§ 5. Раздел и выдел имущества колхозного двора

 

 

1. Под разделом крестьянского двора земельное законодательство подразумевает образование вместо одного двух или более самостоятельных земледельческих хозяйств. Раздел крестьянского двора предполагает прекращение прежнего двора и возникновение новых крестьянских дворов.

От раздела двора следует отличать выдел имущества из двора, когда выделяющиеся не создают нового самостоятельного крестьянского хозяйства (ст. 74 Земельного кодекса РСФСР).
Эти понятия раздела и выдела имущества крестьянского двора могут быть применены и к колхозному двору, но при этом нужно иметь в виду, что при разделе колхозного двора речь идет не об образовании самостоятельных земледельческих хозяйств, а об образовании новых колхозных дворов, ведущих подсобные хозяйства.

2. Порядок раздела крестьянских дворов регламентируется нормами республиканских земельных кодексов. В РСФСР этот порядок установлен Земельным кодексом 1922 года и изданной в его развитие совместной инструкцией НКЮ СССР и НКЗ РСФСР от 30 марта 1927 г. «О производстве семейно-имущественных разделов трудовых земледельческих хозяйств (дворов)». Установленный порядок разделов дворов был, главным образом, рассчитан на семейно-имущественные разделы дворов единоличных крестьянских хозяйств. Поэтому при применении этого порядка к колхозным дворам следует иметь в виду все действующее законодательство о колхозном дворе.

Право требовать раздела или выдела доли имущества имеют все совершеннолетние члены двора. Не имеют права требовать раздела двора и выдела доли имущества те члены семьи, которые в течение шести лет не участвовали своим трудом или средствами в ведении общего хозяйства двора, поскольку они считаются выбывшими и потерявшими связь с колхозными дворами. При разделе колхозного двора распределяется только то имущество, которое является совместной собственностью колхозного двора в целом. Имущество, составляющее личную собственность отдельных членов двора (одежда, обувь и т. п.), в раздел не включается. При распределении имущества необходимо учитывать обоюдные удобства и интересы делящихся. Допускается при разделе замена одних предметов другими, а также выплата деньгами или продуктами соразмерно причитающимся долям.

3. При производстве раздела представители сельского Совета составляют с участием всех наличных членов двора и приглашенных ими посторонних лиц опись всего общего имущества двора. Одновременно производится по взаимному соглашению участников раздела оценка имущества, подлежащего разделу. Если члены двора к соглашению не приходят, оценка устанавливается сообразно местным ценам сельским Советом при участии посторонних лиц. Если стороны не согласны с этой оценкой, вопрос разрешается народным судом. Как известно, заработок, полученный отдельными членами колхозного двора на трудодни в колхозе, составляет их личную собственность. Этим заработком колхозник может распоряжаться по собственному усмотрению.
Однако доходы, полученные колхозниками в колхозе на заработанные ими трудодни и внесенные ими в общее хозяйство двора, входят в состав имущества общего пользования колхозного двора и подлежат разделу на общих основаниях.

4. При разделе имущества колхозного двора определение долей его членов, участвующих в разделе имущества общего пользования, производится на основе равноправия всех членов двора независимо от их пола и возраста.

Однако этот основной принцип должен быть дополнен для взрослых трудоспособных членов двора так, что их доля в имуществе зависит также от степени участия их личным трудом или средствами в накоплении семейного имущества и в получении доходов двора. Это положение нашло свое подтверждение в судебной практике. Пленум Верховного суда СССР в постановлении от 29 июля 1943 г. указал: «При выделе имущества выбывающему из двора члену двора размер доли должен определяться судом в соответствии со степенью участия выделяющегося трудом или средствами в ведении хозяйства двора и в накоплении общего имущества, а также с учетом имущества, внесенного во двор при вступлении в него».

Необходимо указать, что степень участия трудом или средствами отдельных членов двора в создании его имущества дает основание судебным органам лишь для внесения поправок в размер их доли, определяемый по принципу равенства долей, а не для замены принципа равенства долей.

При разделе колхозного двора особо должны охраняться интересы женщин и детей, а также нетрудоспособных и престарелых членов семьи. Инструкция НКЗ и НКЮ РСФСР от 30 марта 1927 г. указывает, что «в тех случаях, когда совместная жизнь во дворе оказывается невозможной для лиц, не могущих вести сельского хозяйства по нетрудоспособности (престарелые, инвалиды), ни раздел двора, ни распределение имущества не производится, а таким нетрудоспособным предоставляется лишь обособленное жилье и обеспечивается за счет двора получение продуктов и денежных выдач в размерах, необходимых для прожития». Это преимущественное положение престарелых и инвалидов в части требования ими предоставления жилья и средств обеспечения не лишает их права требовать выдела им доли из имущества колхозного двора. Доли несовершеннолетних членов колхозного двора при разделе и выделе получают их родители или опекуны. В том случае, если раздел или выдел происходит в связи с разводом супругов, выдел доли детям не освобождает родителей от обязанности содержать их за счет своих личных средств по нормам семейно-брачного права. Вопрос о том, кому остаться в доме, должен решаться при этом исходя из интересов женщин и детей.

В том случае, если происходит не раздел двора, а выдел имущества отдельным членам двора, выделяющиеся, как правило, получают не имущество сельскохозяйственного значения, а свою долю исключительно из бытового имущества. При невозможности выделить долю за счет такого имущества выделяющийся получает компенсацию деньгами или продуктами, с рассрочкой выплаты на срок не свыше пяти лет.

5. Раздел и выдел имущества могут быть произведены как в добровольном, так и в судебном порядке. При добровольном разделе делящиеся должны представить в сельский Совет для регистрации раздельную запись. Если раздел произведен в соответствии с законом и не носит характера фиктивного раздела, сельский Совет регистрирует раздельную запись. В тех же случаях, когда между сторонами не достигнуто согласия при распределении имущества, спор о разделе двора разрешается в судебном порядке.

Контроль за правильным осуществлением разделов и выделов осуществляется органами власти на местах. Если колхозный двор произвел раздел имущества на законных основаниях, новые колхозные дворы регистрируются в похозяйственных списках сельского Совета.

Вопрос о наделении приусадебным участком вновь образовавшегося в результате раздела колхозного двора разрешается общим собранием колхоза, поскольку колхоз может наделять колхозные дворы приусадебными участками только за счет свободного приусадебного фонда. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» было отмечено, что разбазаривание и расхищение общественных земель колхозов в пользу личных хозяйств колхозников идут по линии всякого рода незаконных прирезок приусадебных участков сверх предусмотренных Уставом норм в порядке мнимых разделов семей, когда колхозный двор получает обманным путем на долю якобы выделяющихся членов семьи дополнительный участок приусадебной земли.

Борьба с мнимыми разделами колхозных дворов является важнейшей задачей органов прокуратуры и суда в деле охраны общественных земель колхозов от расхищения.