Объяснительная записка уполномоченного совета по делам русской православной церкви по Саратовской области Полубабкина Г. Г. Карпову в связи с празднованием дня Крещения в Саратове. 22 февраля 1949 г.
22 февраля 1949 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
товарищу КАРПОВУ Г.Г.
Объяснительная записка
Инструктивное письмо Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР № 34 от 6.XII-1948 г. за №1135/с мною получено 10.XII-1948 г. и с момента получения до 5 февраля с. г. оглашено никому не было.
Председатель облисполкома т. Кузьмин ознакомился с ним 5 февраля, секретарь обкома ВКП(б) т. Борков ознакомился с ним 8 февраля.
Ходатайство о крестном ходе на реку Волгу было возбуждено лично епископом Саратовским Борисом перед исполкомом Волжского райсовета депутатов трудящихся города Саратова 6 января 1949 г.
Председатель Волжского райсовета депутатов трудящихся тов. Прибыток удовлетворил просьбу епископа Бориса и дал распоряжение зав. коммунальным отделом т. Скрябину об отводе места на реке Волге, а милиции - об обеспечении порядка во время крестного хода на реку.
О выдаче разрешения на крестный ход на реку Волгу председатель райсовета т. Прибыток в известность меня не поставил. Правда, я в это время, т.е. с 4 января по 14 января, находился в Романовском районе в командировке по заданию обкома ВКП(б) и облисполкома для проверки выполнения постановления ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР о ходе засыпки и подготовки семян, подготовке МТС, колхозов и совхозов к весеннему севу и проведению в жизнь постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. о полезащитных лесных насаждениях.
17 января я получил от епархиального управления сообщение о том, что Волжский райсовет разрешил крестный ход на воду. В этот же день я позвонил пом. нач. гормилиции т. Серкову и просил его усилить наряды милиции с тем, чтобы не допустить людей на лед, на что он мне ответил, что у него есть указание от Волжского райсовета, и охрана порядка будет обеспечена.
Место водоосвящения, деревянный помост возле берега, а также ледяной крест изготовляли по просьбе церковного совета рабочие лесосплава. Прорубь для погружения креста вырублена вблизи деревянного помоста, в 3-4 метрах от берега, размером в 1 кв. метр.
Прорубь для купания вырублена метрах в 20 от берега и метров в 60-ти от места водоосвящения вниз по течению на глубине одного метра силами Осво-да. Начальник Освода т. Карамышев, член ВКП(б), по своей инициативе дал указание прорубить прорубь на малой глубине, сделать ограждение и поставить своих людей. Делал он это для того, чтобы избежать несчастных случаев, так как купальщики пошли бы купаться в открытую полынью, находящуюся на глубоком месте Волги.
Сообщаю, что в 1947 и 1948 гг. крестные ходы разрешались и также были многолюдны - до 10000 человек. Купанье тоже происходило, но в меньшем количестве.
В 1946 году крестный ход мной был запрещен - водосвятие производили возле церкви в кадушках, воду подвозили с реки. При раздаче воды создавались громадные очереди, происходила давка, выражалось недовольство. К уполномоченному Совета приходили представители верующих с жалобами.
В крестном ходе 1949 года, по моему определению, участвовало около 10000 человек. Эту цифру я определил, исходя из следующего. Расстояние от церкви до берега Волги 350 метров, а место остановки на берегу Волги равно - ширина берега 50 метров и длина около 100 метров, или 5000 кв. метров, по 2 человека на 1 кв. метр. Когда мне сообщили о многолюдности крестного хода, и я прибыл на набережную, это было 12 ч. 30 м. В это время крестный ход подходил к месту водоосвящения, вдоль берега стояли милиционеры, на льду никого не было. Процедура водоосвящения продолжалась 15-20 минут. К концу молебна купальщики поодиночке стали прорываться к проруби, т.е. к месту купанья, приготовленному Осводом, и как только закончили водоосвящение и крестный ход пошел обратно в церковь, большая группа купальщиков ринулась купаться. Этого натиска охрана сдержать не могла, у проруби появились осводовцы и стали помогать купающимся выходить из воды, подавая им руки. Купанье продолжалось в течение 35-40 минут. За это время я, находясь на расстоянии 300 метров, насчитал 267 человек купающихся. В 1 час дня я ушел.
Вопрос о крестном ходе в Саратове рассматривался на Бюро Саратовского горкома ВКП(б). Решением Бюро горкома председатель Волжского райисполкома тов. Прибыток с работы снят. Ему объявлен строгий выговор с занесением в карточку. Зав. коммунальным отделом т. Скрябин с работы снят с объявлением строгого выговора с занесением в карточку, пом. начальника милиции т. Комарову за необеспечение порядка объявлен строгий выговор, Волжскому райкому ВКП(б) указано на политическую беспечность.
8 февраля я был вызван к секретарю обкома ВКП(б) т. Боркову, доложил о свершившемся и ознакомил с инструктивным письмом Совета № 34.
Уполномоченный Совета по Саратовской области
ПОЛУБАБКИН.
22 февраля 1949 г.