Докладная записка первого секретаря ВЦСПС Н.М. Шверника И.В. Сталину о поездке в Казахстан на хлебозаготовки, 12 марта 1931 г.
Годы --> 1931-->Делопроизводственная документация: инструкции, доклады, отчеты, обзоры и пр.
Докладная записка первого секретаря ВЦСПС Н.М. Шверника И.В. Сталину о поездке в Казахстан на хлебозаготовки
12 марта 1931 г.
Строго секретно
По решению ПБ от 25 января я был командирован в Казахстан на хлебозаготовки.
Прежде чем выехать в Казахстан, я запросил у т. Голощекина сведения о районах, в которых наиболее слабо обстояло дело с хлебозаготовками. Из числа районов, сообщенных т. Голощекиным, я выехал в районы бывшего Кустанайского округа: Кустанайский, Мендыгаринский, Федоровский и Карабалыкский, посещая в каждом из них села, отдельные колхозы и совхозы.
Помимо того, по пути из Кустаная в Алма-Ату мне удалось ознакомиться с состоянием и методами хлебозаготовок в районах Семипалатинском, Ая-гузском, Каратальском и Талды-Курганском.
Не останавливаясь на отдельных достижениях в работе по хлебозаготовкам в Казахстане, я остановлюсь лишь на основных недочетах, являющихся причиной невыполнения плана хлебозаготовок в Казахстане.
ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ НА ХЛЕБОЗАГОТОВИТЕЛЬНОМ ФРОНТЕ - САМОТЕК
С конца декабря парторганизации, советские и хлебозаготовительные органы районов, которые я посетил, ослабили свое внимание делу хлебозаготовок, а в некоторых районах полностью демобилизовались и переключились на сбор семян и подготовку к посевной кампании, несмотря на то, что план хлебозаготовок был далеко ими не выполнен.
Районные комитеты партии в Кустанае, Федоровке, Семипалатинске и др. с конца декабря вопросами хлебозаготовок заниматься прекратили и по февраль мес. даже не обсуждали вопросов о хлебозаготовках. Происходившие в этот период пленумы райкомов (Кустанай, Семипалатинск) в своих решениях совершенно обошли молчанием вопросы выполнения хлебозаготовительного плана. Не использованы были для форсирования темпов хлебозаготовок и такие важнейшие хозяйственно-политические кампании, как перевыборы советов, мобилизация денежных средств и др.
Основная ошибка местных партийных, советских и хлебозаготовительных органов - это отсутствие сочетания хлебозаготовок с проведением кампании по подготовке к второй большевистской весне, иногда почти полное противопоставление кампании сбора семян хлебозаготовкам.
В результате такого отношения партийных и советских организаций в области хлебозаготовок преобладает самотек. За весь январь мес. по Казахстану поступило только 0,76 % годового плана. По ряду наиболее отстающих районов январь не дал совершенно никаких поступлений (Аманкарагайский, Федоровский, Павлодарский и др.). В Мендыгаринском р., где заготовлено на 25 января всего 54,5 % плана, за весь январь поступило лишь 30 ц хлеба.
Краевой комитет партии в течение ноября и декабря неоднократно напоминал райкомам отстающих районов о форсировании темпов хлебозаготовок, приняв в отношении некоторых из них меры взысканий, вплоть до роспуска бюро райкомов и назначения повторных чисток парторганизаций.
Чистка отдельных парторганизаций была проведена, в частности, в Кустанайском и Мендыгаринском районах. Проведение чисток совпало с моментом наибольшего напряжения хлебозаготовок (конец ноября) и, несомненно, отрицательно повлияло на выполнение плана. Назначение повторных чисток я считаю ошибкой со стороны крайкома. С этим согласен и т. Голощекин, в отсутствие которого и было принято решение о повторной чистке. В с. Александровке Кустанайского р. исключены по чистке, например, секретарь партячейки, рабочий 25-тысячник, учитель, активно принимавший участие в хлебозаготовках. В других селах примерно такая же картина. Таким образом, вместо хлебозаготовок и мобилизации партактива центр тяжести в работе парторганизаций был перенесен на чистку. По договоренности с крайКК я условился, что все апелляции исключенных должны быть с особой тщательностью рассмотрены. Равно должны быть пересмотрены и дела исключенных, не подавших апелляции.
