Предисловие

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Перед нами лежит внушительная пачка писем, полученных из дальних и близких уголков русской земли за последние пять-шесть лет, — более тысячи писем от людей самых разнообразных положений, занятий, сословий, классов, людей разного пола и возраста, разных ступеней образования. Эти письма — ответы на запросы, с которыми мы обращались к нашим заочным друзьям-читателям по разным поводам, стараясь, вместе с тем, посредством частной переписки, исследовать хоть в некоторых отношениях, русскую читающую публику, особенно в нашей глухой провинции, для того, чтобы, при помощи ее собственных указаний, нащупывать ее неотложнейшие нужды, а затем, опираясь на самый голос жизни, сообразовать с ними свою литературную работу. Каждый писатель, мало-мальски опытный, как известно, всегда имеет в запасе целый ряд тем, которые не могут не казаться ему и важными и желательными. Но, кроме этих тем, так сказать, писательских, есть еще темы жизни, темы, самою жизнью подсказанные, темы настоятельно требуемые но порывами писателя, и не его самоуслаждением, а нуждою читателя — его насущнейшими и неудовлетворенными потребностями.
 
Тема этой книжки, — одна из тех, которую сама жизнь подсказала нам. „Я должен, я хочу знать эту страну, в которой я живу, пишет нам один читатель. И знать не только тот глухой уголок, в который забросила меня судьба и где я родился и вырос, а теперь обывательствую нет, я хочу знать мою родную страну в ее целом, — знать, по крайней мере, самые существенные и характерные черты ее, и не по слухам, и не по газетным фразам, и не по партийным представлениям. Я хочу знать ее возможно точнее, и определеннее, главное же, такою, какова она действительно есть, а не такою, какою кажется под тем или иным углом зрения. Жизнь властно требует моего участия в ней. Должен же я хоть немножко разобраться во всей ее сутолоке и дать себе отчет в самых существенных явлениях ее. Я знаю, что кто-то и где-то там занимается действительно серьезным научным изучением и исследованием, жизни, дорожа при этом, прежде всего истиной, истиной и еще истиной. Знаю, что есть и что должны быть такие именно люди, есть и результаты трудов их. Но где же они?: И как добраться мне до этих их результатов и познакомиться с ними? Дайте же мне их, если вы живете среди книг и больше всего дорожите истиной”.
 
Другой читатель пишет очень выразительно. “Я ничего не знаю, ничего не понимаю, а жить и понимать все-таки хочу, потому что, больно уж тяжело сидеть в самой густой жиже здешней кромешной темноты. Надо в ней осмотреться бесстрастными глазами, — на чьей же стороне истина”.
 
Да, дорогие читатели, — вы правы, бесконечно правы. Для того, чтобы осмотреться, нужно, прежде всего, знать истины, истины не искаженной и не извращенной ни тенденциями, ни партийностью, ни интересами, ни предрассудками, ни традициями. Слава XX веку, — во всяком случае, для выяснения этой самой истины кое-что все-таки делается, и даже сделано, и если еще далеко не все, то, по крайней мере, в основных, существенных чертах, довольно таки много. Люди бесконечно преданные беспристрастной истинё, кропотливые, щепетильно честные работники науки, все-таки не миф, и, живя среди книг, действительно есть возможность свести с их трудами близкое знакомство извлечь оттуда именно те знания, в которых нуждается сама жизнь. Россия, русское общество, как единое целое, — тоже не миф, равно как и сословия и классы, из которых оно слагается, и Россию и русскую жизнь, в ее главных основных чертах, можно выразить, опираясь на возможно точные данные, цифрами, — такими цифрами, которые говорят сами за себя, которые выше всякой тенденциозности.
 
Это мы и попробуем сделать в этой книжке.
 
