов, пределом возможного роста является техническая возможность расширения оборудования, возможность соответственно увеличивать кадры рабочих и снабжение сырьем.

Наибольшие затруднения здесь приходится предвидеть именно в технической возможности расширения оборудования и в снабжении сырьем, и в этом отношении России, по видимому, придется в значительной степени рассчитывать только на свои средства, так как ввоз из соседних промышленных стран как предметов оборудования, так и сырья, вероятно, будет затруднен в силу общего в Европе расстройства промышленной жизни и общего понижения экономического благосостояния, для восстановления которых потребуются и долгие годы и усиленная работа каждой страны на внутренний рынок.

Анализируя каждый отдельный случай и имея в виду, что развитие промышленности в последние годы перед войной происходило в гораздо более внешне благоприятной конъюнктуре, при решении вопроса о возможном росте того или другого рода промышленности принимались во внимание не только общие соображения, но и действительно наблюдавшийся и, следовательно, возможный рост промышленности.

Текстильная промышленность

Рост текстильной промышленности в Центральном районе в период с 1900 до 1916 г. характеризуется приведенными в табл. 1 цифрами количества установленных лошадиных сил в этой отрасли промышленности за указанные годы.

Количество лошадиных сил (в тыс.), установленных в текстильной промышленности *
Таблица 1
1900 г.
1908 г.
1916 г.
Предполагаемая мощность установки через 10 лет
204
313,6
446,3
513,3

Из этой таблицы видно, как интенсивно шло развитие текстильной промышленности до 1917 г.; с 1917 же года вследствие различных обстоятельств, главным образом недостатка топлива и сырья, развитие хлопчатобумажной промышленности не только прекратилось, но даже вследствие бывших пожаров, износа станков, замораживания прядильных и ткацких фабрик число станков в этой отрасли заметно сократилось. Сокращение это по отношению к 1916 г. можно оценить около 20‑25%. Поэтому к моменту начала нормального развития хлопчатобумажной промышленности придется иметь дело с оборудованием меньшим, чем это было в 1916 г.; это уменьшение по сравнению с 1916 г. принимаем равным 21,5%, т. е. фактическая мощность к этому моменту определяется в 350 тыс. л. с.

При разрешении вопроса о возможном развитии текстильной промышленности в Центральном районе в рассматриваемый десятилетний период мы исходили из следующих соображений:

1) Россия сама по себе представляет громадный рынок для сбыта продуктов текстильного производства; страна обладает в достаточной мере сырьем — туркестанского хлопка при надлежащих мероприятиях должно с избытком хватить для всей промышленности России, лен не только покрывает все потребности России, но в еще большей мере вывозится за границу, имеется в достаточном количестве и грубая шерсть.

2) Отложение окраинных государств на западе, вызвав отпадение лодзинской хлопчатобумажной промышленности (вигониевой) и латвийской и литовской льняной промышленности, заставит русскую текстильную промышленность развить эти отрасли в Центральном районе, где это развитие наметилось уже во время войны.

3) Большинство текстильных предприятий обеспечено местным топливом и энергией, даже крупнейший центр текстильной промышленности — Иваново-Вознесенск — может быть обеспечен торфом с многочисленных соседних болот и энергией с районной станции на местном топливе.

4) Перенесение текстильной промышленности из Центрального в другие районы осложняется ввиду чрезвычайной трудности создания квалифицированного персонала и технических навыков на новом месте.

Все вышеизложенное дает полное основание утверждать, что развитие текстильной промышленности в Центральном районе при наличии имеющегося оборудования и при уверенности, что механические заводы в России и отчасти ввоз предметов оборудования из-за границы удовлетворят потребность в оборудовании, пойдет по крайней мере тем же темпом, как это имело место в довоенный период. Поэтому при определении мощности установленных в Центральном районе силовых двигателей, которую можно ожидать через 10 лет после восстановления нормального темпа развития на фабриках и заводах, мы берем фактически имеющуюся в данное время мощность, определенную, как указано выше, в 350 тыс. л. с., и, повышая ее в соответствии с наблюдавшимся ростом этой отрасли промышленности в период 1908‑1916 гг., получаем мощность установки к концу рассматриваемого периода в 513,2 тыс. л. с., т. е. на 37% выше фактической мощности установки данного времени и на 15% выше мощности 1916 г.

Более подробные соображения о развитии текстильной промышленности изложены в особом докладе.

Металлическая промышленность

В довоенный период металлообрабатывающая и металлодобывающая промышленность неуклонно росла. В первые годы войны — 1914‑1916 —наблюдался особенно усиленный рост этой отрасли промышленности, выразившийся как постройкой новых заводов, так и расширением и приспособлением многих из существующих заводов для военных целей.

