Заявление советского правительства об отношениях СССР и ФРГ

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1976.05.22
Период: 
1976
Источник: 
"Внешняя политика СССР 1976", стр. 28
Архив: 
«Правда», 22 мая 1976 г.

22 мая (дата опубликования)

Обращает на себя внимание, что со стороны определенных кругов ФРГ, которые до сих пор живут догмами «холодной войны» и по-прежнему не в ладах с реальностью, предпринимаются попытки подорвать то доброе, что сделано в советско-западногерманских отношениях за последнее время, причем беспардонно извращается внешняя политика Советского Союза, распространяются разного рода небылицы о его целях и намерениях. В связи с этим возникает необходимость показать всю абсурдность утверждений по адресу Советского Союза и его политики, вновь разъяснить его принципиальную линию в международных делах, в том числе в отношении Федеративной Республики Германии.

XXV съезд КПСС подтвердил, что главным в политике СССР по отношению к капиталистическим государствам остается борьба за утверждение принципов мирного сосуществования, за прочный мир, за ослабление, а в перспективе и устранение опасности возникновения новой мировой войны. Соответственно были определены основные направления деятельности партии и государства в этой области, которые органически продолжают и развивают все то положительное, что достигнуто в деле разрядки напряженности за последнее пятилетие.

Программа мира, выдвинутая КПСС, — это реалистическая программа решения назревших задач современности в интересах безопасности народов и прогресса человечества. Оздоровление международной обстановки диктуется объективными потребностями нашего времени. Однако задачи, возникающие в связи с этим, не будут и в дальнейшем решаться сами по себе. Правительствам, партиям, политическим деятелям, которые не на словах, а на деле считают необходимым упрочить фундамент мира, противостоит международная реакция, действия и помыслы которой неотделимы от гонки вооружений, военных авантюр, вмешательства во внутренние дела других государств и народов.

Советский Союз намерен терпеливо и последовательно искать все новые пути развития мирного и взаимовыгодного сотрудничества государств с различным общественным строем, регулировать спорные вопросы за столом переговоров. В этом плане Советский Союз вел до сих пор и будет впредь вести дела и с Федеративной Республикой Германии.

1.    Как известно, на базе Московского договора 1970 г. был осуществлен серьезный поворот в отношениях между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии. Эти отношения вошли в нормальное русло, причем на единственно возможной основе — отказа от претензии взломать существующие европейские границы.

Польза от такого развития как для обеих сторон, так и в целом для Европы очевидна. Поэтому ни одна из крупных политических партий теперь не подвергает в принципе сомнению необходимость для ФРГ иметь нормальные отношения со своими соседями на востоке.

Определенные круги не оставляют попыток навязывать дискуссии о смысле и целях «восточной политики» ФРГ, о подходе к проблемам разрядки, к узловым вопросам современного международного развития. Водораздел мнений здесь не всегда и не во всем совпадает с линиями разграничения между политическими партиями.

2.    Политические деятели в ФРГ, которым чужд трезвый взгляд на вещи, хотели бы доказать, что страны НАТО проявляют мягкотелость в делах с Советским Союзом, в результате чего разрядка будто бы оказывается выгодной только социалистическим государствам. С этой целью нарочито принижаются достигнутые результаты практического сотрудничества между Востоком и Западом, а имеющиеся сложности преподносятся как неодолимые.

Утверждается упорно и назойливо, будто Советский Союз использует разрядку для форсирования своих вооружений и создает дополнительные угрозы для Западной Европы. События в Португалии, Греции и Анголе, любой успех национально-освободительного движения берутся как повод для обвинений внешней политики СССР в «экспансионизме», «идеологическом колониализме», во вмешательстве в дела других государств. От Советского Союза и его союзников требуют, чтобы в порядке доказательства своего миролюбия они идейно разоружились, бесстрастно взирали на то, как империалистическая реакция подавляет движение народов за свою свободу и социальный прогресс. Кое-кому и этого кажется мало. Есть охотники навязать Советскому Союзу нравы и порядки, несовместимые с нормами социалистической законности и демократии.

3.    Смысл действий западногерманских противников нормализации международной обстановки, которые выступают заодно с единомышленниками в США и в других капиталистических странах, ясен: сорвать разрядку и, если удастся, повернуть развитие вспять. Совсем не случайно сомнения в отношении намерений и доброй воли Советского Союза, его приверженности делу взаимопонимания между народами стараются посеять, в первую очередь, те, кто еще не отказался от реваншистских взглядов.

Именно те в ФРГ, кто больше всех распространяется насчет мнимого вмешательства социалистических стран в дела других государств, каждодневно практикуют вмешательство во внутренние дела ГДР и, больше того, цинично утверждают, будто таким образом они выполняют свой «национальный долг». Обвинения Советского Союза в осуществлении военных приготовлений, «выходящих за рамки его оборонительных потребностей», чаще всего пускают в обиход те деятели в ФРГ, которые тесно связаны с концернами, занятыми производством вооружений, и особенно ратуют за увеличение военного бюджета, за активизацию милитаристской деятельности блока НАТО и за западноевропейскую военную интеграцию.