Что такое Россия? Россия — это, прежде всего русский народ и другие народы, живущие на территории современного русского государства, — иначе говоря — население нашей страны. Его-то мы прежде всего и постараемся характеризовать цифрами во всем его пестром разнообразии. Оставляя пока в стороне политическую, народнохозяйственную и духовную жизнь Российского государства, чтобы составить содержание другой нашей работы, мы обратим в этой книжке все наше внимание на сословно-классовый строй русского народа и попробуем выразить цифрами главнейшие сословия и классы, на которые в настоящее время население страны разделено. Позволяем себе думать, что собрать в одной небольшой книжке из многих солидных источников возможно точные данные, характеризующие нашу .родину с этой стороны, — дело далеко, не лишнее и, насколько нам известно, еще никем не сделанное. Правда, для освещения некоторых, даже довольно многих сторон русской жизни в ее сословно-классовой сложности, мы не имеем еще новёйших статистических данных и с их недостатком, которым так, грешит русская статистическая литература, нельзя не считаться. Но во всяком случае, мы, по мере наших сил, старались собрать в нашей книжке цифровые данные возможно новые, и не наша вина, если иногда, мы должны были, за неимением таковых, довольствоваться несколько устаревшим материалом. Но, ставя себе задачу — дать статистическую характеристику русского сословно-классового строя, мы этим самым отчасти уже устраняем упрек в том, что сведения, нами собранные в этой книжке, уже не отражают современной действительности, как сильно устаревшие. Да, за последние годы кое-что изменилось, но вряд ли можно сомневаться, что самая сущность сословно-классового строя все-таки остается прежней, и даже устаревшие цифры иной раз характеризуют ее очень ярко и определенно. Да, цифры, нами приводимые, могут быть иной раз заменены более новыми, но сам строй все-таки остается старым, даже очень старым.
 
В основу нашей работы мы кладем, прежде всего, данные официальной статистики, без которых не может обойтись, пока что, ни один научный исследователь, затем строго научные исследования, основанные на непосредственном изучении жизни. Этики двумя категориями источников мы и ограничимся, совершенно оставляя в стороне газетные и иные данные, в точности которых есть какие-либо основания сомневаться. При каждой цифре, нами приводимой, мы укажем, откуда именно она заимствована нами, так чтобы сам читатель, ею заинтересовавшейся, мог самолично познакомиться с ее первоисточником и найти там по интересному для него вопросу более подробные сведения. Из этих источников мы старались брать цифры возможно точные и научно-достоверные, принимая при этом в расчет не только качество той книги, которая снабдила нас этими цифрами, но и способы, методы их добывания из моря житейского. Список источников, которыми мы пользовалась, мы даем в приложении к этой книжке. Из него читатель увидит, сколько и каких источников нами использовано. В общем ходе нашей работы мы постоянно прибегали к сопоставлению и сравнению цифр, так как нередко случается, что цифры об одном и том же явлении сходятся в разных источниках. В соответствующих местах книги мы указываем и на эти несходства. Самый план книжки мы старались сделать возможно полнее, исключив из него лишь то, что пока не может не быть включено в него, в силу внешних условий. План этот; как мы надеемся, выяснится читателю из самого оглавления книжки. В этом плане мы идем от общего к частному. В основу мы кладем факты экономической жизни страны, так сказать, командующие всеми остальными. Попутно с изложением фактов мы в некоторых местах даем теоретические объяснения их, делая самые краткие экскурсии в область политической экономии, науки о финансах и права, — достаточное знакомство с которыми мы не имеем оснований предполагать в широком кругу читателей. В этих наших теоретических дополнениях мы опять-таки не желаем быть тенденциозными. Как известно, огромное большинство читателей считает цифровые, статистические данные чем-то очень скучным. В первой главе книжки мы даем понять о самой сути этих цифровых данных, стараемся, так сказать, облечь их в плоть и кровь, и, вместе с тем, познакомить читателя со способами добывания этих цифр из жизни. Знакомство с этой стороной дела, как мы надеемся, уже делает эти с виду сухие цифры и не столь сухими, и более привлекательными. Для большей наглядности мы снабжаем книгу целым рядом диаграмм и рисунков, столь помогающих пониманию самых основ социальных отношений¹*.
 
Диаграммы и рисунки тоже один из способов одевать сухие цифры в плоть и кровь. Впрочем, несмотря на все это, наша работа все-таки представляет из себя, главным образом, справочник, а не книгу для чтения. Ради удобства в наведении справок мы делим текст на параграфы.
 
В подборе статистического материала для этой книжки оказал весьма ценные услуги, благодаря своей опытности и разносторонним знаниям, А. А. Дивильковский, бывший земский статистик, которому и выражаем свою искреннюю благодарность.
 
В заключение считаем приятным долгом выразить нашу искреннюю признательность В. В. Битнеру, который, со своей всегдашней чуткостью и отзывчивостью, откликнулся на наше предложение об издании этой книжки и не остановился перед значительными материальными затратами, с этим сопряженными.
 
Н. Рубакин.
Suisse, Clarens (Швейцария, Кларан)
 __________
¹* В дополнение к этим нашим объяснениям см. книжку Льесса “Статистика” изд. “Вестником Знания” Ц. 50 коп.