Доклад Киренского окротдела ОГПУ о крестьянских союзах в Киренском округе. 25 марта 1927 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1927.03.25
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 539-541
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 323. Л. 3—7. Подлинник.

№ 239

В первых числах декабря м[инувшего] года в отдельных районах Киренского округа появились случаи агитации крестьян за создание крестьянского союза. Эти толкования нужно отнести главным образом за счет зажиточного элемента деревни. Агитируя за создание крестьянских союзов, ими выдвигаются [такие] основные моменты: несоответствие цен предметов фабрично-заводского производства с продуктами сельского хозяйства, тяжелая налоговая политика соввласти, привилегированность служащих и рабочих, наличие у последних своих профессиональных организаций, защищающих их интересы в противовес благополучию крестьянства. Пытаясь внедрить идеи крестьянского союза, зажиточные прибегают к методу дискредитации компартии, критике мероприятий соввласти, налоговой политики и [к] другим формам антисоветского направления, подтверждаемым приводимыми нижеследующими фактами:

2 декабря 1926 г. в помещении Ульканского сельсовета Макаровского района секретарь сельсовета Арватский Иван Герасимович (середняк) говорил: «В настоящее время крестьян совершенно задавили налогами, и к тому же продукт крестьянского производства по сравнению с довоенными ценами гораздо дешевле, а продукт фабричного производства в несколько раз дороже. Рабочие и служащие имеют большие преимущества нежели крестьяне, они имеют свои союзы, которые вырабатывают для них ставки зарплаты до 300—400 руб. в месяц, в то время как середняцкое хозяйство дает в год 100 руб. и меньше дохода, а создавать крестьянские союзы соввласть не разрешает».

Его поддерживал зажиточный крестьянин Марков Константин Васильевич, говоря: «Разве интересно создавать коммунистам крест[ьянские] союзы, которые будут вести борьбу с властью и союзами рабочих, т.е. если последние вырабатывают для себя ставки зарплаты и устанавливают цены на фабричные товары, то крестьянский союз будет вырабатывать ставки с/х налога и устанавливать цены на с/х продукты. Конечно, это для коммунистов невыгодно, и если бы они разрешили создать крестьянский союз, то подохли бы все с голода, а так они под шумок красноречивых лозунгов ездят верхом на мужике».

Присутствовавший при разговоре предсельсовета Красноштанов Иван Гаврилович сказал: «Об организации крестьянских союзов и говорить не приходится — факт налицо. Когда в 1920 г. в с. Макарово кр[естья]не Хорошев, Хромов и другие стали призывать крестьянство к созданию своего союза, то коммунисты арестовали всех главарей и называли эту организацию эсеровской». Арватский И.Г. со своей стороны добавил: «Добиться справедливости — нужно находить другие методы борьбы и организации крестьянского союза и чтобы победить — нужно что-то делать».

3 декабря 1926 г. зажиточный крестьянин этого же села Лрватский Федор Алексеевич, беседуя с зажиточными крестьянами, негодуя на тяготу налогов и дороговизну промышленных товаров наряду с низкими ценами на продукты с[ельского] хозяйства, говорил, что «нам необходимо так или иначе иметь свой крестьянский союз, созданный по типу рабочих союзов, для того, чтобы полностью защищать интересы крестьянства, для этого нужна борьба с властью». Солидаризируясь с ним, Арватский Вас. Тимофеевич (зажиточный) говорит: «Попробуй-ка, брат, начать организацию крестьянского союза, сейчас же, как воронье, налетят коммунисты. Если мы проворонили создать крестьянский союз в 1920 г. во время революции, то теперь сразу этого не сделаешь. Для того, чтобы создать этот союз, необходима длительная подготовка и это связано с большими трудностями, ведь ты знаешь сам, если крестьяне начинают говорить о создании крестьянских союзов, то коммунисты говорят, что у вас есть кооперативы, кресткомы и прочие организации, вот это и есть ваш крестьянский союз, и объединяйтесь вокруг них, а что они нам дают? Только и знай, что давай везде вклады да взносы, а польза от этих организаций только голытьбе, а нашему брату — шиш».

Агитация за организацию крестьянских союзов не ограничивается в рамках частных бесед, местами об этом открыто заявляют на общих сельских собраниях крестьян. Так, например: 28 декабря 1926 г. на общем собрании крестьян с. Красноярово Макаровского района крестьянин Арватский И.Г. заявил: «С нас только берут налоги, а говорят, что единый с/х налог. Где же справедливость? Надо создать крестьянский союз, чтобы он защищал интересы крестьянства». Его выступление поддерживал крестьянин середняк Арватский Юрий Иванович: «Соввласть что вздумает, то и делает с мужиком. Нам необходимо во что бы то ни стало создать крестьянский союз, посредством которого мы можем бороться с властью». За ним выступил еще ряд ораторов, мнение которых сводилось к тому же.

