Письмо Р. А. Руденко в ЦК КПСС от 29 апреля 1955 г. об окончании следствия по делу М. Л. Мичурина-Равера

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1955.04.29
Источник: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов — М.:, 2012. С. 826-82
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 476. Л. 195-197. Подлинник. Машинопись.

 

Особая папка

Совершенно секретно

Подлежит возврату

в группу «Особой папки»

Общего отдела ЦК КПСС

Прокуратурой Союза ССР закончено следствие по делу одного из сообщников врага народа Берия — Мичурина-Равера Марка Леонтьевича.

Следствием установлено, что Мичурин-Равер на протяжении длительного времени являлся близким, особо доверенным человеком Берия.

Близость Мичурина-Ревера к Берия, длительная служба с ним в Азербайджане и в Грузии, в том числе в течение ряда лет в должности начальника отдела охраны НКВД Грузинской ССР, а по существу начальника личной охраны Берия, дала возможность Мичурину-Реверу быть в курсе преступной деятельности Берия и других наиболее активных участников заговорщической группы.

Мичурину-Раверу было известно о преступных избиениях и пытках, применявшихся к лицам, арестованным по указаниям Берия якобы за контрреволюционную деятельность, а фактически невиновным. Ему также было известно, что это делалось по указанию Берия с целью получения от арестованных ложных показаний для расправы с другими лицами, мешавшими Берия и его сообщникам в осуществлении их преступных замыслов.

Мичурин-Равер вместе с другими участниками заговорщической группы лично помогал Берия обманывать партию и правительство, расправляться с неугодными людьми и совершать иные тяжкие государственные преступления.

Так, Мичурин-Равер вместе с врагами народа Кобуловым Б., Гоглидзе, Кобуловым А. и Милынтейном участвовал в расправе над заместителем начальника Гагрского отдела НКВД Васильевым, написавшим в 1938 году руководству НКВД СССР ряд рапортов, в которых разоблачал преступную деятельность Берия и его сообщников.

Во исполнение преступных замыслов Берия Мичурин-Равер, как и другие сообщники, искусственно создавал дела о терактах против Берия с тем, чтобы иметь возможность под видом борьбы с террористами и другими государственными преступниками расправляться с честными партийными работниками, стоявшими на преступном пути заговорщиков.

В 1937 году Мичурин-Равер сфальсифицировал дело по обвинению комсомольца Габелашвили JI. В. в попытке совершить террористический акт над Берия. Габелашвили был расстрелян по заведомо незаконному решению тройки при НКВД Груз[инской] ССР.

При участии Мичурина-Равера в том же году было сфальсифицировано дело о так называемой контрреволюционной троцкистско-террористической группе, существовавшей в комендатуре Закавказского] крайкома и ЦК КП(б) Грузии.

На основании сфальсифицированных материалов бывшие сотрудники комендатуры Халатов, Шавердов были приговорены к расстрелу, затем эта мера наказания была им заменена 10 годами исправительно-трудовых лагерей, а Казарян, Хачатуров и Агасарян были приговорены к различным срокам исправительно-трудовых лагерей, причем Казарян и Агасарян в лагерях умерли.

Мичурин-Равер лично избивал арестованных, добиваясь от них вымышленных показаний.

Мичурин-Равер выполнял и такие поручения Берия, как установка фамилий, адресов и телефонов понравившихся ему женщин, а затем, используя свое служебное положение, доставлял этих женщин в особняк или на дачу Берия. Сводничеством Мичурин-Равер занимался как во время работы Берия в Грузии, так и во время его работы в Москве.

За время работы Мичурина-Равера начальником отдела охраны, он неоднократно допускал крупные злоупотребления по службе. В связи с этим несколько раз ставился вопрос о привлечении его к уголовной ответственности. Однако к уголовной ответственности Мичурин-Равер не был привлечен в результате вмешательства врагов народа Берия и Меркулова.

Так, например, Мичурин-Равер, будучи начальником 6-го отдела НКГБ Грузии, растратил свыше 30 тысяч рублей, присвоив продукты и другие материальные ценности. Берия и Меркулов дали указание списать эту растрату, а Мичурина-Равера оставить в прежней должности.

Установлено, что Мичурин-Равер за его личную преданность и исполнительность бериевских заданий всячески поощрялся Берия. Так, при проведении унификации воинских званий Мичурину-Раверу было присвоено звание полковника, которого по своим данным он не заслуживал. Тем не менее Мичурин-Равер обратился с письмом на имя Берия, в котором выражал недовольство тем, что ему не дали звания генерала. По представлению Берия Мичурину-Раверу было присвоено звание генерал-майора.

За совершенные преступления Мичурин-Равер подлежит преданию суду Военной коллегии Верховного суда СССР.

Прошу Вашего согласия.

Генеральный прокурор СССР    

[п.п.] Р. Руденко

29 апреля 1955 г.

№ 75/лсс

Пометы:

За — Н. Булганин

За — К. Ворошилов

За — Л. Каганович

За — [неразборчиво]

За — А. Микоян

За — В. Молотов

За — М. Первухин

Сообщено т. Руденко

9.VIII.55 [подпись неразборчива]