Письмо М. Багирова Г. М. Маленкову и Н. С. Хрущеву от 11 августа 1953 г.
Товарищу Маленкову Г. М.
Товарищу Хрущеву Н. С.
Дорогие товарищи!
Прошло более месяца после июльского Пленума ЦК партии. Непартийное мое поведение как на Пленуме ЦК, так и после совершенно правильно осуждено партией. Впервые за все время моей общественно-партийной жизни и работы так хорошо и крепко наша партия и ее ЦК меня предупредили и помогли понять всю глубину моих заблуждений и ошибок, а по существу, антипартийных поступков, имевших место в моей работе в течение ряда лет. Решение объединенного пленума ЦК Компартии Азербайджана и Бакинского горкома партии совместно с активом (14. VII), обсуждение этого решения на Президиуме ЦК партии (16.VII), постановление Президиума ЦК по этому вопросу, личные указания ваши и товарища Молотова В. М. (17.VII) меня спасли от дальнейших заблуждений и ошибок, показали, как исправиться и искупить свою вину перед партией. Решения июльского Пленума ЦК партии дали мне возможность по партийному смотреть на все, дела и подвиги партии не приписывать никому. Документы и материалы, опубликованные после июльского Пленума ЦК, в частности документы и статьи, посвященные пятидесятилетию основания партии, сделали для меня совершенно ясным, что источником всех моих ошибок не только в повседневной практической работе, но и в статьях и брошюрах было неправильное понимание, непартийное отношение к роли личности в истории, поклонение культу личности.
Должен признаться, что даже отдельные частные высказывания товарища Сталина нередко я воспринимал как партийный закон. Это правда, товарищи! Именно это увлечение часто заслоняло и мешало правильно понять смысл острых принципиальных указаний и замечаний товарища Сталина по тому или другому вопросу, о том или другом работнике. В результате в течение длительного периода времени я не мог распознать подлинное нутро злейшего врага партии и народа Берия, самого подлого из подлых врага товарища Сталина. В этом я себя проклинаю, но ведь это не поможет мне.
Я обязан делом, работой, трудом своим, своим горбом, всеми своими возможностями реабилитировать себя перед партией, перед Центральным комитетом партии. Только в работе, в активной работе, в активном участии в реализации решений партии я могу себя оправдать, а не сидя без дела и переживая.
Поэтому очень и очень вас прошу помочь мне в этом, работать я умею. ЦК партии меня спас, у ЦК партии прошу работу.
М. Багиров
11 августа 1953 г. г. Москва.
Верно: [п.п.] Костарева