Письмо М. Д. Купера от 11 июля 1953 г. Г. М. Маленкову
Председателю Совета министров СССР тов. Маленкову (лично)
Купера Моисея Давидовича, проживающего в г. Ухта, Коми АССР, Первомайская ул., № 4-6, кв. 10.
Заявление.
Узнав о разоблачении Берия Лаврентия Павловича как злейшего врага партии и советского народа, считаю своим долгом сообщить Вам следующее.
Когда в октябре м[еся]це 1936 года арестован был бывший секретарь Таганрогского горкома ВКП(б) Варданиан Степан Христофорович, работавший до 1932 г. в Грузии и Армении, то его родственник (женат был на сестре Варданиана) Терминосов Леон Сергеевич, работавший до 1932 года в Закавказье, а с 1932 по 1936 г. председателем Таганрогского горплана, мне сказал, что арест Варданиана и Гогеберидзе (быв[ший] работник ЦК Грузии) объясняется тем, что Варданиан и Гогеберидзе Левон в 1936 году в Кисловодске через т. Поскребышева подали на имя т. Сталина заявление с серьезным материалом, порочащим прошлое Берия Л. П. О содержании этого материала он мне не говорил. Независимо от этого факта в момент откровенных высказываний о Берия Л. П. Терминосов мне сказал, что по бесспорным данным, не вызывающим никаких сомнений, Берия Лаврентий Павлович в период большевистского подполья в Закавказье служил в контрреволюционной контрразведке, будучи законченным провокатором.
Автор этого заявления — Купер Моисей Давидович, 1902 года рождения, окончил в 1926 г. Киевский институт народного хозяйства, в апреле м[еся]це 1937 года в г. Таганроге исключен заочно из кандидатов в члены ВКП(б), а затем 29 апреля 1937 года арестован Таганрогским горотделом НКВД и после 3,5-годичного пребывания там под следствием, где меня подвергали совершенно недопустимым, особо мучительным издевательствам, постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 27 августа 1940 года я был заключен на 8 лет в Ухт-Ижемский исправтруд-лагерь с формулировкой мотивов «за участие в правотроцкистской организации», к которой я никогда в жизни никакого отношения не имел, как и ко всякой другой антисоветской деятельности.
Еще более, спустя 5,5 лет после отбытия совершенно незаслуженного наказания, постановлением Особого совещания от 3 марта 1951 года Министерством госбезопасности я сослан на поселение в Коми АССР без указания срока под надзор местных органов МГБ с фотографическим повторением решения Особого совещания при НКВД от 27 августа 1940 года и извращением констатирующей части его.
Поэтому я вынужден факт о Берия направить Вам отсюда почтой, так как лишен права выезда.
М. Купер
г. Ухта
11 июля 1953 г.
Верно: [п.п.] [подпись неразборчива]
Пометы:
Оригинал и копия направлены Руденко.
16/VII-53 г. [подпись неразборчива]
К делу Берия. 16/VII.53 г. [подпись неразборчива]