После получения телеграммы ЦК крайком 28 января дал новую директиву, предлагавшую в категорической форме принять все меры для окончания выполнения плана хлебозаготовок. После этой директивы на местах снова зашевелились, однако три первые пятидневки февраля сдвига не дали. По моему предложению крайком наметил ряд практических мероприятий, существо которых изложу ниже.
Печать (районная) с конца января продолжала упорно молчать о хлебозаготовках, не мобилизуя внимание вокруг выполнения плана.
МЕТОДЫ ХЛЕБОЗАГОТОВОК
В чем же заключаются вообще причины недовыполнения плана хлебозаготовок в Казахстане?
В текущую хлебозаготовительную кампанию в районах Казахстана работа с беднотой вокруг хлебозаготовок почти не была развернута. Планы хлебозаготовок в целом ряде сел, которые мною посещены, на собраниях бедноты не обсуждались. Беднота не была привлечена к активному участию в работе по хлебозаготовкам, к работе комиссий содействия. В некоторых селах Кустанайского р. (Силантьево, Александровка и др.) во время хлебозаготовок вовсе не созывались собрания бедноты. В результате беднота стояла фактически в стороне от хлебозаготовок, а в отдельных случаях под влиянием кулацкой агитации выступала активно против плана.
Характерным в этом отношении является собрание бедноты, проведенное мною в с. Александровке Кустанайского р. Там на собрании беднота, даже совершенно освобожденная от участия в выполнении плана, выступала против плана хлебозаготовок. В то же время в этом селе у некоторых бедняков был обнаружен спрятанный кулацкий хлеб. В другом селе (Большая Чураковка) уполномоченный РИКа и PK как метод работы с беднотой предлагал переобложить бедняков с тем, чтобы «они заорали и указали, у кого хлеб».
Еще хуже была поставлена работа с середняцкими массами на селе и с колхозниками. Среди них почти никакой работы по выполнению общего плана хлебозаготовок села не велось.
Комиссии содействия вместо проведения работы по принятию самообязательств бедняцко-середняцкими массами деревни занялись доведением плана до каждого отдельного двора.
В ряде сел Кустанайского р. практиковались обыски у середняков по амбарам.
Хлебозаготовительные и советские органы проявили исключительный оппортунизм, стояли вообще в стороне от хлебозаготовок. Ни райполеводсоюзы, ни сельсоветы фактически ответственности за ход хлебозаготовок не несут. Вся работа по хлебозаготовкам целиком возложена на партийные организации. Уполномоченные райкомов в селах подменяли сельсоветы, и последние не принимали никакого участия в выполнении плана хлебозаготовок.
В некоторых селах Кустанайского р. председатели сельсоветов не знают даже планов хлебозаготовок и, естественно, не принимают участия в работе по реализации их.
ТВЕРДЫЕ ЗАДАНИЯ
Одним из факторов, тормозивших выполнение плана хлебозаготовок, является проявление оппортунизма на практике под предлогом «боязни» допустить повторения прошлогодних перегибов при проведении хлебозаготовок. Наиболее ярко это выявилось в слабом нажиме на кулацкие, байские и зажиточные хозяйства как при определении твердых заданий, так и в области своевременного выполнения их.
Запроектированная средняя норма погектарной сдачи по твердым заданиям чрезвычайно низка. По Семипалатинскому р., например, кулаки по твердому заданию сдают 1,4 ц с га посева, в то же время середняки и бедняки-единоличники сдают 2,2 ц.
Позднее применение репрессий в отношении обложенных твердыми заданиями привело к тому, что кулачество и баи успели распродать часть хлеба на рынке и запрятать в ямы, а сами сбежать на близь1 находящиеся строительства и совхозы.
Репрессивные меры в отношении кулака также были иногда слабыми. В некоторых сельсоветах Кустанайского р. кулаки приговаривались к отбыванию принудительных работ по месту жительства при сельсоветах. Такие репрессии приводили к обратным результатам, давая возможность кулачеству еще шире развертывать свою агитацию против хлебозаготовок.
В результате выполнение твердых заданий во всех районах отстает от среднего выполнения плана по краю.
