Постановление коллегии министерства юстиции СССР «Об итогах изучения судебной практики по делам об абортах». 10 мая 1950 г.
10 мая 1950 г.
гор. Москва.
Об итогах изучения судебной практики по делам об абортах
Заслушав и обсудив доклад начальника сектора по уголовным делам отдела обобщения судебной практики и методических указаний Главного Управления по делам гражданских судебных органов Министерства юстиции СССР т. Соколовой об итогах изучения судебной практики по делам об абортах, Коллегия Министерства юстиции СССР отмечает:
1. Поступление в суды дел об абортах резко увеличилось. По сравнению с 1948 г. число осужденных за производство абортов в 1949 г. возросло на 39,4%, а за «самоаборты» - на 66,9%. В ряде союзных республик имеется особенно большой рост этих преступлений. Так, число осужденных за производство абортов в Азербайджанской ССР увеличилось за этот период на 84,4%, в Киргизской ССР - на 83,3%, в Грузинской ССР - на 72,2%, в РСФСР - на 43,8%.
Большим ростом числа осужденных за «самоаборты» выделяются Таджикская ССР, где в 1949 г. по сравнению с 1948 г. было осуждено за эти преступления на 168,8% больше, Киргизская ССР (рост на 114,0%), Литовская ССР (рост на 97,4%), Белорусская ССР (рост на 91,9%), РСФСР (рост на 69,6%), Азербайджанская ССР (рост на 76,0%), Украинская ССР (рост на 73,8%).
Многие суды и органы МЮ не сделали необходимых политических выводов из факта такого резкого увеличение поступления дел об абортах и вместо того, чтобы усилить борьбу с этими преступлениями, ослабили ее:
а) Подавляющее большинство дел (свыше 80%) проходит под видом так называемых самоабортов, по ст. 140-6 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, что в известной мере является результатом того, что органы здравоохранения и следствия часто не выявляют действительных обстоятельств, при которых был произведен аборт, не выявляют и не привлекают к уголовной ответственности лиц, виновных в производстве аборта, а суды принимают к своему производству такие плохо расследованные дела и рассматривают их по существу. Так, народный суд 1 уч[астка] г. Подольска Московской области приговорил Бабусину по ст. 140-6 УК. РСФСР к общественному порицанию; впоследствии же при разбирательстве другого дела обнаружилось, что Бабусиной был произведен аборт гр-кой Ткачевой.
В некоторых союзных республиках при значительном количестве дел о так называемых самоабортах почти нет дел о производстве абортов.
Так, в 1949 г. в Туркменской ССР было осуждено за так называемые самоаборты 281 чел, а за производство абортов - 10 человек, в Грузинской ССР за «самоаборты» было осуждено 595 человек, а за производство абортов - 31 человек, в Узбекской ССР соответственно 332 и 37 чел., в Киргизской ССР - 383 и 33 чел.
Этот крупный недостаток в работе, который по сути дела сводит на нет всю борьбу с абортами, в значительной мере является результатом нарушения органами здравоохранения и следственными органами требований инструкции Наркомздрава СССР, Прокурора СССР и НКЮ СССР от 25 ноября 1940 г. «О проведении борьбы с преступными абортами», в частности, требований о собирании и оформлении доказательств, о сроках передачи материалов лечебными учреждениями в прокуратуру и т.д. Между тем, суды, как правило, равнодушно проходят мимо нарушения инструкции вместо того, чтобы принимать решительные меры к их пресечению путем вынесения в таком случае частного определения или постановки вопроса перед соответствующими организациями.
б) Само разбирательство в судах дел об абортах также нередко проводится очень поверхностно, не обеспечивает выяснения действительных обстоятельств, при которых был произведен аборт и выявления лиц, понуждавших и подстрекавших женщину к производству аборта. Например, народный суд 4-го участка Фрунзенского районо г. Москвы при наличии прямого заявления Семинихиной, обвинявшейся по ст. 140-6 УК РСФСР в том, что к производству аборта ее понудил муж, не возбудил в отношении его уголовного преследования.
в) В практике имеются нередкие случаи, когда судьи применяют к лицам, изобличенным в производстве аборта, недопустимо мягкие меры наказания. Например, народный суд 4-го участка Сталинского района Ивановской области осудил по ст. 140 ч. III УК РСФСР к исправительно-трудовым работам Ромадову, которая, не имея медицинского образования и в антисанитарной обстановке произвела аборты двум женщинам. Применение такой мягкой меры наказания суд мотивировал тем, что 57-летняя подсудимая «имеет престарелый возраст». Ивановский областной суд отменил этот приговор по протесту прокурора. Установлен ряд таких фактов, когда даже при смертельном исходе аборта суды применяли к виновным минимальные сроки наказания, предусмотренные санкцией ст. 140 ч. III УК РСФСР (народный суд 2-го уч. Кувшинского района Свердловской области, дело Анферовой; народный суд 2-го участка Красногорского района г. Каменск-Уральского, дело Скороходовой и некоторые другие дела).