4.    Советский Союз — миролюбивое государство, и он не собирается нападать на кого бы то ни было. КПСС и Советское правительство ориентируют советских людей на созидательный труд, на мир и дружбу с другими народами и государствами. То, что СССР предпринимает в целях ограждения своей безопасности и по военным обязательствам перед своими союзниками, является необходимым в обстановке, когда другая сторона занимается гонкой вооружений, отвергает предложения, направленные на разоружение. Если бы дело зависело только от Советского Союза, переговоры по всем аспектам проблемы разоружения давно закончились бы принятием конкретных решений. На основе взаимности и принципа ненанесения ущерба безопасности ни одной из участвующих стран СССР готов пойти на самые радикальные решения в данной области. Его предложения на этот счет хорошо известны. Они остаются в силе.

5.    Фальсификация фактов, как и другие ухищрения противников разрядки, не в состоянии перечеркнуть опыт послевоенных лет, а он убедительно свидетельствует о том, что международная безопасность не может быть надежно обеспечена в условиях политического и военного противостояния. Весь этот опыт говорит за то, что именно политика мирного сосуществования дает, как отмечал В. И. Ленин, «единственный правильный выход из затруднений, хаоса и опасности войны...». Это — глубоко гуманная политика, отвечающая жизненным интересам всех государств, всех народов.

Разрядка не означает и не может означать замораживания объективных процессов исторического развития. Она не является охранной грамотой для прогнивших режимов. Она не дает индульгенции на право подавления справедливой борьбы народов за свое национальное освобождение. С нею не отпадает необходимость социальных преобразований. Но вопрос об этом решает сам народ в каждой стране. Было бы также заблуждением полагать, что смягчение напряженности должно оплачиваться односторонними уступками социалистических стран, что в условиях разрядки реакционные империалистические круги смогут реализовать то, что не удалось им во времена «холодной войны».

Смысл разрядки состоит прежде всего в том, чтобы исключить применение силы или угрозы силой в спорах и конфликтах между государствами. Цель разрядки — обуздать угрозу новой мировой войны, позволить народам без страха смотреть в завтрашний день. Одно из непременных ее условий — строгое соблюдение принципа невмешательства в дела других государств, уважение их независимости и суверенитета.

Политика разрядки становится ныне достоянием все более широкого круга государств, что нашло свое концентрированное выражение в решениях общеевропейского совещания. Эти решения дают возможность перестроить международные отношения в Европе, открывают перед народами Европы новые горизонты. А разве не воля народов выражена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1972 г., провозгласившей торжественный отказ подавляющего большинства государств — членов этой организации от применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях и одновременное запрещение навечно ядерного оружия?

Советский Союз был и будет верен высоким принципам мирного сосуществования в отношениях со всеми государствами. Из этого могут твердо исходить все, кто ориентируется на мирное будущее Европы, кто трудится над налаживанием надежной безопасности и взаимовыгодного сотрудничества между народами.

6. Федеративная Республика Германии — крупный международный партнер Советского Союза. Последние годы отмечены существенными достижениями в различных областях, советско-западногерманского сотрудничества, хотя не следует закрывать глаза на нерешенные проблемы, на имеющиеся трудности.

Для Советского Союза представляются принципиально важными изменения в общем климате отношений между двумя странами. Благодаря обоюдным усилиям отчужденность и недоверие постепенно отступают перед лицом потребности искать и находить общий язык в вопросах, представляющих совместный интерес. Огромную роль в этом процессе играют встречи на высшем уровне. Переговоры Л. И. Брежнева с В. Брандтом, Г. Шмидтом, В. Шеелем, другие государственные контакты позволяют держать в поле зрения наиболее актуальные вопросы советско-западногерманских отношений, добиваться положительных сдвигов в их формировании, поднимать сотрудничество на качественно более высокую ступень.

Наличие стабильной политической базы в отношениях между СССР и ФРГ способствует неуклонному развитию их торгово-экономических связей. Пятикратное увеличение за пять лет советско-западногерманского товарооборота говорит само за себя. Расширяется сотрудничество в области химии, металлургии, разработки полезных ископаемых, энергетики и в других отраслях народного хозяйства. Примечательны не только масштабы этих начинаний, но и то, что они ориентированы на длительную перспективу. Достигнутый в 1975 г. рубеж в 2,7 млрд. руб. в нашем экономическом обмене далеко не предел. Этот показатель может быть значительно превзойден и даже удвоен уже в ближайшие годы. Подобное развитие несет прямые выгоды народам и упрочивает материальную основу мира.

Все это было бы попросту немыслимо каких-либо 5—7 лет тому назад. Об этом следует напомнить критикам восточной политики ФРГ. Они охотно рассуждают о том, что еще не сделано в той или иной области, но умалчивают о том, что прежние правительства ФРГ не сумели или, может быть, не захотели вообще поставить отношения своей страны с половиной Европы на рельсы конструктивного сотрудничества.