При выяснении перспектив развития рассматриваемой отрасли промышленности на ближайший период были приняты во внимание следующие соображения:

1) Месторождения железных руд Центрального района по своему расположению частью совпадают в пределах Тульской, Калужской и Рязанской губерний с распространением каменных углей или находятся в недалеком соседстве с ними, а частью расположены в районах, богатых древесно-торфяным топливом, что дает возможность металлургическим заводам Центрального района, расположенным преимущественно на рудных месторождениях, пользоваться для выплавки чугуна в юго-западной части района каменноугольным коксом, а в восточной — преимущественно древесноугольным и торфяным топливом.

2) Месторождения железных руд в области развития существующей металлургической промышленности по последним работам для разведанных площадей от Нижегородской до Калужской губерний включительно определяются в десятках миллиардов пудов, хотя разведками затронуты только незначительные площади.

3) Предполагаемая электрификация района, предоставляя широкую возможность механизации как добычи, так и вспомогательных при руде процессов по транспорту, окажет значительное влияние на развитие железорудной промышленности.

4) Современные заводы, обладая производительной способностью до 30 млн. пуд., при широком использовании лома, стружки и т. п., без постройки новых заводов, а лишь с переустройством существующих могут повысить эту производительность до 50 млн. пуд.

5) Анализ металлического рынка в России указывает на крайний недостаток металла и на все возрастающую потребность в нем, вызываемую восстановлением транспорта и необходимостью удовлетворения машинами-орудиями различных отраслей промышленности как взамен сработавшегося и попорченного оборудования, так и в связи с ожидаемым ростом промышленности вообще, а также и для снабжения различными орудиями и машинами сельского хозяйства.

6) Металлообрабатывающая промышленность в Центральном районе, являющемся средоточием наиболее важных отраслей промышленности, должна будет развиться в целях внутреннего снабжения района. Так как главная задача этой отрасли промышленности в Центральном районе будет заключаться в производстве сложных машин (станки, двигатели, сельскохозяйственные машины, паровозы и т. п.), в области металлической промышленности должно усиленно развиваться производство тонких сортов металла и всякого рода изделий из них, как катаных, так и тянутых, сшивных, литых, точеных и т. д.

Учитывая все изложенное выше, приходится сказать, что самый ход жизни заставит страну приложить все усилия к развитию своей металлодобывающей и металлообрабатывающей промышленности; поэтому нет никаких оснований предполагать, что развитие металлической промышленности в Центральном районе пойдет более медленным темпом, чем это наблюдалось в довоенный период 1900‑1908 гг., причем исходным пунктом при соображении о дальнейшем развитии надо принимать оборудование, имевшееся в 1916 г., так как не подлежит сомнению, что оборудование, приспособленное в 1914‑1916 гг. для военных целей, будет использовано для обработки металлов.

В помещенной дальше табл. 2 приведены цифры количества установленных в металлической промышленности лошадиных сил в предшествующие годы и предполагаемая мощность установки через 10 лет; эта последняя цифра определена нами в 153,4 тыс. л. с., т. е. на 30% выше мощности 1916 г. Указанный процент роста металлической промышленности взят нами как наиболее вероятный по той причине, что хотя в 1900‑1908 гг. рост металлической промышленности выразился в 43%, но незначительность абсолютных цифр мощности установок этого периода и то обстоятельство, что при определении роста промышленности исходили из цифры 1916 г., т. е. из мощности, включающей в себя увеличение оборудования, вызванное войной, заставляют остановиться на 30%.

Деревообделочная промышленность

В период войны деревообделочная промышленность совершенно замерла, что находилось в связи с сокращением строительных работ, с сокращением производства вагоностроительных заводов и с необходимостью усилить разработку дерева для топливных целей. Надо ожидать, что с восстановлением транспорта и с развитием строительства деревообделочная промышленность будет интенсивно развиваться, и с достаточной надежностью можно принять, что темп развития деревообделочной промышленности в Центральном районе будет по крайней мере таким, каким он был в довоенный период.

Приведенные в соответствующей рубрике табл. 2 цифры показывают мощности установок в деревообделочной промышленности в предшествующие годы и через 10 лет; этой последней цифрой, определенной по темпу развития 1900‑1908 гг., рост промышленности по сравнению с установкой 1916 г. определен в 200%.

Остальные отрасли промышленности

Для остальных отраслей промышленности, которые характеризуются приведенными в табл. 2 цифрами, принято, что рост их в ближайший период будет не меньше, чем это наблюдалось до 1916 г., причем для химической промышленности, кроме того, предположено, что половину прироста составят электрохимические заводы.