Прорабатывая данный вопрос, нами установлено, что часть зажиточного элемента использует в агитации за крестьянский союз бедняков и середняков благодаря их экономической зависимости от зажиточных, в частности от зажиточных этого села Арватского Ал. Ал., Арватского Вас. Тимоф. и Люля Карла, последний кустарь-кузнец. Эта группа в конце 1926 г. во время гулянки произносила тосты: «Да здравствует крестьянский союз!». Этим словам вторил с рюмкой вина в руках Люля Карл: «Долой Советскую власть, да здравствует крестьянское право!».

Веяния о крест[ьянском] союзе постепенно проникают и в другие районы округа, как-то, [в] наиболее отдаленный Казачинский район; в последнем отмечен один факт агитации. В дер. Ермаки в помещении лавки потребобщества зажиточный крестьянин Тетерин Григ. Степанович 28 февраля 1927 г. говорил: «Почему у крестьян нет никаких организаций? — А потому мы и живем плохо. У рабочих есть свои профсоюзы, этим они друг друга поддерживают, а у нас раньше говорили о крестьянском союзе, а вот теперь что-то замолчали».

Следует остановиться на исторических данных, играющих известную роль в агитации за крестсоюз. В 1920 г. в Киренской вол. существовал крестьянский союз, объединявший до 560 членов из крестьян, организованный по инициативе группы антисоветского зажиточного крестьянства. Во главе крестьянского союза стоял быв. белый офицер, состоящий у нас на учете, Корелин Мих. Иванович, являясь председателем правления. Некоторые участники крестсоюза 1920 г. замечены в агитации за крестсоюз в настоящее время, например: зажиточн[ый] крестьянин дер. Сидоровой Ляпунов Ив. Вас. 28 февраля 1927 г. говорил: «Крестьяне нашей деревни хотели создать крестьянский союз, но правительство не разрешает, а поэтому нужно организовать этот союз тайно. Крестьянский союз нужен крестьянам для защиты крестьян от больших налогов и для того, чтобы крестьян, которые обзаводятся хозяйством, не считали кулаками. Крестьяне сейчас разрознены, а их нужно организовать, и когда эта организация пройдет, крестьяне сумеют защитить свои интересы».

Имеются предпосылки к тому, что мысль о крестсоюзах подана в деревне приезжающим из Усть-Кута смотрителем судоходного надзора Логиновым (эсерствующим); последний, проезжая мимо Улькана и Красноярово, держит дружеские связи с зажиточными, замеченными в агитации за крестсоюз. Характеристика и личность Логинова подробно пока не установлена в силу его постоянного пребывания в разъездах.

В последних числах января на стенах политехникума появились листовки «Долой коммунистов бюрократов. Долой большевистскую иерархию. Долой городского паразита-мещанина. Да здравствует крестьянский союз». Подпись: «Союз». «Долой пролетарскую диктатуру. Да здравствует союз крестьянства». Подпись: «Союз». Таких листовок было 3 шт., через некоторое время в начале февраля на стенах техникума обнаружены опять две листовки аналогичного первым содержания. При сверке почерков установлено, что все 5 листовок писаны одним лицом. Появление листовок совпадает с приездом из дер. Тиры (района активного в агитации за крестсоюз) слушателя 3-го курса педтехникума Тирского Федора. Часть слушателей педтехникума, снявших с забора листовки, приписывали это Тирскому, но последний решительно заявил, что листовок он не писал. При разработке этого вопроса нами получены характеризующие данные Тирского Федора, замеченного в крестьянском уклоне. Последний в беседах, спорах со слушателями частенько говорит: «У партии нашего округа буржуазный уклон, недооценка крестьян. Они видят перед глазами, им с места кажется, что все хорошо, а на самом деле не так». Или: «Что не жить рабочему, 8 часов отработал, живут на кассе, а в деревню не пойдет работать. В городе устраивают сады, а у крестьянина дети неграмотные — голые». Или: «Революция крестьянству ничего не дала, оно само стихийно движется — прогрессирует». Тирский состоял членом ВЛКСМ, за крестьянский уклон исключен.

Из приведенных выше фактов видно: зажиточные, агитируя за крестьянский союз, мыслят противопоставить [его] диктатуре пролетариата, защищая таким образом свои крестьянские интересы, не ограничиваясь при этом созданием крестсоюза на нелегальных условиях.

Наша работа по крестсоюзовской агитации выразилась в даче заданий ИНФО по выявлению всех агитаторов за крестьянский союз и им сочувствующих, по систематическому наблюдению за последними, [по] связям последних с приезжающими из города, в частности, Логиновым, проработке старых материалов крестьянского союза 1920 г. и материалов, поступающих с мест.

Спецосведомления по крестсоюзам нет в силу отдаленности имеющих место случаев агитации, а также и отсутствия пока определенных групп.

Нач. Кирокротдела ОГПУ Корытов

Уполномоченный СО Дмитриев