Твердые задания по краю на 25 февраля в целом выполнены на 31,8 %, а по отдельным районам еще меньше. Так, например, по Кустанайскому р. твердые задания выполнены на 8 %, по Мендыгаринскому - на 16,2 %, Карабалыкскому - на 32 % и т.д.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА КОЛХОЗАМИ
План хлебозаготовок по колхозному сектору выполнен лишь на 89,3 %, несмотря на то, что выполнение обязательных норм колхозами проведено удовлетворительно. Местные организации пошли по линии наименьшего сопротивления, перекладывая значительную часть плана на колхозы, слабо нажимая на единоличника.
Средняя норма погектарной сдачи, запроектированная для колхозов в порядке обязательной сдачи, значительно превышает среднюю погектарную [норму] для единоличника. В Федоровском р. колхозы в порядке обязательном сдают по 4,01 ц с га посева, в то время как единоличники только 3,0 ц; в Кустанайском р. колхозы сдают 1,04 ц с га, а единоличники - 0,79 ц.
Некоторые колхозы имеют еще у себя товарные излишки хлеба, которые получить от них, несомненно, можно при соответствующем развертывании разъяснительной массовой работы.
КОНТРАКТАЦИЯ
Контрактация посевов, как авансовая, так и безавансовая, проходила по Казахстану без проведения среди контрактантов разъяснительной работы об обязанностях, вытекающих для контрактантов из заключенных договоров. В результате поступление хлеба по контрактационным договорам протекает очень слабо.
Заготовительные организации (полеводсоюзы) не потрудились завести у себя даже списки контрактантов. Вся контрактация проведена сугубо бюрократическими методами. Написали книжки, роздали их контрактантам и на этом успокоились в надежде, что хлеб сам потечет в амбары заготовительных органов.
Сами контрактанты, видя такое отношение к заключенным договорам, естественно, уклонялись от сдачи хлеба.
В Мендыгаринском, например, районе под контрактационные договоры выдано 86 тыс. руб. Поступило же хлеба всего на 36 тыс., в то время когда по договорам его должно было поступить на сумму, в несколько раз превышающую выданные авансы.
Никто, однако, из контрактантов в этом районе не привлечен к ответственности. Такое же положение примерно и в других посещенных мною районах.
По другим районам за невыполнение договоров по контрактации отдельные хозяйства привлекались к ответственности, но процессам не был придан показательный характер, вследствие чего должных результатов они не дали.
Надо прямо сказать, что контрактация не была использована как мощное орудие в проведении хлебозаготовок, каким оно должно и может быть при правильном проведении ее.
ВОЗВРАТ СЕМЕННОЙ ССУДЫ
Задолженность на 20 февраля по семенной ссуде в крае достигает 1,2 млн пуд. Часть этой ссуды находится за бедняками, которые фактически погасить таковую в текущем году не смогут. Однако и этого фактора местные организации не используют в целях мобилизации бедноты для активного участия в выполнении плана хлебозаготовок. Вместо того, чтобы использовать самый факт отсрочки семенной ссуды (ввиду явной невозможности сдачи ее беднотой) в качестве агитационного мероприятия, обеспечивающего привлечение бедняцких масс в активную работу по хлебозаготовкам, отсрочка ссуд производится механически по постановлению сельсоветов, порождая собезовские настроения у бедноты.
Должный нажим со стороны местных органов на возврат семенной ссуды отсутствует. Временами в сельсоветах, как, например, в Кустанайском р., совершенно нет списков единоличников, за которыми значится задолженность по семенной ссуде. Никто из недоимщиков не привлечен к ответственности за несдачу числящейся за ним ссуды. При правильном проведении работы можно было бы безусловно собрать еще около 0,5 млн пуд. хлеба.
ГЛУБИННЫЙ И СОХРАННЫЙ ХЛЕБ
В глубинных пунктах Казахстана до сего времени находится значительное количество хлеба. В отдельных районах количество хлеба достигает весьма внушительных цифр. Так, например, в Мендыгаринском р. - 23 570 пуд. хлеба, в Аманкарагайском - 40 тыс. пуд., в Урицком - 30 тыс. пуд. Эти факты, помимо того, что являются угрозой вывоза хлеба в связи с надвигающейся распутицей, вместе с тем являются одной из серьезнейших причин, тормозящих темп хлебозаготовок и засыпку семенного фонда.