Таблица 2
Род промышленности
Количество установленных л. с. (в тыс.)
Предполагаемая мощность установки через 10 лет в тыс. л. с.
% роста по сравнению с 1916 г.
1900 г.
1908 г.
1916 г.
Металлическая (металлодобывающая и металлообрабатывающая)
29,4
42,3
118
153,4
30
Деревообделочная
7,181
11,127
4,8
14,4
200
Обработка минеральных веществ
7,370
7,470
29,3
56,0
90
Обработка пищевых продуктов
25 (без облож. акцизом)
43,03
81,04
130,0
61
Обработка животных продуктов
1,606
2,910
4,437
6,3
43
Химическая
2,540
6,747
17,02
29,5
73

Коэффициенты, характеризующие рост числа лошадиных сил, установленных в различных отраслях промышленности, по сравнению с данными, относящимися к 1916 г., сопоставляем в помещенной ниже табл. 3.

Таблица 3
Отрасли промышленности
Коэффициент, характеризующий развитие отрасли
за рассматриваемый 10‑летний период
1.
Текстильная промышленность
1,15
2.
Металлическая
1,30
3.
Деревообделочная
3,00
4.
Обработка минеральных веществ
1,90
5.
Обработка пищевых продуктов
1,61
6.
Бумажная и полиграфическая промышленность
1,54
7.
Обработка животных продуктов
1,43
8.
Химическая промышленность
1,73
9.
Разная
1,50

Распределение промышленности по району

Раньше чем закончить главу, необходимо указать места района, в которых в будущем будут сосредоточиваться различные отрасли промышленности.

Центром текстильной промышленности останутся Иваново-Вознесенский и Кинешемско-Вичугский районы, в которых и в настоящее время сосредоточена большая часть хлопчатобумажной промышленности. Наблюдавшееся в последнее время тяготение этой отрасли промышленности к берегу Волги будет иметь место и в будущем, особенно в связи с прокладкой по берегу высоковольтной воздушной линии.

Для развития вигониевого производства (дешевые ткани) намечается Ковровский район, где это производство начало развиваться уже во время войны.

Шерстеобрабатывающая промышленность будет развиваться в Тамбовско-Симбирском районе, где наиболее вероятно возникновение новых фабрик для выделки грубых сукон и прядильных фабрик для камвольной пряжи (взамен Польши).

Для прядильно-ткацкой льняной промышленности в будущем будут играть большую роль районы: Ярославско-Костромской по берегу Волги и Вязниковско-Муромский по берегам Оки и Клязьмы и, наконец, для первичной обработки льна уже в настоящее время вполне определенно наметился в качестве центрального пункта г. Ржев.

Металлургическая промышленность будет развиваться возле залежей железных руд. Такие пункты намечаются в районе Тулы, Липецка, в Кулебакско-Выксунском районе и в районе Брянска.

Крупное машиностроение будет развиваться по берегу реки Оки как за счет усиления существующих заводов Сормовского, Коломенского, Кулебакского, так, быть может, и за счет создания новых машиностроительных заводов. Брянский завод, неудачно расположенный в смысле транспорта, едва ли будет играть большую роль. Среднее и мелкое машиностроение, особенно сложные отрасли металлообрабатывающей промышленности, в частности электротехническая промышленность, будут группироваться как в районе главного административного центра — Москве, где сосредоточивается наибольшее количество технического персонала и технических навыков, необходимых для этих отраслей производств, так и около второго крупнейшего центра — Н.‑Новгорода, роль которого благодаря исключительно благоприятной ситуации (слияние Волги и Оки, узел нескольких железных дорог) в дальнейшем будет все возрастать.

Там же в углу, между Волгой и Окой, предполагается развитие основной химической промышленности. Кроме того, основная химическая промышленность, по всей вероятности, будет развиваться в Подмосковном каменноугольном районе, где имеются залежи колчедана и топливо. Возле Н.-Новгорода, вероятно разовьются новые отрасли химической промышленности, основывающейся на всемерном использовании торфяных залежей. Вообще химическая промышленность, требующая хорошего транспорта, будет располагаться по берегам рек Волги и Оки.

Цементная промышленность будет развиваться главным образом в Подмосковном угольном районе и в соседстве с этим районом по берегу реки Оки.

Кирпичные заводы ввиду трудности транспорта этого тяжелого и дешевого материала будут разбросаны по всему району.

Обзор географического распределения будущей промышленности необходимо дополнить указанием относительно распределения кустарной промышленности, которая кроме существующих уже районов — Павлово-Богородского — будет группироваться главным образом возле промышленных центров, где будут иметься потребная для этой цели электрическая энергия, подсобные мастерские и где этой промышленности легче получить необходимые материалы, инструменты и сбыт для своих изделий.