Докладная записка об английских войсках в Ираке посланника д-ра Ф. Гроббы начальнику политического отдела германского МИДа д-ру Э. Вёрману. 1 мая 1941 г.
1 мая 1941 г. Берлин
[Перевод с немецкого]
Копия
Совершенно секретно
Меня посетил сегодня старший лейтенант Куррер (или Курнет) [Oblt. d.R. Kurrer (alias Kuhnert)] из Абвера I, который с 21 марта до 13 апреля находился в Тегеране и возвратился оттуда 4 дня тому назад и который разговаривал в Тегеране с иранским поверенным в делах Шакир аль-Вади [Schskir al-Wadi], с которым я хорошо познакомился в Багдаде.
Согласно сообщениям Шакир аль-Вади и информациям, собранным Куррером из других источников, в течение 14 дней в Шатт эль-Араб крейсировали несколько английских судов с солдатами, среди которых, приблизительно, 3 больших судна, каждое по 10 000 т. Пока иракское правительство не дало разрешения на высадку войск. Отказ основывается на том, что англичане хотели высадить с кораблей одновременно около 5000 человек и отправить их через всю страну с оружием, в то время как иракцы настаивали на том, чтобы на иракской земле находилось не более 3 000 человек и чтобы оружие перевозилось отдельно. Наконец англичане, видимо, уступили. Войска высадились и были направлены в Трансиорданию.
Г-н Куррер считает совершенно недостоверными сведения о том, что в Шатт эль-Араб находится 40 000 английских и индийских солдат. Он обращает внимание на то, что на немецких судах, стоящих в Бендер Шапур, наблюдают за движением всех проходящих мимо английских судов и сообщают об этом по радио через Тегеран в министерство иностранных дел. Наличие стольких судов не могло бы остаться незамеченным.
В Ираке в обоих летних лагерях Хаббания и Шайба находится приблизительно несколько тысяч английских солдат. Самое большое в Ираке находится до 10 000 человек английских войск, которые, однако, не остаются там постоянно, а переезжают дальше в Трансиорданию и заменяются новыми подразделениями. Нефтепровод в Хайфе охраняется британскими войсками. В нефтеносной области Киркука и в области Мосула нет английских частей. Все противоположные слухи ложны.
Англичане, видимо, придают точно такое же значение соблюдению иракско-английского союзного договора, как и иракцы. Иракское правительство старается избежать открытого разрыва с Англией, т.к. иракская армия, при ее теперешнем состоянии насчитывающая 50 000 человек, при ее снаряжении далеко отстает от английской армии с ее современным снаряжением. Однако теперешнее иракское правительство отклонило всякий компромисс, и теперь имеется возможность, что конфликт между Ираком и Англией наступит значительно раньше, чем это было бы целесообразно для Ирака, исходя из состояния его военной подготовки. Нельзя сомневаться в желании иракского правительства пойти на конфликт с Англией, если оно получит достаточно оружия от Германии, чтобы начать борьбу.
Иракский поверенный в делах в Тегеране также не может сделать практического предложения для поставки немецкого оружия в Ирак. Он считает, что снабжение иракской армии немецким оружием в достаточном количестве будет возможным только тогда, если Германия добровольно или путем принуждения добьется прохождения войск через Турцию.
Иракский поверенный в делах не скрывает, что наличие немецких или итальянских войск в Ираке нежелательно. Арабы хотят воевать одни и просят только о поддержке оружием.
К тому же в Ираке ненавидят итальянцев. Поэтому английские усилия склонить теперешнее иракское правительство к разрыву дипломатических отношений с Италией нашли благоприятную почву, и очень возможно, что правительство рано или поздно уступит этому английскому требованию. Однако подобный образ действий был бы направлен исключительно против Италии, а не против Германии.
Г-н Куррер на основании различных собранных им сведений не считает, что подготавливается оккупация Ирака английскими войсками или что она ожидается в ближайшем будущем. Напротив, он считает, что англичане только в том случае оккупируют Ирак и Сирию, если Германия вступит на территорию Турции.
Иракский поверенный в делах в Тегеране любезно дал г-ну Курреру справки военного характера и на будущее готов на такое сотрудничество, при этом, однако, указал на требование соблюдения строжайшей тайны, т.к. он должен быть очень осторожен по отношению к англичанам.
Сие представить г-ну начальнику Политического отдела МИД Вёрману.
Берлин, 1 мая 1941 г.
Посланник ГРОББА