7.    Московский договор весом не только как историческая веха в советско-западногерманских отношениях. Вслед за ним были выработаны договоры ФРГ с ПНР, ГДР и ЧССР, установлены дипломатические отношения между ФРГ и другими социалистическими странами 18. Как и при нормализации отношений с Советским Союзом, отправным пунктом и здесь явилось признание нерушимости существующих границ, отказ от применения силы, отход от нереалистических, проникнутых духом реванша установок прошлых лет.

Готовность строить свою политику сообразно сложившимся в мире условиям позволила Федеративной Республике Германии занять подобающее место в системе международных отношений. Перед ней открылся путь в Организацию Объединенных Наций. Поддержав курс на разрядку в Европе, ФРГ отвратила от себя угрозу международной изоляции.

8.    Крупным событием в жизни послевоенной Европы явилось заключение четырехстороннего соглашения по Западному Берлину 19.

Не секрет, что для выработки этого соглашения потребовалось много труда и настойчивости всех его участников. В итоге удалось найти баланс интересов, позволяющий снять напряженность в этом районе и вести дело к тому, чтобы Западный Берлин превратился из источника споров и конфликтов в конструктивный элемент мира.

Четырехстороннее соглашение по самой своей сути ориентировано на нормальные, добрососедские отношения ФРГ с Советским Союзом, ГДР и другими социалистическими странами. Оно может успешно функционировать лишь в таком контексте, и только в таком.

Об этом опять-таки не стоило бы забывать тем политикам, которые призывают проверять четырехстороннее соглашение «на прочность», продолжают думать о Западном Берлине, как об удобном инструменте для возврата к политическим критериям и установкам прошлых лет.

9.    Те, кто пытается сейчас ставить под сомнение перспективы мирного сотрудничества в Европе, кто подхлестывает гонку вооружений и требует «жесткости» в отношениях с социалистическими странами, кто беспардонно извращает дух и букву договоров ФРГ с социалистическими странами и пытается возрождать националистические, реваншистские концепции, — должны были бы открыто сказать — какую альтернативу они предлагают народам Европы и ' своему собственному народу, как они мыслят себе будущее ФРГ?

Противники разрядки в ФРГ не случайно уходят от ответа на подобные вопросы, поскольку идеи мирного сосуществования пустили слишком глубокие корни, чтобы идти в открытую атаку против них.

Их тактика сводится прежде всего к тому, чтобы искусственно вызывать осложнения в международной обстановке, создавать помехи сотрудничеству с социалистическими государствами, спекулировать на любых возникающих трудностях с целью доказать, будто политика разрядки заходит в тупик.

10.    Предстоит еще немало потрудиться, чтобы процесс уменьшения международной напряженности сделать необратимым, придать ему должный размах. Что касается Советского Союза, то, как это было заявлено XXV съездом КПСС, он намерен и впредь последовательно продолжать курс на развитие отношений долговременного сотрудничества в политике, экономике, науке и культуре с Федеративной Республикой Германии. При осуществлении этой политики Советский Союз готов взаимодействовать со всеми теми силами в ФРГ, которые разделяют такой подход и выступают с аналогичных позиций.

11.    Опираясь на достигнутое, наши страны могут добиться многого в дальнейшем наращивании двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и других областях. Этому служило бы развитие практики политических консультаций, укрепление договорной базы наших отношений, последовательное развитие культурного, научного, туристического, спортивного и молодежного обменов. По-прежнему широким полем для приложения совместных усилий остается экономика и торговля, где использование взаимного опыта и сочетание ресурсов приносило и будет приносить выгоду обеим странам.

Обширные возможности для развития сотрудничества между СССР и ФРГ имеются и на международной арене. Речь идет и о сочетании усилий обеих стран в деле осуществления крупных проектов общеевропейской значимости, будь то энергетика, охрана окружающей среды или транспорт. Речь идет и о том, что важной сферой взаимодействия призван стать вопрос о разоружении и ограничении гонки вооружений — острейший вопрос современности. В этой связи необходимо подчеркнуть значение достижения прогресса на переговорах о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. СССР и ФРГ могут и должны совместно с другими государствами — участниками переговоров добиваться того, чтобы при соблюдении принципа ненанесения ущерба безопасности ни одной из сторон дело военной разрядки в Европе было двинуто вперед в интересах всех европейских народов на благо мира во всем мире.

12.    Прочный мир, подчеркивал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, должен стать естественной формой жизни всех народов Европы. За это выступают сотни миллионов европейцев. Сегодня, как и вчера, перед народом Федеративной Республики Германии, как и перед народом любого другого государства Европы, стоит кардинальный вопрос: куда он будет направлять свою энергию, на какую чашу весов он будет бросать свое влияние — на чашу мира или войны. От ответа на этот вопрос не может уйти ни один разумный человек и тем более ни один деятель, имеющий отношение к определению внешней политики.

Будущее и судьбы ФРГ неразрывно связаны с ходом развития дел в Европе, а именно — с мирным развитием 20.

«Правда», 22 мая 1976 г.