Записка A.C. Бакакина и С.В. Кузнецова A.A. Кузнецову и М.А. Суслову «О серьезных недостатках в практике применения Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних, осужденных за хищения и кражи». 7 октября 1947 г
7 октября 1947 г.
СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б)
тов. КУЗНЕЦОВУ A.A.
тов. СУСЛОВУ М.А
О серьезных недостатках в практике применения Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4.V1-47 г. в отношении несовершеннолетних, осужденных за хищения и кражи государственной, общественной собственности и личного имущества граждан
Секретарь ЦК ВЛКСМ тов. Михайлов ставит перед ЦК ВКП(б) вопрос о необходимости внести некоторые существенные изменения в практику применения судебно-прокурорскими органами Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года.
Согласно действующему законодательству, подростки привлекаются за хищения и кражи к судебной ответственности с 12-летнего возраста с применением к виновным всех мер наказания.
Однако, суды и органы прокуратуры часто допускают формальный подход при рассмотрении судебных дел на подростков, виновных в кражах, совершенных ими впервые, осуждая их к длительным срокам лишения свободы.
Факты: Сычев В.И., рождения 1934 года, за хищение 100 колосьев ржи на колхозном поле осужден народным судом 1-го участка города Егорьевска, Московской области, к 7 годам лишения свободы;
Батрев Н.М.; 1934 года рождения, осужден Рязанским областным судом к 5 годам лишения свободы за то, что он при перевозке украл 5 кг зерна;
Мареев Б.И., 1934 года рождения, осужден народным судом Высокогорского района Московской области к 6 годам лишения свободы за то, что на улице вырвал у 13-летней девочки Булановой 600 грамм хлеба и съел его. У Мареева отец умер, на иждивении матери 5 детей.
Смирнов А.Д., 12 лет, и Тимошкин А.Д., 12 лет, осуждены Московским народным судом к 10 годам лишения свободы каждый за то, что они совместно с другими принимали участие в хищении из лабаза № 18 «Мосфураж» 150 руб., 2 тетрадей и 3-х книг.
Дуцыня М.Ф., 1932 года рождения, осуждена народным судом 2-го участка Воротынского района Горьковской области к 5 годам лишения свободы за кражу 4 кг картофеля с колхозного поля.
Суды, на наш взгляд, нередко допускают серьезные политические ошибки, приговаривая подростков, по отбытии ими наказания, к поражению избирательных прав сроком, как правило, от трех до 5 лет.
Даже с формальной стороны, здесь допускается явное и грубое нарушение закона, поскольку в момент вынесения приговора, подростки не имеют еще избирательных прав. Их лишают этих прав «авансом».
Тютякин Г.С., 1931 года рождения, осужден Верховным судом Чувашской АССР к 13 годам лишения свободы с последующим поражением в избирательных правах на 3 года.
Чаплыгин В.П., 16 лет, осужден Ростовским областным судом к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с последующим поражением в избирательных правах на 5 лет.
Насколько формально судами применяются Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года, говорят факты вынесения судами приговоров с конфискацией имущества.
Молчанов К.П., 14 лет, осужден Ивановским областным судом к 10 годам лишения свободы «с конфискацией лично принадлежащего ему имущества».
Крестов H.A., 14 лет, и Сверчков А.И., 15 лет, осуждены Московским городским судом к 10 годам лишения свободы каждый, «с конфискацией лично принадлежащего им имущества».
Гусейнов М., 15 лет, за попытку украсть одну шкурку для шапки, осужден Верховным судом Дагестанской АССР к 8 годам лишения свободы, «с конфискацией лично принадлежащего ему имущества».
Судебно-прокурорские органы не всегда учитывают, что подростки, совершившие кражу впервые, чаще всего нуждаются в применении к ним мер воспитательного характера.
Однако эти воспитательные меры применяются судами очень редко. Между тем, СНК СССР в своем постановлении от 15 июня 1943 года «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» указал, что подростки, задержанные за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, если возбуждение уголовного преследования будет признано нецелесообразным, подлежат направлению в трудовые воспитательные колонии МВД СССР.
Рассмотрение дел в судах в отношении подростков чаще всего происходит в обычном, «текущем» порядке. Не создается необходимой обстановки воспитательного характера. Не всегда приглашаются родители, товарищи обвиняемого, представители школьных, пионерских, комсомольских организаций, отделов народного образования. Судебные заседания проводятся сухо, формально.
Считаем необходимым издать постановление Пленума Верховного Суда СССР, в котором предусмотреть следующие указания судебным органам:
а) к подросткам до 16-летнего возраста, привлеченным к судебной ответственности за кражу, совершенную впервые, Указ от 4 июня 1947 года применять в исключительных случаях;
б) разъяснить судам, что при рассмотрении судебных дел о преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года, совершенных подростками впервые, применять статью 51 Уголовного кодекса РСФСР, предоставляющую право судам определять меру наказания ниже минимального срока, предусмотренного законом. Подростков, совершивших кражи впервые при наличии смягчающих обстоятельств, направлять в соответствии с постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 года, в трудовые воспитательные колонии или применять к ним условное наказание;
в) народным судьям, председателям судов вменить в обязанность при проведении судебных заседаний по делам на подростков, вызывать родителей, близких родственников или товарищей обвиняемого, представителей школьных, пионерских, комсомольских организаций, отделов народного образования.
Вносим предложение заслушать тт.: Горшенина, Голякова, Круглова, Рычкова и Михайлова на Секретариате ЦК ВКП(б) по этому вопросу.
Зав. отделом Управления кадров ЦК ВКП(б)
Бакакин.
Инспектор отдела Управления кадров ЦК ВКП(б)
Кузнецов.
7 октября 1947 г.