Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 1 октября 1954 г. в отношении А. 3. Кобулова

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1954.10.01
Источник: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов — М.:, 2012. С. 709-711
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 475. Л. 153-155. Копия. Машинопись.

 

Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 1 октября 1954 г. в отношении А. 3. Кобулова

 

Копия

Совершенно секретно

Экз. № 1

 

Приговор

Именем Союза Советских Социалистических Республик Военная коллегия Верховного суда Союза ССР в составе:

председательствующего — генерал-майора юстиции Суслина, членов — полковников юстиции Семика и Сенина, при секретаре — капитане административной] службы Лисицине, в закрытом судебном заседании, в гор. Москве,

1 октября 1954 года рассмотрела дело по обвинению:

Кобулова Амаяка Захарьевича, 1906 года рождения, уроженца гор. Тбилиси, армянина, гражданина СССР, бывшего члена КПСС, с высшим образованием, несудимого, до ареста заместителя начальника Контрольной инспекции при министре внутренних дел СССР, генерал-лейтенанта,

в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-1 «б» и 58-11 УК РСФСР.

Предварительным и судебным следствием установлено, что Кобулов А. являлся активным участником антисоветской заговорщической группы Берия, которая пыталась использовать органы МВД против коммунистической партии и Советского правительства с целью ликвидации советского рабоче-крестьянского строя и реставрации капитализма в СССР.

Кобулов А., начиная с 1929 года и по день ареста (июнь 1953 года), при содействии Берия и своего брата заговорщика Кобулова Богдана назначался на руководящие должности в органы МВД и выполнял их преступные задания.

В преступных целях Кобулов А. вместе с другими участниками заговорщической группы расправлялся с ни в чем неповинными советскими людьми путем фальсификации следственных дел, применения избиений и пыток к арестованным.

Особенно широкий размах нарушений советской законности Кобуловым А. был допущен за время его работы в органах МВД Грузинской и Украинской ССР в период 1937-1938 гг. При этом Кобулов А. преследовал честных работников МВД, пытавшихся разоблачать вражескую деятельность его, Кобулова А., и других лиц.

Кобулов А. был посвящен в преступные замыслы Берия в отношении выдающегося деятеля коммунистической партии и Советского государства Серго Орджоникидзе.

Находясь по рекомендации Берия в 1940-1941 гг. на ответственной работе в Германии, Кобулов А. развалил работу советской разведки и допустил проникновение в советскую разведку агентов немецкой разведки, а получаемую от этих агентов дезинформацию передавал через Берия Правительству СССР.

Несмотря на преступную работу Кобулова А. в Германии, Берия укрыл его от привлечения к ответственности и назначил наркомом внутренних дел Узбекской ССР, где Кобулов А. продолжал проводить в жизнь преступные указания Берия, направленные на противопоставление органов НКВД партии и правительству, а затем, будучи начальником Управления по делам военнопленных и интернированных, Кобулов А. препятствовал работе органам советской разведки вопреки специальному указанию по этому вопросу Щербакова А. С.

После кончины И. В. Сталина заговорщическая группа Берия активизировала свою преступную деятельность.

В осуществление преступных замыслов Берия создал так называемую контрольную инспекцию при МВД СССР для выполнения его, Берия, особых заданий и назначил Кобулова А. заместителем начальника этой инспекции.

В мае — июне 1953 года Кобулов А., находясь по специальному заданию Берия в командировке в Германии, допускал среди работников аппарата МВД СССР при ГДР антисоветские измышления по вопросам внешней политики Советского Союза и агрессии США против Корейской Народно-Демократической Республики, а также одобрял вражеские действия Берия, направленные к тому, чтобы посеять вражду и рознь между народами союзных республик и великим русским народом.

Своими действиями Кобулов А. совершил преступление, предусмотренное ст. ст. 58-1 «б» и 58-11 УК РСФСР.

Виновность Кобулова А. в совершении указанных выше преступлений доказана материалами дела и показаниями в суде свидетелей.

Па основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УК РСФСР, Военная коллегия Верховного суда СССР -

приговорила:

Кобулова Амаяка Захарьевича на основании ст. 58-1 «б» УК РСФСР подвергнуть высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией личного имущества.

Лишить Кобулова А. медалей «За победу над Германией», «За победу над Японией», «30 лет Советской армии и флота» и «В память 800-летия Москвы».

Войти с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о лишении Кобулова А. четырех орденов Красного Знамени, орденов Трудового Красного Знамени, Кутузова 2-й степени и Красной Звезды.

Войти с представлением в Совет министров СССР о лишении Кобулова А. звания генерал-лейтенант.

Приговор кассационному обжалованию не подлежит.

Подлинный за надлежащими подписями.

С подлинным верно: Судебный секретарь Военной коллегии

капитан Афанасьев

Верно:    [п.п.] В. Волков