В Мендыгаринском р., который фактически прекратил хлебозаготовки и очень слабо проводит работу по засыпке семян, и у районного актива, а следовательно, и окружающего крестьянства, создается впечатление, что заготовленный и хранимый на ссыпных пунктах хлеб целиком пойдет на засыпку семян, а потому и не следует заниматься ни хлебозаготовками, ни засыпкой семенных фондов. В этом районе мною предложено в трехдневный срок вывезти хлеб в Кустанай на элеватор Союзхлеба и мобилизована парторганизация для окончания выполнения плана хлебозаготовок.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА СОВХОЗАМИ
Вопрос о выполнении плана хлебозаготовок совхозами в Казахстане нуждается в самом срочном уточнении. По плану края в совхозах Казахстана в текущем году должно быть заготовлено 79 809 т хлеба. Фактически совхозы в текущем году сдали только 31 302 т, или всего 39,2 %.
В одном из таких совхозов Кустанайском я побывал лично. Этот совхоз по плану крайкома должен сдать 109 тыс. ц хлеба. Собрал он фактически 64 099 ц, и центр установил его программу в размере 15 тыс. ц.
Разница в абсолютных цифрах между планом края и фактической сдачей хлеба совхозами составляет 48 507 т.
Товарного хлеба такого количества в совхозах, безусловно, не имеется, принимая во внимание недород прошлого года и необходимость расширения посевных площадей будущего года.
Поскольку эта цифра нереальна, должен быть разрешен вопрос об уменьшении на соответствующее количество общего плана хлебозаготовок по Казахстану.
РУКОВОДСТВО КРАЙКОМА
Директивное руководство со стороны секретариата и бюро крайкома ВКП вопросами хлебозаготовок с начала кампании до последнего времени было удовлетворительно. Однако, у некоторых краевых работников существует неверие в возможность выполнения плана хлебозаготовок.
Ошибкой со стороны крайкома является его постановление от 10 января о немедленном отзыве из районов всех уполномоченных края по хлебозаготовкам.
Кроме того, крайком не сумел в достаточной мере сочетать проведение посевной и хлебозаготовительной кампаний, в результате чего местные организации переключились на сбор семян, совершенно прекратив работу по хлебозаготовкам.
О ПРЕДПРИНЯТЫХ МЕРАХ
По моему докладу бюро крайкома наметило ряд практических мероприятий для окончания выполнения плана хлебозаготовок. С 25 февраля по 1 марта назначен ударный месячник окончания плана хлебозаготовок. Мобилизован весь наличный актив краевой парторганизации, такая же директива дана и по районам. Кроме того, мобилизованы совпартшколы и проведена мобилизация актива профдвижения. Все товарищи, командированные из центра на посевную кампанию, переключены одновременно на проведение хлебозаготовок.
Мобилизован судейский аппарат для проведения по плану, установленному крайкомом, процессов над кулацко-байскими хозяйствами и показательных судов над отдельными единоличниками-середняками: контрактантами, должниками по семссуде.
Кроме того, намечен ряд практических мероприятий в области проведения общественно-массовой работы с единоличниками и колхозниками. Намечен также ряд практических мероприятий по ликвидации задолженности семссуды и в области вывоза хлеба из глубинных пунктов.
В заключение я должен отметить, что Казахстан, безусловно, сможет дать еще 3-4 млн пуд. хлеба, т.е. то количество, которое он должен дать по плану без совхозов. Из поездки по районам, в особенности селам, создается впечатление, что хлеб есть. Нужны лишь соответствующая работа, главным образом массово-разъяснительная, среди бедняков и середняков и твердый нажим на кулацко-байские хозяйства, и план хлебозаготовок по Казахстану может быть безусловно выполнен.
Н. Шверник
АП РФ. Ф. 3 Оп. 40. Д. 77. JI. 32-39. Подлинник.
1 Твердые задания
Источник: Голод в СССР. 1929-1934: В 3 т. Т. 1: 1929 - июль 1932: В 2 кн. Кн. 1. / Отв. составитель В.В. Кондрашин. - М.: МФД, 2011. (Россия. XX век. Документы). Стр. 363-368