Информация Управления по проверке партийных органов «Об усилении деятельности представителей религиозных культов». 2 августа 1946 г.
2 августа 1946 г.
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Патоличеву Н.С.
Об усилении деятельности представителей религиозных культов
Из материалов обкомов, полученных за последние три месяца, видно, что в ряде районов представители религиозных культов усилили свою деятельность среди трудящихся. Вот некоторые факты.
Община русской православной церкви в Алма-Атинском районе Казахской ССР, получив в свое распоряжение в конце декабря прошлого года здание дома культуры, широко развернула работу среди населения; если в начале 1946 года эта община насчитывала в своих рядах около 600 человек, то к концу первого квартала она объединила уже до 1500 человек верующих. В этом же районе широкое распространение получили факты религиозных обрядов. Например, в церкви Малой станицы ежедневно венчается пять-шесть пар; наряду с крещением новорожденных имело место 30 случаев крещения молодежи в возрасте от 15 до 25 лет. Доходность религиозной общины сел Чиликское и Энбекши за совершение религиозных обрядов только в 1945 году составила 1053640 рублей. Священник Шляпкин в Джамбулском районе, совершая религиозные обряды во многих селах, за короткое время скопил крупную сумму денег и купил в г. Алма-Ата за 15 тыс. рублей дом для своих дочерей.
Значительную активность проявляет также мусульманское духовенство как в г. Алма-Ата, так и в сельских районах. Кое-где подпольно действуют секты баптистов, а также католические организации.
На последнем пленуме Ферганского горкома КП(б) Узбекистана (19 июня 1946 г.) начальник областного управления МГБ т. Варшавер отметил, что представители религиозных культов, «пользуясь некоторой легальностью, которую они получили в период Отечественной войны, настолько глубоко пустили корни, что организовывают и открывают старометодные школы», в которых изучается шариат. В Коканде, Фергане и Маргелане женщины и девушки под влиянием духовенства надевают паранджу. На текстильном комбинате сектанты-пятидесятники ведут активную работу по вовлечению молодежи и комсомольцев в свои секты. В отдельных случаях комсомолки, окончившие высшее учебное заведение, вступают в секты баптистов. Значительное влияние сектантов объясняется тем, - сказал т. Варшавер, - что «пропаганда у нас заброшена», поэтому, когда «организуют лекцию, собирается не более 15 человек, а в церкви - несколько тысяч».
На пленуме Марийского обкома ВКП(б), состоявшемся 3-4 июля 1946 г., председатель Президиума Верховного Совета республики т. Рябчиков сказал:
«Не случайно в ряде районов вследствие того, что массово-политическая и культурно-просветительная работа у нас находится в запущенном состоянии, среди населения имеет место оживление религиозных настроений: открываются церкви, организуются языческие моления».
В Куженерском районе на моление собираются сотни колхозников; в прошлом году на одном из молений собралось до трех тысяч колхозников, причем большую половину их составляла молодежь, и в числе присутствующих были многие председатели колхозов, а также зав. оргинструкторским отделом райкома партии.
Недавно Грозненский обком ВКП(б) обсудил вопрос «О фактах активизации религиозных элементов в Междуреченском районе» и отметил, что райком партии, зная об активизации церковников в селе Мостовое, не придал значения этому факту, а исполком райсовета, получив заявление от группы верующих, разрешил открыть молитвенный дом в селе. Вместе с тем установлено, что в селе Мостовое изба-читальня закрыта, так как ее помещение используется под зернохранилище. «Все это создало благоприятные условия для активизации церковников и проявления антигосударственных и антиколхозных тенденций, которые не встречают должного отпора со стороны отдельных коммунистов и руководителей колхозов».
В отдельных случаях активизация церковников выражается в том, что они предъявляют даже ультимативные требования органам советской власти. Например, в Кизлярский райисполком Грозненской области явился один священник и заявил:
«Все вы получаете промтоварные талоны и карточки, мы тоже люди умственного труда. Я требую, чтобы священника, дьякона и псаломщика взяли на промтоварное и продовольственное снабжение».
По данным Пензенского обкома ВКП(б) в мае и июне 1946 г. в 20 районах, где часть озимых и яровых посевов погибла, церковники воспользовались бездеятельностью партийных, советских организаций и провели молебствия о дожде. Некоторые председатели райисполкомов давали официальные разрешения о проведении молебствий. Первичные парторганизации не вели разъяснительную работу среди колхозников и в ряде случаев безучастно наблюдали, как проводятся крестные ходы и молебствия.
16 июня 1946 года в Бессоновский райисполком явился священник с просьбой о разрешении провести молебствия верующих. Получив это разрешение, священник в тот же день провел на берегу р. Суры молебствие, в котором участвовало около 600 человек. После этого все собравшиеся пошли на поля колхоза им. Горького, где также было проведено молебствие о дожде.
18 июня 1946 года молебствие состоялось в селе Лазаревка Бессоновского района, причем по инициативе колхозницы Карташевой во время совершения религиозных обрядов в село была доставлена больная туберкулезом Козлова (работница завода им. Фрунзе). Козлову обливали холодной водой из колодца и спрашивали ее: «Скоро ли здесь будет дождь?». На другой день Козлова умерла от простуды.
В селе Лопатино Чаадаевского района 12 июня 1946 года после службы в церкви был крестный ход на поля колхоза. В крестном ходе участвовало 400 человек.
