§ 5. Охрана общественных земель колхозов от расхищения
1. Осуществив пролетарскую национализацию земли, Великая Октябрьская социалистическая революция с первых же дней провозгласила принцип незыблемости государственной собственности на землю.
Охрана государственной собственности на землю, как и охрана всей общественной, социалистической собственности, составляет первейшую обязанность граждан Советской страны. «Каждый гражданин СССР, — говорит ст. 131 Сталинской Конституции,— обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа».
Подавляющая масса колхозников стоит на страже социалистической, общественной собственности, честно работает в соответствии с требованиями Примерного Устава сельскохозяйственной артели и дополняющих его законодательных актов. Но среди колхозников есть еще и отсталые, не освободившиеся от мелкособственнических пережитков прошлого и ставящие свои личные интересы выше интересов общественных. С этими пережитками Партия, Правительство и передовые колхозники ведут борьбу как мерами воспитания, так и мерами воздействия в тех случаях,когда они проявляются в формах, тормозящих дальнейшее развитие и укрепление социалистического сельского хозяйства.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от расхищения» от 27 мая 1939 г. вскрыты серьезные извращения политики Партии в области колхозного землепользования. Эти извращения выражались главным образом в незаконном расширении приусадебной земли сверх предусмотренных Уставом сельскохозяйственной артели норм за счет общественных земель колхозов. Такое расхищение общественных земель, как на это указывали ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем постановлении, привело к тому, что «интересы общественного хозяйства колхоза, основой которого является общественная колхозная земля, приносятся в угоду частно-собственническим и рваческим элементам, использующим колхоз в целях спекуляции и личной наживы».
Кроме того, отдельные недобросовестные колхозники учиняли мнимые разделы семей и в результате этого добивались получения дополнительных участков земли на долю якобы выделяющихся членов семьи. Установлены случаи, когда общественные земли колхозов просто захватывались колхозниками. Были и такие случаи, когда правления колхозов сдавали единоличникам общественные земли.
Значительное количество общественных земель было разбазарено и расхищено колхозниками и единоличниками в результате того, что общественные земли колхозов не учитывались и не были отграничены от приусадебных участков колхозников и единоличников. Общественные земли колхозов растаскивались также бывшими колхозниками, которые давно уже потеряли связь с колхозом, но продолжали пользоваться приусадебными участками в колхозе. В ряде колхозов приусадебные участки колхозников превращались на деле в частную собственность колхозного двора. Этими землями фактически распоряжались отдельные колхозники из числа рваческих элементов, а не колхоз. Они сдавали их в аренду или использовали так, как это им подсказывали их частнособственнические интересы.
В некоторых колхозах правления колхозов сдавали колхозникам, единоличникам и отдельным гражданам в виде аренды или испольщины сенокосы для уборки и заготовки кормов для их личного скота.
В целях решительного устранения и пресечения указанных случаев разбазаривания и расхищения общественных земель колхозов постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР установило, что общественные земли колхозов являются неприкосновенными и какое бы то ни было изъятие этих земель может быть произведено только по специальному постановлению Правительства СССР. Всякая попытка урезать общественные земли колхоза в пользу личного хозяйства колхозников, а равно всякое увеличение приусадебных участков сверх размеров, предусмотренных Уставом сельскохозяйственной артели, должно рассматриваться как уголовное преступление, а виновные в совершении этих действий должны привлекаться к уголовной ответственности.
Постановление устанавливает ответственность партийных и советских работников, колхозников и должностных лиц колхоза, допускающих разбазаривание общественных колхозных земель и увеличение приусадебных участков колхозников сверх установленных норм. Эти лица подлежат снятию с постов и отдаче под суд как нарушители закона. Колхозники, допускающие сдачу приусадебных участков в аренду или передачу их в пользование другим лицам, подлежат исключению из колхоза с лишением их приусадебных участков. Председатели колхозов, допускающие сдачу сенокосов в колхозных полях и лугах, а также в лесах под индивидуальные сенокосы колхозникам и лицам, не состоящим в колхозе, подлежат исключению из колхоза и отдаче под суд как нарушители закона.
Постановление предусматривает и ряд других мер, направленных на ликвидацию случаев разбазаривания и расхищения общественных земель колхозов. К этим мерам в основном относятся: обмер всех приусадебных участков колхозных и единоличных дворов и изъятие всех установленных излишков земли с прирезкой их К общественным землям колхозов; изъятие всех приусадебных участков колхозных дворов, расположенных в колхозных полях вне усадеб, с присоединением изъятых земель также к общественным землям колхозов; ликвидация хуторских приусадебных участков земли, расположенных в общественных полях колхозов, с сселением находившихся на них колхозников к одному месту и наделением их новыми приусадебными участками в соответствии с нормами, установленными Уставом сельскохозяйственной артели; изъятие приусадебных участков земли у лиц, порвавших всякую связь с колхозами и не являющихся членами колхозов, с присоединением этих земель к землям приусадебного фонда колхозов; установление определенного минимума трудодней для колхозников и лишение приусадебных участков земли тех колхозников, которые не выполняют установленного минимума; установление границ между приусадебными и общественными землями колхозов; учреждение специальных должностей ревизоров-землемеров с возложением на них обязанности контроля и учета земель, периодических обмеров всех земель колхозников и единоличных крестьян.
2. Совет Министров Союза ССР и ЦК ВКП(б) в своем постановлении «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» от 19 сентября 1946 г. установили, что многие работники после войны забыли о постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. и «факты расхищения общественных земель колхозов снова приобрели массовый характер». Этим постановлением вскрыты новые формы расхищения общественных земель колхозов. К таким формам относятся: незаконный отвод местными советскими и земельными органами организациям и лицам, а то и самочинный захват ими общественных земель колхозов под видом создания на колхозных землях всякого рода подсобных хозяйств и индивидуальных огородов рабочих и служащих.
Восстанавливая в полной мере действие постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г., Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении от 19 сентября 1946 г. предлагают немедленно изъять земли, незаконно захваченные как отдельными колхозниками, так и организациями и учреждениями для подсобных хозяйств, и возвратить их колхозам. «Работники советских партийных и земельных органов и председатели колхозов, — говорится в постановлении от 19 сентября 1946 г., — виновные в расхищении и незаконном распоряжении колхозным имуществом, общественной землей, денежными средствами, будут сниматься с постов и отдаваться под суд, как нарушители закона в враги колхозного строя».
В целях усиления мер борьбы с самовольными захватами общественных земель колхозов со стороны всякого рода организаций и учреждений в настоящее время установлен порядок, при котором колхозам предоставлено право снимать урожай в свою пользу с захваченных у них земель, а в том случае, когда урожай оказался снятым нарушителями, предъявлять к ним через суд иски о возмещении стоимости снятого урожая по среднерыночным ценам (Постановление Пленума Верховного суда СССР от 5 мая 1950 г.)