Показания Неймаера Карла Францевича. 4/XI-29 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.11.04
Период: 
1929
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

Уже во время второго приезда ГЛАССА в 1923 г. всей организации было ясно, что при существующих условиях никаких надежд на сдачу заводов концессионерам не имеется и что Советская власть на этот шаг не пойдет, поэтому оставалось выполнить по возможности предложение ГЛАССА о постепенном приведении заводов в такое состояние производственного развала, которое принудило бы Правительство сдавать их в концессию. В этом направлении и должна была быть построена работа каждого из участников контр-революционной деятельности по своей специальности. С такой установкой и было преступлено к выполнению указаний ГЛАССА, данных им ХРЕННИКОВУ.

Вредительская работа членов контр-революционной организации была распределена следующим образом: Н. Л. МАНУЙЛОВ — по металлургической части, В. А. ТИЛЕ — по прокатному производству, В. А. ТИХОМИРОВ — по машиностроению, Ф. С. МАЛАХОВСКИЙ —  по паровозостроению, инж. БУЙНЕВИЧ — по выплавке чугуна (теперь он находится заграницей) и я — по заготовительным вспомогательным производствам, ХРЕННИКОВ же возглавлял всю эту работу. В 1924 г. ХРЕННИКОВ заявил мне, что он продолжает поддерживать отношения с ГЛАССОМ через Английское Консульство, что он по тактическим соображениям переходит работать в Главметалл и оттуда будет руководить и направлять техническую работу по линии ГОМЗЫ и что там уже есть член контр-революционной организации — КУТСКИЙ. По существу дела группа ГОМЗЫ не могла по своей инициативе проводить то или иное вредительство без указания Главметалла, как по производственной линии, так и по линии капитальных ремонтов и строительства.

Одним из заданий вредительского характера, полученного ГОМЗОЙ, была организация тракторостроения на Коломенском заводе, паровозный отдел которого надлежало приспособить для этого дела.

Выбран был для постройки трактор [«]Коломенец[»], запроектированный в Техбюро, бывшем при Правлении в Москве, где одновременно проектировались и тепловозы. Трактор имел простой нефтяной двигатель в 300 с чем-то сил. Оборудование Паровозного отдела только частично подходило для обработки тракторных мелких деталей, поэтому все крупные станки были без работы. Кроме того, ввиду большого количества нарезных зубчатых колес в тракторах, явилась необходимость в приобретении на внутренних, так и на заграничных рынках зуборезных станков. Затрачено много работы и средств на изготовление моделей, шаблонов, кондукторов, болвано[к] для сборки, станков для испытания двигателя и самого трактора.

В общем затраты выразились в солидной сумме 5 млн. руб. и все это для того, чтобы ликвидировать тракторостроение на Коломенском заводе через два года после его организации, так как трактор [«]Коломенец[»], как первый проект такового[,] был еще далеко не совершенен по своей конструкции, во-вторых, он получался очень дорогим, а в-третьих и самое главное — рост ж. д. транспорта вызвал усиленную потребность в паровозах, и Коломзавод[у] подлежало вновь перестраивать свое производство на паровозы. Для осуществления последнего вновь пришлось ломать фундаменты станков для испытания двигателей и тракторов, выбрасывать ненужные станки, все это связано с сравнительно значительными расходами.

Если бы завод продолжал делать этот трактор, то в процессе работы он смог бы быть усовершенствован и удешевлен, при такой же спешной ликвидации производства осталось много неиспользованного полуфабриката и уже собранных двигателей и если последние можно было еще частично реализовать, то первые надо было бросать в мартеновскую печь.

Таким образом были растрачены большие средства, не давшие никаких результатов и затраты остались потерянными. Всего за время производства было выпущено более 1.000 шт. тракторов, которые оказались совершенно негодными.

После провала тракторостроения на Коломенском заводе и решения его ликвидировать, полуфабрикаты были переданы заводу «Красный Профинтерн», который должен был продолжать постройку тракторов, Для каковой цели начали приспосабливать машиносборочную мастерскую, но последние работы не были доведены до конца, [так] как ГОМЗЫ получила приказ совершенно прекратить тракторостроение.

Убытки от тракторостроения на обоих заводах весьма значительны и выражаются в сумме 6-1/2 млн руб.

Преподанное ГОМЗЕ Главметаллом в лице металлообработки задание на тракторостроение на Коломенском и Брянском заводах является вредительским актом на техническом и экономическом фронтах.

Виновными вредительского акта по тракторостроению со стороны Главметалла являются ХРЕННИКОВ, КУТСКИЙ, МИЛЮКОВ, а по линии ГОМЗЫ — Технический Отдел Центр. Правления в лице моем, ТИХОМИРОВА, а по Коломенскому заводу — Техн. Директор ПУГАВКО С. В.

Записано собственноручно К. НЕЙМАЕР.
4/XI-29 г.