Проект текста сообщения «В Прокуратуре СССР», представленный генеральным прокурором СССР в Президиум ЦК КПСС. 21 ноября 1953 года

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1953.11.21
Метки: 
Источник: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов — М.:, 2012. С. 508-511
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 471. Л. 252-263. Копия. Машинопись.

Проект текста сообщения «В Прокуратуре СССР», представленный генеральным прокурором СССР в Президиум ЦК КПСС

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Строго секретно

Коммунистическая Партия Советского Союза,

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

№ П42/Х1У

Тт. Маленкову, Хрущеву, Молотову, Руденко

21.XI. 1953 г.

Выписка из протокола № 42 заседания Президиума ЦК от 20 ноября 1953 г.

О проекте сообщения «В Прокуратуре СССР» для опубликования в печати и о составе Специального судебного присутствия Верховного суда СССР для рассмотрения дела по обвинению Берия и вместе с ним Меркулова, Деканозова, Кобулова, Гоглидзе, Мешика и Влодзимирского

1. Принять в основном представленный тов. Руденко по делу Берия и его соучастников текст сообщения «В Прокуратуре СССР».

Поручить тт. Маленкову Г. М., Хрущеву Н. С., Молотову В. М. и Руденко Р. А. окончательно отредактировать текст сообщения «В Прокуратуре СССР» с учетом замечаний, сделанных на заседании.

2. Поручить тов. Руденко подготовить предложения о составе Специального судебного присутствия Верховного суда СССР с учетом поправок и замечаний, сделанных на заседании Президиума ЦК.

СЕКРЕТАРЬ ЦК

Проект

Без публикации

Указ

Президиума Верховного Совета СССР

Об образовании

специального судебного присутствия Верховного суда СССР

для рассмотрения дела по обвинению Берия Л. П. и других

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Для рассмотрения уголовного дела по обвинению Берия Лаврентия Павловича по ст. ст. 58-1 п. «б», 58-8, 58-13, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР и по ч. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1949 года «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование», Меркулова Всеволода Николаевича, Деканозова Владимира Георгиевича, Кобулова Богдана Захаровича, Гоглидзе Сергея Арсеньевича, Влодзимирского Льва Емельяновича, Мешика Павла Яковлевича по ст. ст. 58-1 п. «б», 58-8,58-11 Уголовного кодекса РСФСР, — образовать Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР в следующем составе:

Председатель Специального судебного присутствия — Маршал Советского Союза Конев И. С.

Члены Специального судебного присутствия:

Зейдин Е. Л. — генерал-лейтенант юстиции, первый заместитель председателя Верховного суда СССР,

Мжаванадзе В. П. — секретарь ЦК КП Грузии,

Москаленко К. С. — генерал армии, командующий Московским военным округом,

Лунев К. Ф. — первый заместитель министра внутренних дел СССР.

В Прокуратуре СССР

Прокуратурой СССР закончено следствие по делу изменника Родины Берия Л. П.

Следствием установлено, что Берия, действуя в интересах иностранного капитала, организовал антисоветскую изменническую группу заговорщиков, ставившую

своей преступной целью использовать органы МВД как в центре, так и на местах против [добавлено «Коммунистической»] партии и [зачеркнуто «ее руководства, против»)] Правительства СССР, поставить МВД над партией и правительством для захвата власти, ликвидации советского строя и реставрации капитализма.

Активными участниками изменнической группы заговорщиков являлись обвиняемые: Меркулов В. Н., Деканозов В. Г., Кобулов Б. 3., Гоглидзе С. А., Мешик П. Я. и Влодзимирский Л. Е.

Лишенные какой-либо социальной опоры внутри СССР Берия и его сообщники строили свои преступные расчеты на поддержку заговора реакционными империалистическими силами из-за рубежа.

Установлено, что участники заговорщической группы предприняли преступные меры для того, чтобы активизировать буржуазно-националистические элементы в союзных республиках, посеять вражду и рознь между народами СССР и в первую очередь подорвать дружбу народов СССР с великим русским народом.

