Введение
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая читателю работа — это не исследование, в строгом смысле слова, генеалогии В.И.Ульянова (Ленина). История изучения его родословия — скорее повод для размышления о том, почему ставшее возможным с начала 90-х годов прояснение многих запутанных сторон биографии В.И.Ленина не приблизило наше посткоммунистическое общество к пониманию подлинного места этой личности в мировой истории.
Авторы работы, сотрудники бывшего Центрального музея В.И.Ленина, многие годы пропагандировали жизнь и деятельность Владимира Ильича в соответствии с традицией, сложившейся еще при его жизни. Так, в 1920 году, обосновывая необходимость создания Музея В.И. Ленина, его старый соратник М.С.Ольминский писал: «У т. Ленина нет и не было иной жизни, кроме жизни в партии и для партии»1. По существу тот же подход к жизнеописанию Ленина отстаивал и В.Маяковский, когда, откликаясь на смерть вождя, утверждал: "Коротка и до последних мгновений нам известна жизнь Ульянова. Но долгую жизнь товарища Ленина надо писать и описывать заново’’2. Преимущественное описание деятельности Вождя, оставлявшее за кадром многие подробности частной жизни В.И.Ульянова, оставалось долгие года правилом как для советской ленинианы в целом, так и для экспозиций музеев В.И.Ленина.
Однако история, как и природа, не терпит пустот и белых пятен. Родословие и частная жизнь Ленина вызывали и продолжают вызывать жгучее любопытство. Сознательное же или невольное умолчание достоверных данных о ней порождает вымыслы или похожую на правду ложь.
Для того чтобы объяснить, как образовывались пустоты в вопросе о происхождении вождя, каковы были механизмы запутывания проблемы, мы обратились к истории изучения родословной В.И. Ленина. Представленные в первой главе результаты этого исследования, мы надеемся, помогут понять, почему так долго официальная лениниана замалчивала нерусских предков Владимира Ильича.
Разумеется, нас также интересовало, кто же были в действительности эти нерусские предки. До сих пор российский читатель не имеет ясного представления о немецкой и шведской ветвях рода Ленина. Вышедшая в 1997 году книга М.Г.Штейна «Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима»3 значительно восполняет пробелы в данном вопросе. Однако пока не переведены на русский язык работы немецких историков Георга фон Рауха и Адальберта Брауэра о немецких предках Владимира Ильича. Русскоязычному читателю остается недоступным исследование о шведской ветви родословной Ленина, проведенное Кристиной Бакман и изданное в Швеции в 1995 году4. До сих пор дискутируется вопрос о еврейских корнях Ленина. Это объясняется тем, что документы, изъятые в разное время из архивов, хранятся разрозненно в Российской Федерации. Нам удалось познакомиться со всем комплексом этих документов, свести воедино и сопоставить содержащуюся в них информацию. Результаты этой работы представлены в главе, посвященной деду Ленина по материнской линии. Глава о немецких и шведских предках — комментированный перевод работ немецких историков.
Восстановление истории изучения родословной В.И.Ульянова мы считаем попыткой преодоления агиографии Ленина5. В советскую эпоху авторы более 1500 литературных произведений стремились рассказать «правду» о вожде. Однако и сегодня, в конце XX столетия, между попытками (часто включенными в политический контекст современной истории) «правдиво» описать жизнь Ленина и истиной останется непознанная реальная историческая личность — Владимир Ильич Ульянов (Ленин).
1 Записка М.С. Ольминского о создании Музея В.И. Ленина // Известия ЦК КПСС. 1990. № 5. С.78.
2 Маяковский В. Владимир Ильич Ленин. М., 1969. С.9.
3 Штейн М.Г. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима. СПб., ВИРД, 1997.
4 Бакман. К. Новое о шведских предках В.И. Ленина // Новая и новейшая история. 1997. №3. С.160—166.
5 Мы используем этот термин в его втором значении — как напыщенное, неправдоподобное жизнеописание (Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. С.15).