Рапорт заместителя начальника ТО ГУГБ НКВД СССР об обеспечении подвижным составом перевозимых кулацких хозяйств из погранполосы УССР. 5 февраля 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.02.05
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 46
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 2. Д. 929. Л. 13. Подлинник.

№ 5

Рапорт заместителя начальника ТО ГУГБ НКВД СССР об обеспечении подвижным составом перевозимых кулацких хозяйств из погранполосы УССР5

Народному комиссару внутренних дел СССР т. Ягоде

Докладываю, перевозки 8000 кулацких хозяйств из погранполосы УССР и переселения 4000 семей ударников колхозников в пределы погранполосы подвижным составом обеспечены. Указания, как надо производить погрузки, даны.

Зам. нач. ТО ГУГБ Прохоров

На рубеже 1934/1935 гг. сталинское руководство в контексте менявшейся геополитической ситуации приняло ряд решений, связанных с укреплением государственной границы. Это, в свою очередь, предусматривало осуществление мер по очистке пограничных/приграничных территорий от «неблагонадежных элементов». Для Украины предусматривался вариант замещающих, компенсаторных миграций с включением в него помимо «добровольно-принудительных» переселений и чисто депортационного компонента (высылка части сельского населения на спецпоселение). 27 декабря 1934    г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об Украине», в котором давалась санкция на осуществление миграций, в т.ч. и принудительных: «1) Переселить с западных приграничных районов Украины в восточные ее окраины (Старобельск и т.п.) 7-8 тысяч хозяйств ненадежного элемента. 2) Обязать НКВД выслать в порядке репрессии с западных приграничных районов 2000 антисоветских семейств» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 537. Л. 1). В дальнейшем определялись масштабы замещающего переселения 4 тыс. семей из восточных районов республики в западные. Так, 1 февраля 1935    г. было принято секретное постановление СНК СССР, определявшее порядок указанного выше переселения семей «ударников-колхозников» из внутренних территорий республики в пограничные.

На переселяемые из Черниговской и Киевской областей колхозные семьи целиком распространялись льготы, предусмотренные для т.н. плановых переселенцев. К их числу относились снятие всех недоимок по сельхозналогу, обязательным поставкам государству и страховым платежам, полное и частичное освобождение от обязательных налогов и сборов сроком на три года, а от обязательных поставок молока и мяса — на один год. Наряду с бесплатным проездом по железной дороге и питанием в пути, а также бесплатным получением на месте нового вселения в постоянное пользование дома, надворных построек и усадьбы, предусматривалось предоставление переселенцам продовольственной ссуды и кредитов на хозяйственное обустройство и приобретение скота. Переселяемые из западных территорий в глубь республики хозяйства делились на две категории: для колхозников и тех единоличников, которые на местах нового проживания вступят в колхозы, большинство льгот не применялось, в т.ч. не предоставлялись кредиты, а льгота по налогам действовала только на один год; для не вступивших в колхозы единоличников льготы не действовали. Требовавшиеся для осуществления встречных переселений 12 тыс. хозяйств расходы определялись правительственным постановлением суммой в 9,8 млн руб, из которых 4 млн выделялись государством как безвозвратные средства, а 5,8 млн, выделявшиеся на кредиты, подлежали возврату. Весьма скромной (250 тыс. руб.) была сумма, отпускаемая на осуществление депортации с Украины «антисоветского элемента» на Беломорско-Балтийский канал (см.: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. Т. 4. 1934-1936. М., 2002. С. 387-388).