С целью подрыва колхозного строя и создания продовольственных затруднений внутри страны Берия саботировал важнейшие мероприятия партии и правительства, направленные к увеличению урожайности и поднятию материального благосостояния советского народа.

Следствием доказано, что Берия предпринял попытку установить тайную связь с правительством одного из империалистических государств.

Пользуя в своих изменнических целях агентов иностранных разведок, Берия и его сообщники спасали этих преступников от разоблачения и заслуженной кары.

Заговорщики подвергали преследованиям и гонениям честных работников МВД, отказывавшихся выполнять преступные распоряжения Берия.

Предварительным следствием установлено, что преступления, совершенные Берия и его соучастниками в 1953 году, после кончины И. В. Сталина, явились лишь частью их глубоко законспирированной прошлой преступной деятельности. После кончины И. В. Сталина, когда реакционные империалистические силы активизировали свою подрывную деятельность против Советского государства, Берия стал раскрывать свое подлинное лицо изменника Родины и врага советского народа. [Помета на полях: «В чем заключ.?»]

Как установлено сейчас следствием, Берия еще в 1919 году совершил предательство, поступив на секретно-агентурную должность в контрразведку контрреволюционного мусаватистского правительства в Азербайджане, действовавшую под контролем английских разведывательных органов. [Помета на полях: «Грузине.»]

Тщательно скрывая и маскируя свое преступное прошлое, Берия стал организатором антисоветской изменнической заговорщической группы. Пробравшись при помощи различных карьеристических махинаций на ответственные посты в Закавказье и Грузии, а затем в МВД СССР и вынашивая в изменнических целях планы захвата власти, Берия и его сообщники учиняли расправу с неугодными им людьми, насаждали произвол и беззаконие и обманывали партию и государство.

В течение ряда лет Берия с помощью соучастников вел преступную интриганскую борьбу против выдающегося деятеля коммунистической партии и Советского государства С. Орджоникидзе, опасаясь разоблачения с его стороны. После кончины С. Орджоникидзе заговорщики продолжали жестоко мстить членам его семьи.

Как установлено следствием, Берия и его сообщники совершили ряд изменнических актов, направленных к ослаблению обороноспособности Советского Союза.

Заговорщики совершали террористические убийства лиц, со стороны которых опасались разоблачений.

Являясь контрреволюционным буржуазным националистом, Берия на всем протяжении своей преступной деятельности с помощью своих сообщников поддерживал тайную связь с контрреволюционными грузинскими меныиевиками-эмигрантами — шпионами ряда иностранных разведок.

[Зачеркнуто: «Таким образом,»] Установлено, что обвиняемые Берия, Меркулов, Деканозов, Кобулов, Гоглидзе, Мешик и Влодзимирский, изменив Родине, действовали как агентура международного империализма, как злейшие враги советского народа.

Будучи изобличенными на следствии показаниями многочисленных свидетелей и подлинными документальными данными, обвиняемые признали себя виновными в совершении ряда тягчайших государственных преступлений.

Берия предан суду по обвинению в измене Родине, в организации антисоветского заговора, совершении террористических актов, активной борьбе против рабочего класса и революционного рабочего движения, проявленной им на секретно-агентурной должности в контрреволюционном правительстве в период Гражданской войны, то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-1 «б», 58-8,58-13, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.

Меркулов, Деканозов, Кобулов, Гоглидзе, Мешик и Влодзимирский преданы суду по обвинению в измене Родине, совершении террористических актов и участии в контрреволюционной изменнической заговорщической группе, то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-1 «б», 58-8, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР дело по обвинению Берия, Меркулова, Деканозова, Кобулова, Гоглидзе, Мешика и Влодзимирского направлено для судебного рассмотрения Специального судебного присутствия Верховного суда СССР в порядке, установленном Законом от 1 декабря 1934 года.

* * *

Поправки т. Руденко (подчеркнуты синим карандашом) внесены в соответствии с замечаниями на заседании Президиума ЦК 20 ноября 1953 г.