В селе Керки Камешкирского района 20 июня по разрешению председателя райисполкома т. Федорова было организовано молебствие, в котором участвовало около 100 человек. В этом же селе по инициативе инвалида Отечественной войны было вторично организовано молебствие, на котором присутствовало 150 человек.
Отмечены факты, когда верующие посылают в другие области письма с сообщениями о том, что после молебствия начались дожди. Вот выдержки из письма гр-ки Кузиной:
«По соседству с нами проживает мордва. Три дня они не гоняли скотину в стадо, три дня ни один человек не кушал. Было очень страшно: скотина ревет, люди три дня стояли на коленях и плакали, а после пошел дождь».
В Пензенской области действует 26 церквей, в том числе 2 церкви в Пензе; посещают их от 150 до 200 человек. Многие райкомы запустили пропаганду на естественнонаучные темы. За 1945 год прочитано всего лишь 190 лекций и докладов, а в некоторых районах не было организовано ни одной лекции (Башмаковский, Вадинский и др.).
Факты молебствий о дожде имели место также и в Воронежской области, причем некоторые районные работники допускали неправильные действия в отношении верующих. Например, 8 июля 1946 года Воронежский обком ВКП(б) отметил:
«С 16 по 18 мая в районном центре Грибановского района, с. Б. Грибанов-ка, большая группа верующих организовала шествия и моления о дожде. Эти шествия, проводившиеся без согласия органов власти, возглавил некто Самойлов Борис, именующий себя проповедником.
Председатель райисполкома т. Михайловский, райпрокурор т. Филимонов и начальник РО МВД т. Фирсов вместо того, чтобы осуществить меры, направленные на предотвращение шествий и на отрыв от Самойлова группирующейся вокруг него части населения, пытались во время моления арестовать Самойлова и таким образом добиться прекращения шествий. А 18 июня т.т. Филимонов и Фирсов пытались даже взломать топором дверь дома, где находился Самойлов и арестовать его. Все это вызвало противодействие со стороны верующих, даже эксцессы».
В своем выступлении на областном совещании секретарей колхозных первичных парторганизаций секретарь Курского обкома ВКП(б) по пропаганде т. Легасов отметил крупные недостатки в постановке агитационной работы на селе.
«До войны, - сказал т. Легасов, - у нас в области было три церкви, а сейчас более трехсот. Мы имеем такие факты, когда в Кривцовском районе, например, поп пришел к секретарю райкома и сказал: "Примите меры, а то комсомольцы начали в церковь ходить"».
Заслуживает внимания, что некоторые работники местных советских органов подпадают под влияние церковников. Так, председатель Апостоловского сельсовета Днепропетровской области говорил:
«Я со священником работал в контакте. Бывало я ему говорил, чтобы он повлиял на верующих о необходимости поднятия трудовой дисциплины, своевременного выхода на работу, бережного отношения к колхозному имуществу; во время исповеди он об этом напоминал, и трудовая дисциплина значительно улучшилась. Не знаю, по каким причинам священника сняли».
Председатель Боговского сельсовета Псебайского района Краснодарского края выдал следующую характеристику местному священнику:
«Выдана Боговским сельсоветом Псебайского района Краснодарского края на священника Боговской церкви Ермолаева Николая Петровича в том, что он после периода оккупации работает священником Боговского прихода. К работе относится добросовестно и аккуратно. Все общественные мероприятия, поручаемые сельским Советом, выполняет хорошо. Серьезно, с большим подъемом проводит всевозможные сборы в фонд РККА. Как священник, вполне отвечает своему назначению. За период оккупации никаких компрометирующих материалов за гр. Ермолаевым не имеется».
Председатель Александровского сельсовета Александровского района Ростовской области направил «его преосвященству Серафиму Ростовскому и Таганрогскому» просьбу об оставлении на службе священника Александра Калинина, дав ему положительную характеристику. «Александровский сельсовет, - говорится в этом ходатайстве, - от имени религиозной общины Александров-ско-Преображенского молитвенного дома просит его преосвященство Серафима Ростовского и Таганрогского удовлетворить нашу просьбу». Прочитав эту бумагу, Серафим начертал на ней следующую резолюцию: «Сторож видел, как председатель сельсовета пьянствовал с попом, а дочка попа гуляет с председателем сельсовета».
В ряде районов ответственные работники местных организаций обращаются к церковникам и религиозным общинам с просьбами об оказании помощи семьям военнослужащих, инвалидам Отечественной войны и детям-сиротам. Например, в Ворошиловградской области зав. отделом государственного обеспечения горсовета т. Хацкевич послал епископу просьбу внести в фонд помощи семьям военнослужащих 112 тыс. рублей. Председатель Климовского райкома общества Красного Креста т. Землянская обратилась к епископу с просьбой выделить средства на нужды своей организации. Работник Славяносербского райкома МОПР просил священника села Черкасское выделить 1500 рублей на нужды МОПР.
Аналогичные факты имели место в Каменец-Подольской области, где заместитель председателя облисполкома по государственному обеспечению семей военнослужащих, зав. облотделом социального обеспечения и председатель общества Красного Креста обращались к епископу и религиозным общинам с просьбами об оказании помощи советским и общественным организациям.
Л. Слепов.
2 августа 1946 г.