Особенно либерально многие суды относятся к пособникам в производстве абортов, применяя к ним, как правило, условное осуждение, тогда как борьба с абортами требует сурового наказания всякого рода посредников и иных лиц, способствующих своими действиями совершению абортов. Дополнительные меры наказания - лишение избирательных прав, запрещение занятия лечебной деятельностью, высылка - применяются судами по этим делам лишь в редких случаях. За 1949 г. по Союзу ССР эти меры наказания были применены лишь к 5,5% осужденных, причем высылка была применена всего только в 21 случае.
г) Борьба с абортами в значительной мере ослаблена также тем, что суды во многих случаях не выполняют требования инструкции о рассмотрении дел - не позднее 3-х дней в подготовительном заседании и 10-ти дней в судебном заседании, а также о разбирательстве дел этой категории, имеющих серьезное общественное значение, в выездных сессиях с освещением судебного процесса в печати.
2. Коллегия Министерства юстиции СССР отмечает, что, несмотря на значительный рост поступления в суды дел об абортах, министерства юстиции союзных и автономных республик, управления МЮ до сего времени не разобрались глубоко в причинах такого положения, не поставили перед местными руководящими органами этот вопрос и не приняли мер, обеспечивающих усиление судами борьбы с указанными преступлениями.
Коллегия Министерства юстиции СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обязать министров юстиции союзных и автономных республик и начальников управлений МЮ при областных и краевых советах депутатов трудящихся:
а) немедленно принять меры к устранению имеющихся недостатков в работе судов по рассмотрению дел об абортах и обеспечить, чтобы суды при рассмотрении этих дел всесторонне и тщательно выясняли действительные обстоятельства, при которых был совершен аборт, выявляли и привлекали к законной ответственности лиц, виновных в производстве аборта и в понуждении женщин к производству аборта, и чтобы дела этой категории, имеющие серьезное общественное значение, в особенности дела об абортах со смертельным исходом аборта, рассматривались с выездом на месте и с освещением судебных процессов в печати.
Министру юстиции РСФСР тов. Беляеву особое внимание обратить на состояние работы судов по борьбе с абортами в городах Москве и Ленинграде, Московской, Воронежской, Горьковской, Грозненской, Ивановской, Куйбышевской, Крымской, Ростовской, Саратовской, Сталинградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях; Министру юстиции Украинской СССР тов. Панасюк - на состояние работы судов по борьбе с абортами в Киевской, Харьковской, Днепропетровской областях; Министру юстиции Белорусской СССР тов. Падуто - в Минской и Гомельской областях; Министру юстиции Узбекской СССР тов. Умарову - Ташкентской и Хорезмской областях; Министру юстиции Казахской ССР тов. Нурбаеву - в Алма-Атинской и Карагандинской областях; Министру юстиции Киргизской ССР тов.Ташкулову - в Фрунзенской области; Министру юстиции Таджикской ССР тов. Раджабову - в Сталинабадской и Ленинабадской областях; Министру юстиции Туркменской ССР т. Байнаеву - в Ашхабадской области;
б) в июне-июле 1950 года обсудить на заседании коллегии (оперативном совещании) с участием представителей органов здравоохранения и прокуратуры состояние работы судов по борьбе с абортами и информировать по этим материалам руководящие органы республики (области); впредь в работе по борьбе с абортами поддерживать постоянный контакт с местными органами здравоохранения и органами прокуратуры;
в) о выполнении этих указаний министрам юстиции союзных республик подробно доложить Министерству юстиции СССР в очередном квартальном отчете, а министрам юстиции автономных республик и начальникам управлений МЮ в краях и областях соответственно информировать министерства юстиции союзных республик.
2. Министрам юстиции союзных и автономных республик и начальникам управлений МЮ при краевых и областных Советах депутатов трудящихся обратить особое внимание на всемерную охрану жилищных, трудовых и иных личных и имущественных прав и интересов женщин и в особенности своевременное и правильное разрешение дел о взыскании алиментов на детей и строгое исполнение решений по этим делам.
3. Главному управлению по делам гражданских судебных органов (тов. Суходреву) при ревизиях тщательно проверять состояние работы судов и органов МЮ по борьбе с абортами.
4. Поручить редакции журнала «Социалистическая законность» (тов. Зайцеву) освещать на страницах работу судов по рассмотрению дел об абортах.
5. Информировать Совет Министров и ЦК ВКП (б) о состоянии борьбы с абортами.
6. Довести до сведения министра здравоохранения СССР о недостатках в работе органов здравоохранения по борьбе с абортами.
7. Довести до сведения Генерального прокурора СССР о недостатках в работе органов прокуратуры и следствия по расследованию дел этой категории.
8. Поставить перед Пленумом Верховного суда СССР вопрос о даче судам руководящих указаний по делам о преступных абортах.
Министр юстиции К. Горшенин.